Методические аспекты применения аудиовизуальных средств обучения иностранному языку и переводу в вузе
- Авторы: Попова Н.В.1, Степанова М.М.2, Кузьмина А.В.3
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (Одинцовский филиал)
- Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича
- Выпуск: Том 18, № 1 (2021)
- Страницы: 87-98
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/65137
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.1.7
- ID: 65137
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются методические аспекты применения аудиовизуальных материалов при обучении студентов иностранному языку и переводу. Описаны преимущества применения аудиовизуальных материалов в вузовском учебном процессе. Представлен краткий обзор обучающих технологий, включающих технологию создания и перевода субтитров, технологию съемки видеороликов студентами, а также технологии просмотра видео в беззвучном режиме и в режиме стоп-кадра для учебных целей.
Подробно рассмотрена новая аудиовизуальная технология обучения иностранному языку студентов-бакалавров технического профиля с применением электронных ресурсов VideoAnt и MindMeister для создания ментальных карт. Данная трехэтапная технология, основывающаяся на применении рекламного видеоматериала американской компании CISCO, опробована в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) в курсе иностранного языка для студентов, обучающихся по направлению «Сервис».
Представлены четыре формата заданий по устному и письменному реферативному переводу видеосюжетов, используемых при подготовке магистрантов переводческого профиля Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Согласно проведенному анкетированию студентов-лингвистов, наиболее интересным и полезным для будущих переводчиков признано задание на устный перевод видеофрагментов в аудиторном режиме.
Приводится краткий анализ результатов анкетирования двух выборок студентов, технического и лингвистического профилей подготовки, большинство из которых отдали предпочтение выполнению аудиовизуальных заданий в режиме психологически более комфортной внеаудиторной самостоятельной работы. Режим самостоятельной внеаудиторной работы с видеоматериалами, достаточно хорошо апробированный в период самоизоляции, является предпочтительным для 60 % студентов из двух выборок. Делается вывод об эффективности предложенной методики применения аудиовизуальных средств при обучении иностранному языку и переводу студентов различных направлений подготовки.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Нина Васильевна Попова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Автор, ответственный за переписку.
Email: ninavaspo@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор Высшей школы лингво-дидактики и перевода. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия, Санкт-ПетербургМария Михайловна Степанова
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (Одинцовский филиал)
Email: mariekot@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английский язык». Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (Одинцовский филиал)
Россия, Одинцово, Московская обл.Анна Владиславовна Кузьмина
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича
Email: kuzminaania201@yandex.ru
старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Когнитивная революция как фактор становления новой эпистемологической парадигмы и методологии исследования знания в современной науке // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2013. – Т. 6. № 1(15). – C. 91–99.
- Griffiths T.L. Manifesto for a new (computational) cognitive revolution. Cognition. 2015. Т. 135. Pр. 21–23.
- Козуляев А.В. Обучение студентов аудиовизуальному переводу в эпоху когнитивной революции: к постановке проблемы // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2019. – Т. 8. № 29. – С. 48–56.
- Чечик И.В. Реализация лингводидактического потенциала аудиовизуальных средств в обучении русскому языку как иностранному студентов инженерно-технического профиля // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – No. 5 (78). – С. 147–149.
- Привороцкая Т.В., Гураль С.В. Обучение аудиовизуальному переводу посредством анализа кинодискурса // Язык и культура. – 2016. – № 1 (33). – С. 171–180.
- Горбунова Т.С., Фахрутдинова А.В. Применение аудиовизуальных средств обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. – 2014. – № 2. – С. 64–69.
- Arsaliev S. New information technologies in ethnopedagogical process. Proceedings of the International Conference Application of Information and Communication Technologies (AICT), 9. Rostov-on-Don: IEEE, 2015. Рр. 595–599.
- Pisarenko V. Teaching a foreign language using videos. Social sciences. 2017. No. 6(4). Pp. 1–21.
- Zanón N.T. Using subtitles to enhance foreign language learning. Porta Linguarum. 2006. No. 6. Pp. 41–52. https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=2371555 (accessed September 10, 2020).
- Shahani S., Tahriri A., Divsar H. EFL Learners Views towards Video Materials and Viewing Techniques. International SAMANM Journal of Business and Social Sciences. 2014. No. 2(1). Pp. 42–60.
- Shahani S., Tahriri A. The impact of silent and freeze-frame viewing techniques of video materials on the intermediate EFL learners’ listening comprehension. Sage Open. 2015. No. 5(2) April-June 1–8.
- Vdovina E., Popova N., Gavrilova A., Kuzmina A. Video technology for teaching foreign language speaking skills in a technical university ICERI 2019. Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation. Edited by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres, IATED Academy. 2019. November 11th-13th. Seville, Spain. Pp. 9747–9757.
- Technical description of American company Cisco. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ofjsh_E4HFY (accessed November 15, 2020).
- VideoAnt service. 2019. URL: https://ant.umn.edu/ (accessed November 15, 2020).
- Кузьмина А.В. Применение технологии опережающей самостоятельной работы на основе программы VideoAnt при обучении иностранному языку в техническом вузе // Политехническая весна. Гуманитарные науки: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, 29–30 марта 2019 г. / под общ. ред. Н.И. Алмазовой, Ф.И. Валиевой, Н.В. Анисиной. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – С. 131–135.
- Official site Mindmeister. URL: https://www.mindmeister.com/ru/ (accessed November 15, 2020).
- Кузьмина А.В. Ментальная карта Mindmeister как инструмент визуализации для пересказа текста на английском языке // VI всероссийская научно-практическая интернет-конференция (с международным участием) «Иностранные языки и глобализация образования: потенциал межпредметных связей» [Электронный ресурс]. – URL: http://rgf.tversu.ru/websites/29/ckeditor_assets/attachments/7692/Kuzmina-2019.pdf. (дата обращения: 10.09.2020).
- Попова Н.В., Гаврилова А.В., Кузьмина А.В., Попова Е.Л. Психологические особенности аудирования англоязычных видеоматериалов студентами технического вуза в режиме опережающей самостоятельной работы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2020. – Т. 25, № 185. – С. 41–55.
- Куликова Е.В., Попова Н.В. Концепция формирования универсальных навыков научного труда у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2019. – Т. 24, № 180. – С. 31–43.
Дополнительные файлы
