Педагогические условия организации работы с профессионально ориентированным текстом в процессе обучения иностранному языку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье предпринята попытка разработать совокупность педагогических условий, способствующих организации эффективной работы обучающихся с профессионально ориентированным текстом в процессе изучения иностранного языка с целью формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Для рассмотрения профессионально ориентированного текста как средства формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций необходимо создать обучающимся определенные педагогические условия, способствующие эффективности данного процесса. В связи с этим автор попытался выявить и обосновать педагогический потенциал профессионально ориентированного текста, дидактические условия организации работы с ним и психолого-педагогические условия, опирающиеся на личностные характеристики обучающихся, отвечающие за восприятие информации как основополагающей составляющей коммуникативного процесса.

Автором раскрывается понятие «педагогические условия» и создается совокупность основных педагогических условий организации эффективной работы обучающихся с профессионально ориентированным текстом. Обсуждаются условия, определяющие педагогический потенциал текста, в рамках которых показана последовательность прохождения обучающимися определенных этапов работы с целью создания собственного смысла и «встречного» текста. Анализируются дидактические условия, определяющие формы, приемы и методы обучения, способствующие эффективной организации работы с текстом, и выделяются показатели сформированности заявленных компетенций. В рамках рассмотрения психолого-педагогических условий рассматриваются возможности организации учебного процесса с учетом психологических и личностных особенностей обучающихся.

В статье раскрывается необходимость организации обучения на основе аутентичных текстов как средства приобщения обучающихся к культурным ценностям стран изучаемого языка с целью поиска собственных смыслов, формирования самосознания, рефлексии и умений взаимодействовать в межкультурной коммуникации.

Внедрение в образовательный процесс рассмотренных педагогических условий позволило систематизировать работу с профессионально ориентированным текстом и показало его эффективность в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Об авторах

Ирина Александровна Пушкарева

Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

Автор, ответственный за переписку.
Email: pushkareva-irina@mail.ru

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры «Гуманитарные, социально-экономические и естественнонаучные дисциплины» Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

Россия, Новокузнецк

Список литературы

  1. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2001. – Т. 6. – № 2. – С. 101–104.
  2. Минакова Т.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического университета в процессе изучения иностранного языка: автореферат дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург, 2001. – 19 c.
  3. Пустовалова Ж.С., Галимзянова И.И. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 15. – Т. 15. – С. 311–315.
  4. Нуразан А.Ш. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущего преподавателя художественной школы в процессе изучения декоративной живописи // Гуманитарные науки. – 2019. – № 4 (8). – С. 115–119.
  5. Кулькина Е.А. Педагогические условия организации работы студентов с учебными текстами по педагогике // DisserCat – Электронная библиотека диссертаций, 2003 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-organizatsii-raboty-studentov-s-uchebnymi-tekstami-po-pedagogike (дата обращения 15.10.2020)
  6. Морозова А.Л. Педагогические условия развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – № 1 (41). – С. 93–110.
  7. Яхиббаева Л.М. Учебный текст как особый вид вторичного текста и составляющая учебного дискурса // Вестник Башкирского университета. – 2008. – № 4. – Т. 3. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-tekst-kak-osobyy-vid-vtorichnogo-teksta-i-sostavlyayuschaya-uchebnogo-diskursa (дата обращения 23.11.2020).
  8. Войтик Н.В. Актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностранным языкам в вузе): автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Тюмень, 2004 [Электронный ресурс]. – URL: https://pandia.ru/text/80/204/11339.php (дата обращения 04.10.2020).
  9. Мясникова О.В., Фроловская М.Н. Педагогические условия понимания текстов в процессе обучения // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – № 2–2 (82) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-ponimaniya-tekstov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения 10.11.2020).
  10. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 1. – С. 11–18.
  11. Lier L.V. The Classroom and the Language Learner. New York: Longman. 1988.
  12. Бабаева И.А. Предтекстовый этап изучающего чтения в обучении реферированию иноязычного научно-технического текста // Вестник ТГПУ. – 2011. – Вып. 6 (108). – С. 96–98.
  13. Соболева О.В., Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 8. – С. 18–22.
  14. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб пособие. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
  15. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
  16. Gardner R.C. A student’s contribution to second language learning. Language teaching. London: McMillan, 2002. Рр. 36–53.
  17. Little D., Devitt S., Singleton D. Authentic texts in foreign language teaching: theory and practice. Dublin: Authentik, 1998. 384 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пушкарева И.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».