Педагогические условия организации работы с профессионально ориентированным текстом в процессе обучения иностранному языку
- Авторы: Пушкарева И.А.1
-
Учреждения:
- Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России
- Выпуск: Том 18, № 1 (2021)
- Страницы: 71-86
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/65136
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.1.6
- ID: 65136
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предпринята попытка разработать совокупность педагогических условий, способствующих организации эффективной работы обучающихся с профессионально ориентированным текстом в процессе изучения иностранного языка с целью формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
Для рассмотрения профессионально ориентированного текста как средства формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций необходимо создать обучающимся определенные педагогические условия, способствующие эффективности данного процесса. В связи с этим автор попытался выявить и обосновать педагогический потенциал профессионально ориентированного текста, дидактические условия организации работы с ним и психолого-педагогические условия, опирающиеся на личностные характеристики обучающихся, отвечающие за восприятие информации как основополагающей составляющей коммуникативного процесса.
Автором раскрывается понятие «педагогические условия» и создается совокупность основных педагогических условий организации эффективной работы обучающихся с профессионально ориентированным текстом. Обсуждаются условия, определяющие педагогический потенциал текста, в рамках которых показана последовательность прохождения обучающимися определенных этапов работы с целью создания собственного смысла и «встречного» текста. Анализируются дидактические условия, определяющие формы, приемы и методы обучения, способствующие эффективной организации работы с текстом, и выделяются показатели сформированности заявленных компетенций. В рамках рассмотрения психолого-педагогических условий рассматриваются возможности организации учебного процесса с учетом психологических и личностных особенностей обучающихся.
В статье раскрывается необходимость организации обучения на основе аутентичных текстов как средства приобщения обучающихся к культурным ценностям стран изучаемого языка с целью поиска собственных смыслов, формирования самосознания, рефлексии и умений взаимодействовать в межкультурной коммуникации.
Внедрение в образовательный процесс рассмотренных педагогических условий позволило систематизировать работу с профессионально ориентированным текстом и показало его эффективность в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ирина Александровна Пушкарева
Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России
Автор, ответственный за переписку.
Email: pushkareva-irina@mail.ru
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры «Гуманитарные, социально-экономические и естественнонаучные дисциплины» Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России
Россия, НовокузнецкСписок литературы
- Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2001. – Т. 6. – № 2. – С. 101–104.
- Минакова Т.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического университета в процессе изучения иностранного языка: автореферат дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург, 2001. – 19 c.
- Пустовалова Ж.С., Галимзянова И.И. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 15. – Т. 15. – С. 311–315.
- Нуразан А.Ш. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущего преподавателя художественной школы в процессе изучения декоративной живописи // Гуманитарные науки. – 2019. – № 4 (8). – С. 115–119.
- Кулькина Е.А. Педагогические условия организации работы студентов с учебными текстами по педагогике // DisserCat – Электронная библиотека диссертаций, 2003 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-organizatsii-raboty-studentov-s-uchebnymi-tekstami-po-pedagogike (дата обращения 15.10.2020)
- Морозова А.Л. Педагогические условия развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – № 1 (41). – С. 93–110.
- Яхиббаева Л.М. Учебный текст как особый вид вторичного текста и составляющая учебного дискурса // Вестник Башкирского университета. – 2008. – № 4. – Т. 3. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-tekst-kak-osobyy-vid-vtorichnogo-teksta-i-sostavlyayuschaya-uchebnogo-diskursa (дата обращения 23.11.2020).
- Войтик Н.В. Актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностранным языкам в вузе): автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Тюмень, 2004 [Электронный ресурс]. – URL: https://pandia.ru/text/80/204/11339.php (дата обращения 04.10.2020).
- Мясникова О.В., Фроловская М.Н. Педагогические условия понимания текстов в процессе обучения // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – № 2–2 (82) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-ponimaniya-tekstov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения 10.11.2020).
- Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 1. – С. 11–18.
- Lier L.V. The Classroom and the Language Learner. New York: Longman. 1988.
- Бабаева И.А. Предтекстовый этап изучающего чтения в обучении реферированию иноязычного научно-технического текста // Вестник ТГПУ. – 2011. – Вып. 6 (108). – С. 96–98.
- Соболева О.В., Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 8. – С. 18–22.
- Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб пособие. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
- Gardner R.C. A student’s contribution to second language learning. Language teaching. London: McMillan, 2002. Рр. 36–53.
- Little D., Devitt S., Singleton D. Authentic texts in foreign language teaching: theory and practice. Dublin: Authentik, 1998. 384 p.
Дополнительные файлы
