Взаимосвязь личностных проектов и смысложизненных ориентаций в юности и молодости
- Авторы: Рязанцева Е.Ю.1
-
Учреждения:
- Тульский государственный университет
- Выпуск: Том 18, № 3 (2021)
- Страницы: 171-180
- Раздел: Психология развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/71613
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.3.12
- ID: 71613
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема личностных проектов выдвигается на передний план научного исследования самим процессом обновления современного транзитивного общества и требует от молодых людей самостоятельности и ответственности за принимаемые решения и жизненные выборы. В связи с этим целью исследования, представленного в статье, является изучение различий в связях между показателями личностных проектов и смысложизненных ориентаций личности на этапах юности и молодости. Выборку составили 148 человек (64 юноши и 84 девушки в возрасте от 16 до 30 лет). В исследовании использовались: методика «Анализ личностных проектов», тест смысложизненных ориентаций. Статистический анализ осуществлялся в SPSS (версия 22) с использованием U-критерия Манна — Уитни (для метрических переменных). Выявление связей между метрическими показателями осуществлялось с использованием корреляционного анализа (коэффициент Спирмена). Обнаружена взаимосвязь между показателями личностных проектов (трудность, видимость, контроль, ответственность, ценности, адекватность времени, автономия) и смысложизненными ориентациями. Показано, что в возрасте 16–17 лет молодые люди ориентированы на поддержку извне. Для молодых людей в возрасте 18–25 лет значимым становится поиск своей идентичности, где важны как поддержка родных и близких, так и свой внутренний ресурс. В более старшем возрасте (26–30 лет) повышается степень самостоятельности личности в реализации своих проектов, снижается зависимость от социокультурных ресурсов, увеличивается количество связей между личностными проектами и показателями: цели в жизни, локус контроля — жизнь.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Евгения Юрьевна Рязанцева
Тульский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: evgenia2054@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6334-9208
аспирант кафедры «Психология», ассистент кафедры «Психология»
Россия, ТулаСписок литературы
- Little B.R., Salmela-Aro K., Phillips S.D. Personal Project Pursuit: Goals, Action, and Human Flourishing. Lawrence Erlbaum Associates Publishers. 2007. 462 p.
- Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23. – № 4. – С. 7–24.
- Изотова Е.И., Голубева Н.А., Гребенникова О.В. Феномен межпоколенной трансмиссии в социокультурном и информационном пространствах современности // Мир психологии. – М.: Московский психолого-социальный университет, 2017. – № 1. – С. 51–63 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29671988_21201608.pdf (дата обращения: 22.05.2021).
- Arnett J.J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twen-ties (2nd edition). Oxford, NY: Oxford University Press, 2015. 416 р.
- Salmela-Aro K., Aunola K., Nurmi J.-E. Personal goals during emerging adulthood: A 10-year follow up. Journal of Adolescent Research. 2007. No. 22(6). Рp. 690–715. https://www.researchgate.net/publication/232589494_Personal_Goals_During_Emerging_Adulthood_A_10-Year_Follow_Up (accessed June 15, 2021).
- D’Angelo O. El desarrollo profesional creador (DPC) como dimensiуn del proyecto de vida en el бmbito profesional. Revista Cubana De Psicologнa. 2002. Vol. 19 (2). Рр. 106–114. http://biblioteca.clacso.edu.ar/Cuba/cips/20120822040658/angelo2.pdf (accessed June 16, 2021).
- García-Yepes Karen. Construcción de Proyectos de Vida Alternativos (PVA) en Uraba, Colombia: papel del sistema educativo en contextos vulnerables. Estudios Pedagógicos. 2017. Vol. 43. No. 3. Рр. 153–173. http://dx.doi.org/10.4067/S0718-07052017000300009 (accessed June 19, 2021).
- Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004.– 416 с.
- Omodei M., Wearing A. Need satisfaction and involvement in personal projects: Toward an integrative model of subjective well-being. Journal of Personality and Social Psychology. 1990. No. 59 (4). Pp. 762–769. https://psycnet.apa.org/record/1991-04454-001 (accessed June 21, 2021).
- Sheldon K.M., Kasser T. Coherence and congruence: Two aspects of personality intergration. Journal of Personality and Social Psychology. 1995. No. 68 (3). Pp. 531–543. https://psycnet.apa.org/record/1995-25106-001 (accessed July 21, 2021).
- Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: cтановление субъективности в образовательных процессах: Учеб. пособие. – М.: ПСТГУ, 2013. – 432 с.
- Клементьева М.В. Проектная деятельность как ресурс личностного развития студентов // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2018. – № 7 (июль). – ART 2634 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2634.htm (дата обращения: 22.05.2021).
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: дис. ... докт. психол. наук: 19.00.07. – Брянск, 2000. – 385 с.
- Слободчиков В.И., Игнатьева Г.А. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция // Человек и образование. – 2014. – № 3 (40). – С. 13–20.
- Nurmi J.-E. Socialization and self-development: Channeling, selection, adjustment, and reflection. In R. M. Lerner & L. Steinberg (Eds.), Handbook of adolescent psychology. New York: John Wiley, 2004. Pp. 85–124. https://psycnet.apa.org/record/2004-12826-004 (accessed June 21, 2021).
- Riediger M., Freund A.M., Baltes P.B. Managing life through personal goals: Intergoal facilitation and intensity of goal pursuit in younger and older adulthood. Journal of Gerontology: Psychological Sciences. 2005. 60B. Pp. 84–91. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15746022/ (accessed June 22, 2021).
- Клементьева М.В. Личностное проектирование в образовании: структурно-функциональная модель // Проектирование и экспертиза в современном образовании: методология, методы, практики. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. – С. 35–40 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38256679 (дата обращения: 13.05.2021).
- Рязанцева Е.Ю. Психометрические характеристики методики оценки личностных проектов // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2019. – № 12 (декабрь). – ART 2803 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.emissia.org/offline/2019/2803.htm (дата обращения: 14.05.2021).
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
- Лишаев С.А. От детства к зрелости (феномен пролонгации молодости и современность) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Философия. Филология. – 2016. – № 2 (20). – С. 110–132 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-detstva-k-zrelosti-fenomen-prolongatsii-molodosti-i-sovremennost (дата обращения: 16.05.2021).
- Микляева А.В. Зрелость и инфантилизм личности в социальных представлениях различных поколений // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 4 (17). – С. 473–477 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zrelost-i-infantilizm-lichnosti-v-sotsialnyh-predstavleniyah-razlichnyh-pokoleniy (дата обращения: 16.05.2021).
- Клементьева М.В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25. – № 3. – C. 64–74 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.17759/pse.2020250306 (дата обращения: 17.05.2021).
- Domínguez L. Proyectos profesionales en jóvenes realizadores. Integración Académica en Psicología. 2015. Vol. 3. No. 9. Pp. 57–66. https://integracion-academica.org/attachments/article/109/06%20Proyectos%20profesionales%20-%20LDominguez%20SReyes.pdf (accessed June 22, 2021).
Дополнительные файлы
