Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На основе анализа научных исследований показана сущность наставничества как педагогического феномена, рассматривается смысл и содержание научного наставничества, его роль в образовательной практике студента педагогического вуза.

Современные подходы к наставничеству в российской педагогической науке позволили автору произвести обзор содержания научных публикаций, предложить рабочие определения терминов «наставничество», «научное наставничество», «наставник в образовании», «наставничество бакалавров педагогического образования».

В опоре на отечественные и зарубежные источники автор раскрывает особенности научного наставничества в сравнении с наставничеством в других профессиональных сферах, фокусируя внимание на чрезвычайно широком охвате сферы наставнической деятельности в реализации современных образовательных практик студента педагогического вуза.

Актуализация научного наставничества отражает концептуальные аспекты изучения историко-педагогического наследия педагогов прошлого в современных условиях путем организации международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов».

Особое внимание в статье автор уделяет популяризации и преемственности гуманистических идей, педагогического наследия выдающегося российского врача и мыслителя-гуманиста Н.И. Пирогова в системе современного высшего образования в направлении научного наставничества, внедрению руководства научно-исследовательской деятельностью студентов в образовательную практику педагогического университета (в форме написания научных конкурсных работ разного уровня).

Обосновывается авторское видение практической значимости исследования в переосмыслении историко-педагогического наследия с позиций современных подходов научного наставничества как эффективного механизма передачи опыта и знаний от ведущих ученых-наставников в процессе научно-исследовательской работы студентов.

Об авторах

Любовь Александровна Кочемасова

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lkochem@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и социология»

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
  2. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. – М.: Педагогика, 1985. – 496 с.
  3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1939. – Т. 1. – 416 с.
  4. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: дис. ... д-ра пед. наук. – Уфа, 2014. – 428 с.
  5. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7. – № 5. – С. 25–36.
  6. Бевз Е.В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 9. – С. 8–10.
  7. Сопегина В.Т. О формировании коммуникативной составляющей педагогической компетенции в процессе наставничества // Образование и наука. – 2016. – № (2). – С. 55–67.
  8. Ронжина Н.В. Научное наставничество в процессе формирования универсальной компетенции «системное и критическое мышление» // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург-Первоуральск, 12 марта 2020 г. ФГАОУ ВО «РГППУ». – Екатеринбург, 2020. – С. 126–130.
  9. Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship. Theory into Practice. 1988. Vol. 27 (3). 183–189 pp. http: //www.jstor.org/stable/1477189 (accessed October 15, 2020).
  10. В мире мудрых мыслей Н.И. Пирогова: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов / науч. ред. В.Г. Рындак; отв. за вып. Л.А. Кочемасова; Мин-во просвещения Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2021. – ISBN 978-5-85859-705-6 [Электронный ресурс]. – URL: https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/ped_konkurs_2021.pdf (дата обращения: 15.11.2020).
  11. Богуславский М.В. Н.И. Пирогов: педагогические идеалы и жизненные реалии // Проблемы современного образования. – 2010. – № 6. – С. 21–33.
  12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9 qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 15.11.2020).
  13. Пирогов Н.И. Собрание сочинений. – СПб., 1900. Т. 2.
  14. Пирогов Н.И. Нужно ли сечь детей и нужно ли сечь в присутствии других детей // Сочинения Н.И. Пирогова: Изд. в память столетия со дня рождения Николая Ивановича Пирогова 1810 – 13 ноября – 1910. Т. 1. Педагогические и публицистические статьи. – 1910. – C. 95.
  15. Пирогов Н.И. Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей? // Одесский вестник. – 1858.
  16. Астафьева Е.Н. Н.И. Пирогов и Н.А. Добролюбов: нужно ли сечь? // Историко-педагогический журнал. – Нижний Тагил: Нижнетагильский ГАОУ ВО, 2018. – № 1. – С. 83–95.
  17. Психология. Все тонкости разума. Телесные наказания. [Электронный ресурс]. – URL: https://obu4ayka.ru/psihologiya/telesnye-nakazaniya-psihologiya.html (дата обращения: 12.01.2021).
  18. Кочемасова Л.А. Историко-педагогическое наследие как конструкт реализации современных образовательных практик // Вестник Оренбургского государственного университета: Электронный научный журнал. – 2019. – № 5 (223). – С. 69–75.
  19. Пирогов Н.И. Правила о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа [Электронный ресурс]. – URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000052/st037.shtml (дата обращения: 15.11.2020).
  20. Абрамов П.Д. Философские взгляды Н.И. Пирогова // Вестник МИТХТ. Серия: Социально-гуманитарные науки и экология. – 2015. – № 4. – С. 82–88.
  21. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Изд. центр ИЭТ. – 2012. – С. 244–285.
  22. Наставничество как актуальное явление в системе отечественного образования: сб. ст. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. – 107 с.
  23. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача (юбилейное издание, посвященное 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова) / Предисл. Ю.Л. Шевченко, М.Н. Козовенко. – М: НМХЦ им. Н.И. Пирогова, 2010. – 440 с.
  24. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие студенческого наставничества в научно-образовательной сфере в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 23. – С. 7–14.
  25. Фролова С.В., Базарнова Н.Д. Наставничество и менторинг: анализ понятий // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61–2. – С. 213–216.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Статистика по образовательным организациям, научным руководителям, конкурсантам, представившим материалы на Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов»

Скачать (261KB)
3. Рис. 2. Медаль Международной Пироговской премии

Скачать (189KB)

© Кочемасова Л.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».