Структурно-содержательная характеристика инновационной педагогической системы
- Авторы: Рыков С.Л.1
-
Учреждения:
- Военная академия РВСН имени Петра Великого
- Выпуск: Том 17, № 4 (2020)
- Страницы: 42-51
- Раздел: Теория педагогики
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/59543
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.4.4
- ID: 59543
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анализируются теоретические подходы к понятию, структуре и содержанию инновационной педагогической системы как средства реализации новых педагогических идей и механизмов формирования креативного мышления педагогов и обучающихся в различных формах образовательного процесса. Цель исследования – выявить структурно-содержательные элементы инновационной педагогической системы. В процессе проведенного исследования выявлены признаки и структура инновационной педагогической системы, представлена типология педагогов по основанию их отношения к педагогическим инновациям. Автором исследования определены основные компоненты структуры инновационной деятельности педагога, системообразующие элементы педагогической системы, перечень инновационных педагогических технологий. Анализ научной литературы, личный педагогический опыт позволили установить историко-педагогическую связь между факторами и условиями возникновения инновационной педагогической системы и направленностью ее форм, методов и средств. Данная связь устанавливается на принципах целеполагания, соответствия содержания целям и задачам образовательного процесса, социальному заказу, уровню развития педагогической науки, потребностям обучающихся. Сделан вывод о том, что инновационный педагогический процесс характеризуется изменениями целей, задач, форм, методов и средств влияния на мышление обучающихся в рамках субъект-субъектного подхода. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения в педагогической практике выявленных структурно-содержательных элементов инновационной педагогической системы.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Леонидович Рыков
Военная академия РВСН имени Петра Великого
Автор, ответственный за переписку.
Email: genderist@yandex.ru
доктор педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины»
Россия, БалашихаСписок литературы
- Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: идеи и проблемы. – М., 1992. – С. 20–26.
- Галимзянова И.И. Проектирование педагогической системы формирования у будущих инженеров иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник Казан. технол. ун-та. – 2008. – № 5. – С. 212–217.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2011. – 219 с.
- Брызгалов И.В. Педагогическая система формирования базовой экономической культуры личности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Майкоп, 2010. – 58 с.
- Гатиятуллин М.Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. – Казань, 2009. – 466 с.
- Соловьева Н.Н. Педагогическая система формирования языковой культуры специалистов в условиях непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2011. – 478 с.
- Осетрова О.В. Структурно-содержательные особенности построения педагогической системы послевузовской научной подготовки // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 12. – С. 51–61.
- Шарухин А.П., Шимко С.Ю. Инновационная направленность мышления офицеров подразделений Росгвардии: понятие и особенности // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 2 (133). – С. 51–55.
- Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 2014. – 224 с.
- Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Currency, 2017. 192 p.
- Rogers E. Diffusion of Innovations. Simon and Schuster, 2010. 518 p.
- Тихонова Т.Н. Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/19/opyt-raboty-po-teme-formirovanie-nestandartnogo-myshleniya-razvitie (дата обращения 14.09.2020).
- Coyle D., Hood P., Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge University Press, 2010. 173 p.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: АСТ, 2020. – 736 с.
Дополнительные файлы
