Технология формирования навыков командной работы в условиях проектного обучения студентов вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Каждая эпоха предъявляет свои требования к уровню сформированности компетенций сотрудников. Четвертая промышленная революция делает акцент на развитие человеческого потенциала. Одной из форм, позволяющих раскрывать потенциальные возможности личности, является проектная деятельность.

В данной статье представлен опыт формирования навыков командной работы у студентов вуза. Анализируется возможность применения проектной деятельности для развития и совершенствования навыков командной работы с целью реализации современного компетентностного подхода в высшем образовании. В статье описывается технология формирования навыков командной работы. На основе проведенного исследования были обозначены перспективные возможности реализации командной работы в образовательной среде, а также выявлены проблемные аспекты этого вида деятельности.

Цель данной статьи — описать опыт внедрения технологии формирования навыков командной работы студентов в формате проектного обучения.

Исследование проводилось с использованием тестовой методики В. Стефансона «Qсортировка», формирующего эксперимента в формате проектной деятельности студентов и авторской анкеты «Отношение студентов к командной работе в условиях проектной деятельности», математических методов анализа.

Апробирована технология формирования навыков командной работы в рамках проектного обучения студентов вуза. В результате было выявлено, что проектное обучение оказывает комплексное воздействие на формирование навыков командной работы, это отметили 83,5 % респондентов.

Показано, что проектная деятельность в образовательной среде не только формирует навыки командной работы, но и является инструментом создания положительных установок студентов на командные виды деятельности, что указывает на широкие ресурсные возможности данной формы работы.

Об авторах

Светлана Дмитриевна Липатова

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.d.lipatova@urfu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Управление персоналом и психология». Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Россия, Екатеринбург

Евгения Аркадьевна Хохолева

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: e.a.hoholeva@urfu.ru

старший преподаватель кафедры «Управление персоналом и психология». Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Россия, Екатеринбург

Список литературы

  1. Платонов Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2 т.: Т. 1. – СПб.: Речь, 2007. – 416 с.
  2. Малова М.М. Роль «мягких» навыков в современной профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – № 4 (44). – С. 150–165.
  3. Емлютина И.А. Метод учебных проектов и его возможности обучения; проектная деятельность как деятельностная технология обучения // Профессиональное образование и общество. – 2014. – № 2 (10). – С. 21–26.
  4. Комарова Л.В. Достижение качества обучения как результат освоения проектных технологий в профильном обучении // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2014. – № 4. – С. 91–95.
  5. Липатова С.Д., Хохолева Е.А. Геймификация как педагогическая технология активизации учебной мотивации студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 1 (37). – С. 44–51.
  6. Кочнева Г.И. К проблеме проектного обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. – 2009. – № 3 (7). Психол.-пед. науки (теория и методика проф. образования). – С. 49–55.
  7. Walton M. The Deming Management Method. New York. 1986.
  8. Шакирова Д.М., Плотникова Н.Ф. Интеграция умений критически мыслить и работать в команде // Вестник КГЭУ. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-umeniy-kriticheski-myslit-i-rabotat-v-komande (дата обращения: 10.09.2020).
  9. Scholters Peter R. The Team Handbook. How to use Teams to Improve Quality. Copyright 1988 by Joiner Associates Inc.
  10. Шахмаева К.Е. Модель развития навыков командной работы у студентов, обучающихся по направлению «Строительство», и ее структурные компоненты // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2015. – № 2 (1). – С. 53–56.
  11. Катценбах Джон Р., Смит Дуглас К. Командный подход. Создание высокоэффективной организации. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 376 с.
  12. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: ИНФРА, 1997. – 344 с.
  13. Грейсон Дж., Карл О’ Делл. Американский менеджмент на пороге ХХI века / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1992. – 319 с.
  14. Мандранов А.М. Формирование навыков командной работы в учебной деятельности как междисциплинарный феномен // Мир человека: материалы ежегодной конференции. – Красноярск, 2019. – Вып. 1 (47) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sibsau.ru/scientific-publication (дата обращения: 15.12.2020).
  15. Седых Е.П. Управление проектами: процессный подход // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2019. – № 4 (44). – С. 181–190.
  16. Рыскулова М.Н. Формирование умений командной работы у студентов технических вузов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 12 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-umeniy-komandnoy-raboty-u-studentov-tehnicheskih-vuzov (дата обращения: 18.12.2020).
  17. Положение о проектном обучении. – Екатеринбург: УРФУ, 2019 [Электронный ресурс]. – URL: https://urfu.ru/ru (дата обращения: 1.11.2020).
  18. Project Management Institute. Project manager competency development (PMCD) framework. URL: https://www.pmi.org/learning/library/project-manager-competency-development-framework-7376 (accessed November 15, 2020).
  19. Khanaeva E., Lysenko E. The use of competency approach in the formation of a successful project management team in the talent management system. Sgem 2016, bk 1: psychology and psychiatry, sociology and healthcare, education conference proceedings. 2016. Vol. 3. Рр. 1199–1206.
  20. Практическая психодиагностика: методики и тесты: Учеб. пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2011. – 672 с. – С. 465–469.
  21. Типы ролей в командах менеджеров: Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2003. – 232 с.
  22. Липатова С.Д. Технология творческого проекта в образовательной деятельности Уральского федерального университета // Дискуссия. – 2012. – № 11 (29). – С. 132–137.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Изменение навыков командной работы студентов в результате проектной деятельности (по результатам авторской анкеты)

Скачать (90KB)
3. Рис. 2. Формирование положительной установки на членов команды (по результатам авторской анкеты)

Скачать (85KB)

© Липатова С.Д., Хохолева Е.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».