Представление знаний в российской и европейской науке
- Авторы: Доброва В.В.1, Антюнес Т.К.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- CIPES – Центр Исследований политики высшего образования
- Выпуск: Том 17, № 4 (2020)
- Страницы: 29-41
- Раздел: Теория педагогики
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/59542
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.4.3
- ID: 59542
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представление знаний – фундаментальный вопрос философии, педагогики, лингвистики, психологии и искусственного интеллекта. В статье исследуются достижения в области создания систем, основанных на знаниях, существующие в российской и европейской практике. Мы использовали методы кросс-культурного контент-анализа и мета-анализа для анализа различных источников информации, интерпретации определений и повышения достоверности выводов. В статье рассматриваются такие проблемы как определение знания и его типов; взаимодействие между знанием, его представлением и физическим миром; подходы к представлению знаний; схемы представления для процедурных и декларативных типов знаний. Результаты исследования показывают, что в российской науке проблема представления знаний связана с проблемой знания как такового и его «репрезентации» в нашей психике, в отличие от европейской практики, где проблема считается чисто прикладной. Теоретические наработки и практические аспекты, обсуждаемые в статье, способствуют решению проблемы представления знаний и доказывают эффективность комбинации обоих обсуждаемых подходов.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Виктория Вадимовна Доброва
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: victoria_dob@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3037-4797
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»
Россия, СамараТатьяна Корякина Антюнес
CIPES – Центр Исследований политики высшего образования
Email: tatianakor@hotmail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7539-249X
PhD Социальных наук, исследователь
Португалия, ПортоСписок литературы
- Колодочка Т.Н. Фреймовое обучение. // Школьные технологии. № 1, 2005. С. 140-142.
- Малязина М.А., Котова С.А. Включение фреймового обучения в практику преподавания педагогических дисциплин в высшей школе. // Педагогический журнал. Том 7, № 2А, 2017. С. 188-198.
- Талызина Н.Ф., Володарская И.А., Буткин Г.А. Усвоение научных понятий в школе. Учебное пособие. М., 2017. 114 с.
- Монахов В.М. Разработка прогностической модели развития теории обучения для ИТ образования. // Современные информационные технологии и ИТ-образование. М., МГУ, вып. 14, том 2, 2017. С.111-121.
- Эрдниев П.М. Укрупнение знания как условие радостного учения.// Начальная школа. № 11, 1999. С. 4-12.
- Кабков П.К. Концепция тематического обучения. Постановка дидактических задач. Учебное пособие. М.: МГТУ ГА, 1994. 64 с.
- Лукьянова B.C., Остапенко A.A. Образовательная концепция Азовского экспериментального социально педагогического комплекса. Азов, 1996. 17 с.
- Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000. 223 с.
- Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2004. 224 с.
- Wierzbicka A. Language and Metalanguage: Key Issues in Emotion Research.// Emotion Review, 1, 2009. Pp. 3-14. doi: 10.1177/1754073908097175.
- Barwise J., Perry M. Situations and Attitudes. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1983. Pp. 264-265.
- Abelson R.P., Schank R. Scripts, Plans, Goals and Understanding: an Inquiry into Human Knowledge Structures. N.Y.: Hillsdale, 1977.
- Копнин В.П. Логические основы науки. Киев, 1968. 35 с.
- Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. Философия. М., Проспект, 2019. 672 с.
- Романцова М. Г., Ледванова М. Ю., Сологуб Т. В. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа. Руководство для преподавателей. М., Академия Естествознания, 2010.
- Sharif A.M. Knowledge representation within information systems in manufacturing environments. Department of Information Systems and Computing, Brunel University, 2004. 251 p.
- Probst G., Raub S., Romhardt K. Managing Knowledge : Building Blocks for Success. John Wiley: Chichester, UK, 2001.
- Davenport T. H., Prusak L. Working knowledge : how organizations manage what they know. Harvard Business School Press: Boston, MA, USA,1998.
- Polanyi M. The Tacit Dimension. Doubleday-Anchor: NY, New York, USA,1967.
- Leonard-Barton D. Wellsprings of Knowledge : Building and Sustaining the sources of Innovation. Harvard Business School Press: Boston, MA, USA, 1995.
- Wiig K.M. Knowledge Management Methods: Practical Approaches to Managing Knowledge. Schema Press: Arlington, TX, USA, 1995.
- Seel N.M. Encyclopedia of the Sciences of Learning. Springer, Boston, MA, 2012. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1428-6_875
- Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., Эдиториал УРСС, 2001. 256 с
- Миницкий Н.И. Современные парадигмы конструирования содержания исторического образовательного знания (от теории познания к интеллектуальным технологиям). // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны : навук. зб. Вып. 6. Мінск : БДУ, 2011. C. 29–34.
- Piaget J. Construction of reality in the child. London: Routledge & Kegan Paul, 1957.
- Bruner J. S. The course of cognitive growth // The American Psychologist, 19,1964. Pp. 1–16.
- Pylyshyn Z. Computation and cognition: Toward a foundation for cognitive science. Cambridge, MA: MIT Press, 1984.
- Seel N. M. Weltwissen und mentale Modelle. Göttingen: Hogrefe, 1991.
- Merali Y. The role of boundaries in knowledge processes. // European Journal of Information Systems, 11, 2002. Pp. 47–60.
- Capurro R. What is information science for? A philosophical reflection. // Conceptions of Library and Information Science. Historical, empirical and theoretical perspectives. Taylor Graham: London, 1992. Pp. 82–98.
- Brodie M. L., Mylopoulos J., Schmidt J. W. On conceptual modelling. Perspectives from artificial intelligence, databases, and programming languages. New York: Springer, 1984. Pp. 3–17.
- Барский А.Б. Искусственный интеллект и логические нейронные сети. СПб.: ИЦ Интермедия, 2019. 360 с.
- Лещева И. А. Практический подход к созданию и наполнению баз знаний онтологического типа: проблемы и вызовы. // Инжиниринг предприятий и управление знаниями. М., РЭУ им. ГВ Плеханова, 2018. С. 194-201.
- Загорулько Ю.А. Современные средства формализации семантики областей знаний на основе онтологий. // Информационные и математические технологии в науке и управлении. № 3 (11), 2018. С. 27-36.
- Станкевич Л. А. Интеллектуальные системы и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М., Юрайт, 2017. 397 с.
- Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и воспринимает мир. М., Эдиториал УРСС, 1996. 224 с.
- Hardarson A. Aims of Education: How to Resist the Temptation of Technocratic Models. // Journal of Philosophy of Education. Vol. 51, № 1, 2017. Pp. 59-72.
- Henning C. A., Ewerth R. Estimating the information gap between textual and visual representations. // IJMIR, 7(1), 2018. Pp. 43–56.
- Nguyen H. D., Do N. V., Tran N. P., Pham X. H. Criteria of a knowledge model for an intelligent problems solver in education. // Proceedings of 2018 10th IEEE International Conference on Knowledge and Systems Engineering (KSE 2018). Ho Chi Minh City, Vietnam, 2018. Pp. 288–293,
- Paulheim H. Knowledge graph refinement: a survey of approaches and evaluation methods. // Semantic Web Journal, 8 (3), IOS Press, 2017. Pp. 489–508.
