Информационные технологии в реализации языкового образования в неязыковом вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Раскрыты возможности применения информационных технологий в реализации языкового образования в неязыковом вузе в условиях полного перехода на дистанционное образование из-за пандемии COVID-19. Языковое образование признается синтезом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Однако в педагогической науке еще должным образом не разработан соответствующий раздел, изучающий реализацию языкового онлайн-образования, поэтому мы предпринимаем шаг в попытке систематизировать наработанный опыт. На основе анализа отечественных и зарубежных научных источников и накопленного педагогического опыта исследована эффективность онлайн-педагогики. Материалом исследования выступают учебные сайты, образовательные платформы МГИМО и РЭУ им. Г.В. Плеханова, бесплатные приложения (Google classroom и пр.) и платформы (Moodle, Edmodo.com и др.) в реализации базы дистанционного образования по иностранному языку. Для достижения цели изучения языка в условиях карантина COVID-19 ИКТ использовались в четырех направлениях: образовательные платформы, оnline-конференции, образовательные сайты и приложения по бесплатному изучению языка, сайты (с дублирующими приложениями) для создания тестов. Образовательные платформы Moodle, Edmodo, Google classroom и пр. позволяют профессорско-преподавательскому составу (ППС) создавать и вести дистанционные занятия в режиме offline и обладают достаточно богатым образовательным потенциалом для изучения языка. Использование информации, представленной на интернет-ресурсах, может быть эффективным при реализации языкового образования. Сегодня важно сфокусировать зону внимания на поисках новой дидактики – дидактики смешанного обучения, разработке новой модели смещения акцентов: с центрированности на собственном контенте на общедоступные виды контента и т. д. Необходимо также создание новой модели компетенций преподавателя для работы в парадигме онлайн-педагогики, ориентированной на студентоцентрированность, что требует осмысления роли обучающей среды как навигатора обучения, владения технологиями интеграции очной и электронной сред, внешних ресурсов и систем обучения (МООК, адаптивные системы, внешние платформы) и построения на этих основах маршрута обучения.

Об авторах

Анна Леонидовна Морозова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: llg04@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английский язык»

Россия, Одинцово

Татьяна Анатольевна Костюкова

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: kostykova@inbox.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Общая и педагогическая психология»

Россия, Томск

Джамиля Хасяновна Година

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Email: dzhamilagodina@mail.ru

старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» № 1

Россия, Москва

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения: 20.09.2020).
  2. Краснорядцева О.М., Ваулина Т.А., Щеглова Э.А. Цифровые кочевники: проблемы образовательного взаимодействия // Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд: Сборник материалов III Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции. – 2017. – С. 157–162.
  3. Сысоева Л.А. Виды дифференциации обучения при использовании личностно-ориентированного подхода в дистанционном обучении // Применение новых технологий в образовании: Материалы XVII Международной конференции. – 2006. – С. 262–264.
  4. Прищепа Т.А. Возможности контекстного обучения для разработки заданий в информационно-образовательных средах // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 8 (173). – С. 74–78.
  5. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 118–3. – С. 89–92.
  6. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. – № 4. – С. 25–33.
  7. Пьянзина Е.П. Компетентность преподавателя дистанционного обучения как основа качества системы дистанционного обучения // Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом: Материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета. В 2 т.; ред. кол.: Л.А. Закс [и др.]. – 2013. – С. 144–146.
  8. Мамед М.А. Задачи дистанционного обучения. Программные реализации систем дистанционного обучения // Инновации в современной науке: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции; под общ. ред. А.И. Вострецова. – 2017. – С. 14–19.
  9. Громова Т.В. Модели дистанционного обучения и основные требования к уровню освоения содержания курса «Преподаватель дистанционного обучения» // Российская наука: актуальные исследования и разработки: Сборник научных статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. – 2017. – С. 185–188.
  10. Яменко О.П. Электронный учебник как средство обучения в системе дистанционного обучения // Казанская наука. – 2013. – № 4. – С. 228–230
  11. Леган М.В., Яцевич Т.А. Комбинированная модель обучения студентов на базе системы дистанционного обучения // Высшее образование в России. – 2014. – № 4. – С. 136–141.
  12. Коренькова Н.А. Анализ внедрения программных систем, реализующих концепцию дистанционного обучения в целях повышения эффективности обучения // International Innovation Research: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 371–373.
  13. Сазонова А.В. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку студентов заочной формы обучения // Наука и образование сегодня. – 2017. – № 1 (12). – С. 60–63.
  14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1065 (дата обращения: 13.06.2020).
  15. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация // Культурология. – 2002. – № 2 (22). – С. 101–104.
  16. Дегиль И.М., Костюкова Т.А. Специфика работы преподавателя вуза в электронном обучении // Открытое и дистанционное образование. – 2016. – № 3(63). – C. 50–10.
  17. Al-Qirim N., Rouibah K., Tarhini A., Serhani M.A., Yammahi A.R., Yammahi M.A. Towards a personality understanding of information technology students and their IT learning in UAE university. Springer, 233 Spring ST, New York, NY 10013 USA. 2018. Рр. 29–42. doi: 10.1007/s10639-017-9578-1
  18. Gascueña J.M., Fernández-Caballero A. An Agent-Based Intelligent Tutoring System For Enhancing E-Learning / E-Teaching. 2005. http://www.itdl.org/journal/nov_05/article02.htm (accessed September 20, 2020).
  19. Guillermo Farfan. Social Anxiety In The Age Of Social Networks. 2013. https://Www.Psychologicalscience.Org/Publications/Observer/2013/May-June-13/Social-Anxiety-In-The-Age-Of-Social-Networks.Html (accessed September 20, 2020).
  20. Kasper A.G. Shyness In The Classroom And Its Impacts On Learning And Academic Functions. Thesis 2012. 20 p. http://Www2.Uwstout.Edu/Content/Lib/Thesis/2012/2012kaspera.Pdf (accessed February 20, 2020).
  21. Thompson K.R., Wesley A.H., Sanchez D.J. et al. Ego Depletion Impairs Implicit Learning. 2014. https://Www.Ncbi.Nlm.Nih.Gov/Pmc/Articles/PMC4183724/ (accessed January 17, 2020).
  22. Xiaojing Liu, Curt Bonk et al. An Investigation Of Flow Experience In Virtual Learning Teams. International Journal Of Instructional Technology And Distance Learning. November 2011. Vol. 8. No. 11. http://www.itdl.org/journal/nov_11/nov_11.pdf (accessed September 20, 2020).
  23. Yun-Jo An, Bosede Aworuwa et al. Teaching with Web 2.0 Technologies: Benefits, Barriers And Best Practices. 2009. http://www.aect.org/pdf/proceedings09/2009/09_1.pdf (accessed September 20, 2020).
  24. Bambang Gunawan, Merry Merry, Nelly Nelly. Information Technology Risk Assessment: Octave-S Approach. Communication and Information Technology. May 31, 2011. doi.org/10.21512/COMMIT.V5I1.549
  25. Лингвисты изучают межкультурную коммуникацию онлайн // МГИМО Одинцовский филиал [Электронный ресурс]. – URL: https://odin.mgimo.ru/news/3200-lingvisty-izuchayut-mezhkulturnuyu-kommunikatsiyu (дата обращения: 19.09.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Морозова А.Л., Костюкова Т.А., Година Д.Х., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».