Методические аспекты применения аудиовизуальных средств обучения иностранному языку и переводу в вузе

Обложка
  • Авторы: Попова Н.В.1, Степанова М.М.2, Кузьмина А.В.3
  • Учреждения:
    1. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
    2. Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (Одинцовский филиал)
    3. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича
  • Выпуск: Том 18, № 1 (2021)
  • Страницы: 87-98
  • Раздел: Педагогика высшей школы
  • URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/65137
  • DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.1.7
  • ID: 65137

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются методические аспекты применения аудиовизуальных материалов при обучении студентов иностранному языку и переводу. Описаны преимущества применения аудиовизуальных материалов в вузовском учебном процессе. Представлен краткий обзор обучающих технологий, включающих технологию создания и перевода субтитров, технологию съемки видеороликов студентами, а также технологии просмотра видео в беззвучном режиме и в режиме стоп-кадра для учебных целей.

Подробно рассмотрена новая аудиовизуальная технология обучения иностранному языку студентов-бакалавров технического профиля с применением электронных ресурсов VideoAnt и MindMeister для создания ментальных карт. Данная трехэтапная технология, основывающаяся на применении рекламного видеоматериала американской компании CISCO, опробована в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) в курсе иностранного языка для студентов, обучающихся по направлению «Сервис».

Представлены четыре формата заданий по устному и письменному реферативному переводу видеосюжетов, используемых при подготовке магистрантов переводческого профиля Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Согласно проведенному анкетированию студентов-лингвистов, наиболее интересным и полезным для будущих переводчиков признано задание на устный перевод видеофрагментов в аудиторном режиме.

Приводится краткий анализ результатов анкетирования двух выборок студентов, технического и лингвистического профилей подготовки, большинство из которых отдали предпочтение выполнению аудиовизуальных заданий в режиме психологически более комфортной внеаудиторной самостоятельной работы. Режим самостоятельной внеаудиторной работы с видеоматериалами, достаточно хорошо апробированный в период самоизоляции, является предпочтительным для 60 % студентов из двух выборок. Делается вывод об эффективности предложенной методики применения аудиовизуальных средств при обучении иностранному языку и переводу студентов различных направлений подготовки.

Об авторах

Нина Васильевна Попова

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Автор, ответственный за переписку.
Email: ninavaspo@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор Высшей школы лингво-дидактики и перевода. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Россия, Санкт-Петербург

Мария Михайловна Степанова

Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (Одинцовский филиал)

Email: mariekot@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английский язык». Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (Одинцовский филиал)

Россия, Одинцово, Московская обл.

Анна Владиславовна Кузьмина

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича

Email: kuzminaania201@yandex.ru

старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Когнитивная революция как фактор становления новой эпистемологической парадигмы и методологии исследования знания в современной науке // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2013. – Т. 6. № 1(15). – C. 91–99.
  2. Griffiths T.L. Manifesto for a new (computational) cognitive revolution. Cognition. 2015. Т. 135. Pр. 21–23.
  3. Козуляев А.В. Обучение студентов аудиовизуальному переводу в эпоху когнитивной революции: к постановке проблемы // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2019. – Т. 8. № 29. – С. 48–56.
  4. Чечик И.В. Реализация лингводидактического потенциала аудиовизуальных средств в обучении русскому языку как иностранному студентов инженерно-технического профиля // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – No. 5 (78). – С. 147–149.
  5. Привороцкая Т.В., Гураль С.В. Обучение аудиовизуальному переводу посредством анализа кинодискурса // Язык и культура. – 2016. – № 1 (33). – С. 171–180.
  6. Горбунова Т.С., Фахрутдинова А.В. Применение аудиовизуальных средств обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. – 2014. – № 2. – С. 64–69.
  7. Arsaliev S. New information technologies in ethnopedagogical process. Proceedings of the International Conference Application of Information and Communication Technologies (AICT), 9. Rostov-on-Don: IEEE, 2015. Рр. 595–599.
  8. Pisarenko V. Teaching a foreign language using videos. Social sciences. 2017. No. 6(4). Pp. 1–21.
  9. Zanón N.T. Using subtitles to enhance foreign language learning. Porta Linguarum. 2006. No. 6. Pp. 41–52. https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=2371555 (accessed September 10, 2020).
  10. Shahani S., Tahriri A., Divsar H. EFL Learners Views towards Video Materials and Viewing Techniques. International SAMANM Journal of Business and Social Sciences. 2014. No. 2(1). Pp. 42–60.
  11. Shahani S., Tahriri A. The impact of silent and freeze-frame viewing techniques of video materials on the intermediate EFL learners’ listening comprehension. Sage Open. 2015. No. 5(2) April-June 1–8.
  12. Vdovina E., Popova N., Gavrilova A., Kuzmina A. Video technology for teaching foreign language speaking skills in a technical university ICERI 2019. Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation. Edited by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres, IATED Academy. 2019. November 11th-13th. Seville, Spain. Pp. 9747–9757.
  13. Technical description of American company Cisco. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ofjsh_E4HFY (accessed November 15, 2020).
  14. VideoAnt service. 2019. URL: https://ant.umn.edu/ (accessed November 15, 2020).
  15. Кузьмина А.В. Применение технологии опережающей самостоятельной работы на основе программы VideoAnt при обучении иностранному языку в техническом вузе // Политехническая весна. Гуманитарные науки: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, 29–30 марта 2019 г. / под общ. ред. Н.И. Алмазовой, Ф.И. Валиевой, Н.В. Анисиной. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – С. 131–135.
  16. Official site Mindmeister. URL: https://www.mindmeister.com/ru/ (accessed November 15, 2020).
  17. Кузьмина А.В. Ментальная карта Mindmeister как инструмент визуализации для пересказа текста на английском языке // VI всероссийская научно-практическая интернет-конференция (с международным участием) «Иностранные языки и глобализация образования: потенциал межпредметных связей» [Электронный ресурс]. – URL: http://rgf.tversu.ru/websites/29/ckeditor_assets/attachments/7692/Kuzmina-2019.pdf. (дата обращения: 10.09.2020).
  18. Попова Н.В., Гаврилова А.В., Кузьмина А.В., Попова Е.Л. Психологические особенности аудирования англоязычных видеоматериалов студентами технического вуза в режиме опережающей самостоятельной работы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2020. – Т. 25, № 185. – С. 41–55.
  19. Куликова Е.В., Попова Н.В. Концепция формирования универсальных навыков научного труда у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2019. – Т. 24, № 180. – С. 31–43.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Попова Н.В., Степанова М.М., Кузьмина А.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».