Информационные технологии в реализации языкового образования в неязыковом вузе
- Авторы: Морозова А.Л.1, Костюкова Т.А.2, Година Д.Х.3
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
- Национальный исследовательский Томский государственный университет
- Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
- Выпуск: Том 17, № 4 (2020)
- Страницы: 16-28
- Раздел: Направления модернизации образования
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/59541
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.4.2
- ID: 59541
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Раскрыты возможности применения информационных технологий в реализации языкового образования в неязыковом вузе в условиях полного перехода на дистанционное образование из-за пандемии COVID-19. Языковое образование признается синтезом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Однако в педагогической науке еще должным образом не разработан соответствующий раздел, изучающий реализацию языкового онлайн-образования, поэтому мы предпринимаем шаг в попытке систематизировать наработанный опыт. На основе анализа отечественных и зарубежных научных источников и накопленного педагогического опыта исследована эффективность онлайн-педагогики. Материалом исследования выступают учебные сайты, образовательные платформы МГИМО и РЭУ им. Г.В. Плеханова, бесплатные приложения (Google classroom и пр.) и платформы (Moodle, Edmodo.com и др.) в реализации базы дистанционного образования по иностранному языку. Для достижения цели изучения языка в условиях карантина COVID-19 ИКТ использовались в четырех направлениях: образовательные платформы, оnline-конференции, образовательные сайты и приложения по бесплатному изучению языка, сайты (с дублирующими приложениями) для создания тестов. Образовательные платформы Moodle, Edmodo, Google classroom и пр. позволяют профессорско-преподавательскому составу (ППС) создавать и вести дистанционные занятия в режиме offline и обладают достаточно богатым образовательным потенциалом для изучения языка. Использование информации, представленной на интернет-ресурсах, может быть эффективным при реализации языкового образования. Сегодня важно сфокусировать зону внимания на поисках новой дидактики – дидактики смешанного обучения, разработке новой модели смещения акцентов: с центрированности на собственном контенте на общедоступные виды контента и т. д. Необходимо также создание новой модели компетенций преподавателя для работы в парадигме онлайн-педагогики, ориентированной на студентоцентрированность, что требует осмысления роли обучающей среды как навигатора обучения, владения технологиями интеграции очной и электронной сред, внешних ресурсов и систем обучения (МООК, адаптивные системы, внешние платформы) и построения на этих основах маршрута обучения.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анна Леонидовна Морозова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: llg04@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английский язык»
Россия, ОдинцовоТатьяна Анатольевна Костюкова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Email: kostykova@inbox.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Общая и педагогическая психология»
Россия, ТомскДжамиля Хасяновна Година
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Email: dzhamilagodina@mail.ru
старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» № 1
Россия, МоскваСписок литературы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения: 20.09.2020).
- Краснорядцева О.М., Ваулина Т.А., Щеглова Э.А. Цифровые кочевники: проблемы образовательного взаимодействия // Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд: Сборник материалов III Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции. – 2017. – С. 157–162.
- Сысоева Л.А. Виды дифференциации обучения при использовании личностно-ориентированного подхода в дистанционном обучении // Применение новых технологий в образовании: Материалы XVII Международной конференции. – 2006. – С. 262–264.
- Прищепа Т.А. Возможности контекстного обучения для разработки заданий в информационно-образовательных средах // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 8 (173). – С. 74–78.
- Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 118–3. – С. 89–92.
- Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. – № 4. – С. 25–33.
- Пьянзина Е.П. Компетентность преподавателя дистанционного обучения как основа качества системы дистанционного обучения // Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом: Материалы XVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета. В 2 т.; ред. кол.: Л.А. Закс [и др.]. – 2013. – С. 144–146.
- Мамед М.А. Задачи дистанционного обучения. Программные реализации систем дистанционного обучения // Инновации в современной науке: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции; под общ. ред. А.И. Вострецова. – 2017. – С. 14–19.
- Громова Т.В. Модели дистанционного обучения и основные требования к уровню освоения содержания курса «Преподаватель дистанционного обучения» // Российская наука: актуальные исследования и разработки: Сборник научных статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. – 2017. – С. 185–188.
- Яменко О.П. Электронный учебник как средство обучения в системе дистанционного обучения // Казанская наука. – 2013. – № 4. – С. 228–230
- Леган М.В., Яцевич Т.А. Комбинированная модель обучения студентов на базе системы дистанционного обучения // Высшее образование в России. – 2014. – № 4. – С. 136–141.
- Коренькова Н.А. Анализ внедрения программных систем, реализующих концепцию дистанционного обучения в целях повышения эффективности обучения // International Innovation Research: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 371–373.
- Сазонова А.В. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку студентов заочной формы обучения // Наука и образование сегодня. – 2017. – № 1 (12). – С. 60–63.
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1065 (дата обращения: 13.06.2020).
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация // Культурология. – 2002. – № 2 (22). – С. 101–104.
- Дегиль И.М., Костюкова Т.А. Специфика работы преподавателя вуза в электронном обучении // Открытое и дистанционное образование. – 2016. – № 3(63). – C. 50–10.
- Al-Qirim N., Rouibah K., Tarhini A., Serhani M.A., Yammahi A.R., Yammahi M.A. Towards a personality understanding of information technology students and their IT learning in UAE university. Springer, 233 Spring ST, New York, NY 10013 USA. 2018. Рр. 29–42. doi: 10.1007/s10639-017-9578-1
- Gascueña J.M., Fernández-Caballero A. An Agent-Based Intelligent Tutoring System For Enhancing E-Learning / E-Teaching. 2005. http://www.itdl.org/journal/nov_05/article02.htm (accessed September 20, 2020).
- Guillermo Farfan. Social Anxiety In The Age Of Social Networks. 2013. https://Www.Psychologicalscience.Org/Publications/Observer/2013/May-June-13/Social-Anxiety-In-The-Age-Of-Social-Networks.Html (accessed September 20, 2020).
- Kasper A.G. Shyness In The Classroom And Its Impacts On Learning And Academic Functions. Thesis 2012. 20 p. http://Www2.Uwstout.Edu/Content/Lib/Thesis/2012/2012kaspera.Pdf (accessed February 20, 2020).
- Thompson K.R., Wesley A.H., Sanchez D.J. et al. Ego Depletion Impairs Implicit Learning. 2014. https://Www.Ncbi.Nlm.Nih.Gov/Pmc/Articles/PMC4183724/ (accessed January 17, 2020).
- Xiaojing Liu, Curt Bonk et al. An Investigation Of Flow Experience In Virtual Learning Teams. International Journal Of Instructional Technology And Distance Learning. November 2011. Vol. 8. No. 11. http://www.itdl.org/journal/nov_11/nov_11.pdf (accessed September 20, 2020).
- Yun-Jo An, Bosede Aworuwa et al. Teaching with Web 2.0 Technologies: Benefits, Barriers And Best Practices. 2009. http://www.aect.org/pdf/proceedings09/2009/09_1.pdf (accessed September 20, 2020).
- Bambang Gunawan, Merry Merry, Nelly Nelly. Information Technology Risk Assessment: Octave-S Approach. Communication and Information Technology. May 31, 2011. doi.org/10.21512/COMMIT.V5I1.549
- Лингвисты изучают межкультурную коммуникацию онлайн // МГИМО Одинцовский филиал [Электронный ресурс]. – URL: https://odin.mgimo.ru/news/3200-lingvisty-izuchayut-mezhkulturnuyu-kommunikatsiyu (дата обращения: 19.09.2020).
Дополнительные файлы
