Теория и опыт цифровизации в системе инклюзивного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Согласно системному подходу в статье раскрывается теория и опыт цифровизации системы инклюзивного образования. Использованы такие методы исследования, как ретроспективный анализ развития цифровизации образовательного процесса инклюзивного образования в России и за рубежом, беседы, анализ портфолио, ситуаций, опыта педагогического колледжа им. Н.К. Калугина (г. Оренбург), оценка и самооценка бакалавров, педагогов, обобщение и систематизация полученных данных; статистические методы, кластерный анализ, анкетирование, анализ мнений родителей об условиях и качестве инклюзивного образования, анализ мнений студентов об условиях и качестве профессионального обучения. Получены следующие результаты: дан теоретический анализ и анализ результатов исследования, что позволило уточнить сущность цифровых технологий как совокупности цифровых устройств и информационно-коммуникативных технологий; определить ассистивные средства для решения коррекционно-компенсаторных задач, категории цифровых устройств для решения задач инклюзивного образования; выявить принципы, методы и технологии цифрового (электронного) обучения в контексте инклюзивного, преимущества и недостатки электронного обучения, модели организации инклюзивного образования с применением электронного обучения, бесплатные сервисы, платные образовательные платформы, их возможности, преимущества и недостатки в инклюзивном образовании; выявить средства интеллектуальной информационной поддержки в цифровой образовательной среде, дидактический потенциал образовательной платформы, виртуальный фонд научных эффектов, обеспечивающий учебно-методическую поддержку инклюзивного образовательного процесса, его архитектурные компоненты; определить направления виртуального фонда научных эффектов. Отмечено, что эффективность и качество инклюзивного образования обеспечивают индивидуальные образовательные траектории, методический ресурс интегрирует методики обучающих мероприятий в электронной среде, онлайн-обучение, доступ к цифровым технологиям. Уточнен опыт организации дистанционного инклюзивного образования и инклюзивного группового виртуального обучения. Доказано, что цифровизация является целью и средством обеспечения эффективности инклюзивного образования; выявлены трудности студентов и роль педагогов как профессиональных партнеров в их устранении; определены цифровые устройства для решения задач инклюзивного образования. Принципы, методы и технологии цифрового (электронного) обучения представлены в контексте взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Об авторах

Валентина Григорьевна Рындак

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ped@bk.ru

заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Ахметова Д.З., Артюхина Т.С., Бикбаева М.Р. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. – 2020. – № 2. – С. 141–150.
  2. Ахметова Д.З., Челнокова Т.А. Инклюзивная педагогика: учебник. – Казань: Познание, 2019. – 174 с.
  3. Бабанский Ю.К. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Владимиров А.И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002.
  5. Белухина Н.Н. Инклюзивное образование и электронное обучение: новые возможности // Электронное обучение в непрерывном образовании. – 2015. – Т. 2. – № 1 (2). – С. 14–18.
  6. Всемирный доклад об инвалидности [Электронный ресурс]. –URL: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru (дата обращения: 02.06.2021).
  7. Гончарова Н.А., Гончарова М.А., Фандеева Д.А. Информационные и коммуникационные технологии в развитии инклюзивного образования в новых социально-экономических условиях // Научный альманах. – 2015. – № 11– 2. – С. 104–107.
  8. Данике Б., Файге Э. Система образования в Германии // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГППУ, 2015. – С. 153–160.
  9. Егорова Т.Н., Белухина Н.Н., Ахмедзянова Т.С. Методология и методы обучения детей c ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной системе дистанционного образования // Открытое образование. – 2018. – № 22(6). – С. 4–13.
  10. Кашицин В.П. Исследование процесса цифровизации в системе общего образования России // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020.– Т. 1. – № 3 (68). – С. 52–63.
  11. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 02.06.2021).
  12. Кэрролл В. Инклюзивное образование в Великобритании: текущее состояние, перспективы и практическая реализация // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГППУ, 2015. – С. 53–60.
  13. Носкова Т.Н. Дидактика цифровой среды: Монография. – СПб.: Актион, 2020.
  14. Носкова Т.Н. Реализация методов обучения в электронной информационной среде // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научной конференции. 1–12 апреля 2017 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 127–131.
  15. Сигал Н.Г. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: зарубежный опыт // Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань–Зеленодольск, 20 февраля 2013 г. –Казань: Познание, 2013. – С. 296–301.
  16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 02.06.2021).
  17. Шведова С.В., Маевская И.М. Цифровизация образовательного процесса: риски и перспективы в условиях пандемии COVID-19. – М.: Педагогика, 2020. – С. 86–92.
  18. Шеманов А.Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – № 3. – С. 66–74.
  19. Эстербрук С.А., Дрейфус А., Орлова Е.А. Обучение учащихся с диагнозом «нарушение аутистического спектра» в Соединенных Штатах Америки // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГППУ, 2015. – С. 127–131.
  20. Белухина Н.Н. Создание инклюзивной системы образования на основе возможностей электронного обучения // Педагогические традиции народов России и зарубежья: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Никитиной Н.Н. Ульяновск, 09–10 декабря 2014 г. – 2015. – С. 17–19.
  21. Huertas E. Considerations for quality assurance of e‐learning provision. Report from the ENQA Working Group VIII on quality assurance and e‐learning. E. Huertas, I. Biscan, C. Ejsing et al. Occasional Papers 26, 2018. 27 р.
  22. Huertas E., Roca R., Ranne P., Gourdin A. Enhancement of quality assurance of e‐assessment. In 13th European Quality Assurance Forum – Broadening the scope of QA. EQAF. 2018. https://eua.eu/resources/publications/794:enhancement‐of‐quality‐assurance‐of‐e‐assessment.html (accessed June 21, 2021).
  23. Mazohl P., Makl H. Blended learning Quality –Concepts Optimized for Adult Education. Peter Mazohl. Mazohl Publish, 2017. Рр. 23–37.
  24. Moore M.G. Towards a Theory of Independent Learning and Teaching. Journal of Higher Education. 1973. No. 44. Pр. 661–679. Retrieved January 2, 2007. http:// www.ajde.com/Documents/theory.pdf (accessed June 27, 2021).
  25. Rampelt F., Orr D., Knoth A. Bologna Digital 2020 –White Paper on Digitalisation in the European Higher Education Area. Geschäftsstelle Hochschulforum Digitalisierung beim Stifterverband für die Deutsche Wissenschaft e.V., 2018. 48 р.
  26. Ryndak V.G., Sal’dayeva O.V. The barriers of education: issues, ways and conditions of overcoming (the experience of teaching the children with autism spectrum disorder). The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. 2017. Vol. 7. No. S-DCMSPCL. Рр. 1474–1483.
  27. UNESCO: open and distance learning trends, policy and strategy considerations. 2002. http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001284/128463e.pdf (accessed June 27, 2021).
  28. Unger M., Zaussinger S. The New Student: Flexible Learning Paths and Future Learning Environments, Background Paper. Institute for Advanced Studies (IHS), 2018. 39 р.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рындак В.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».