Ценностные ориентации пользователей «вконтакте» с различными стратегиями трансляции смыслов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты исследования стратегий трансляции смыслов и ценностных ориентаций молодежи в социальных сетях. Интернет настолько плотно укоренился в нашей повседневности, что без него мы уже не мыслим свою жизнь. Он проникает во все большее количество сфер жизни человека, становясь той средой, в которой протекают общение, учебные и рабочие процессы, досуг и шопинг. Сложно не заметить, что особенно активно включается в виртуальную среду молодежная аудитория. Интернет и в частности социальные сети становятся средой, влияющей на формирование и развитие общества, распространение идей, новостей, трендов. На просторах интернета можно наблюдать как удивительную консолидированность пользователей, способных создать новостную повестку, так и разобщенность множества противоречивых суждений, смыслов и форм их изложения. Цель данного исследования заключалась в выявлении стратегий трансляции смыслов, к которым прибегают пользователи интернета, комментируя записи в социальных сетях, и изучении ценностных ориентаций молодых людей, использующих различные стратегии трансляции смыслов. В исследовании использовались авторская анкета, методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича, методы математической статистики (H-критерий Крускала — Уоллиса, χ2-критерий). Были определены терминальные и инструментальные ценности, характерные для 6 стратегий трансляции смыслов; выявлены стратегии, чаще всего используемые пользователями с абстрактными и конкретными терминальными ценностями. Исследование помогает понять, как происходит трансляция смыслов в сети, по каким характеристикам ценностной сферы различаются пользователи с различными стратегиями трансляции смыслов.

Об авторах

Павел Николаевич Ермаков

Южный федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: paver@sfedu.ru

доктор биологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой «Психофизиология и клиническая психология»

Россия, Ростов-на-Дону

Екатерина Евгеньевна Белоусова

Донской государственный технический университет

Email: Katy-belousova@mail.ru

ассистент кафедры «Общая и консультативная психология»

Россия, Ростов-на-Дону

Список литературы

  1. Николенко О.Ф. Роль смысложизненных и ценностных ориентаций в формировании коммуникативной толерантности // Психология обучения. – 2018. – № 5. – С. 58–64.
  2. Klemenova E., Ereshchenko M. Communicative Strategies of Social Media Discourse. E3S Web of Conferences (ITSE-2020) 210, 16001 (2020). https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2020/70/e3sconf_itse2020_16001.pdf (accessed September 21, 2021).
  3. Schroer W.J. Generations X, Y, Z and the Others. 2015. http://socialmarketing.org/archives/generations-xy-z-and-the-others/ (accessed September 21, 2021).
  4. Arnoux P.-H., Xu A., Boyette N., Mahmud J., Akkiraju R., Sinha V. 25 tweets to know you: A new model to predict personality with social medi. In Proceedings of the international AAAI conference on web and social media. 2017. Vol. 11. No. 1. Рp. 472–475.
  5. Boyd R.L., Pennebaker J.W. Language-based personality: A new approach to personality in a digital world. Current Opinion in Behavioral Sciences. 2017. Vol. 18. Pp. 63–68.
  6. Гусельцева М.С. Homo digital: трансформации идентичности в информационной культуре // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: Материалы международной научной конференции. – М.: РГГУ, 2018. – С. 17–22.
  7. Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Осипова А.А. Смысловые барьеры в обучении: дидактическое содержание и технологии преодоления: монография. – М.: КРЕДО, 2016. – 274 с.
  8. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – 92 с.
  9. Celli F., Bruni E., Lepri B. Automatic personality and interaction style recognition from Facebook profile pictures. In Proceedings of the 22nd ACM international conference on multimedia. 2014. Pp. 1101–1104.
  10. Garas A. et al. Emotional persistence in online chatting communities. Scientific Reports. 2012. Vol. 2. Р. 402.
  11. Войскунский А.Е. Направления киберпсихологических исследований // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: Материалы международной научной конференции. – М.: Изд-во РГГУ, 2018. – С. 7–12.
  12. Асеева О.В. Влияние социальной сети интернет на развитие социальной активности молодежи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2012. – № 2. – Вып. 19. – С. 181–182.
  13. Бродовская Е.В., Синяков А.В., Иванов И.С. Влияние Интернет-коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов интенсивности // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Труды XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2014). – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, 2014. – С. 118–123.
  14. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. – 2010. – № 3. – С. 90–102.
  15. Мокрушина Е.В. Воздействие политического PR на молодежь в социальных сетях [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_6/moc_soc.htm (дата обращения: 20 октября 2021).
  16. Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2011. – № 6 (20) [Электронный ресурс]. – URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/579 (дата обращения: 20 октября 2021).
  17. Данилов С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – № 12 (2). – С. 42–46.
  18. Дубовская Е.М. Информационное пространство как фактор социализации личности в транзитивном обществе // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: Материалы международной научной конференции. – М.: Изд-во РГГУ, 2018. – С. 22–25.
  19. Кузьмина Т.И. Использование методики «Сетевой самоотчет» для изучения специфики интернет-социализации подростков и юношей с нарушением интеллекта // Российский психологический журнал. – 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 5–21.
  20. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования. Ч. I // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15. – № 3. – С. 117–124.
  21. Пищик В.И. Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. – № 2. – С. 67–81.
  22. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
  23. Салихова Н.Р., Клементьева М.В. Соотношение характеристик ценностно-смысловой сферы личности и стратегий совладающего // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – № 4–1. – С. 224–235.
  24. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology. 1990. No. 58. Pр. 878–891.
  25. Ядов В.А. и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция: монография. – 2-е расшир. изд. – М.: ЦСПиМ, 2013. – С. 10–49.
  26. Альбульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 180 с.
  27. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.
  28. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1999. – 154 с.
  29. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
  30. Абрадова Е.С., Кисловская Е.В. Молодежь в социальных сетях // Власть. – 2018. – Т. 26. – № 3. – С. 150–153.
  31. Зекерьяев Р.И. Психологические особенности смысложизненных ориентаций в структуре ценностно-смысловой сферы личности с различными уровнями интернет-активности // International Journal of Medicine and Psychology. – 2020. – Т. 3. – № 4. – С. 91–97.
  32. Данькин М.А. Влияние социальных сетей на нравственные ценности молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 5(61). – С. 36–39.
  33. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / Под науч. ред. Т.Н. Колокольцевой, О.В. Лутовиновой. – М.: Флинта; Наука, 2012. – 322 с.
  34. Кошелева А.Н., Сухобская М.В. Ценностно-смысловая обусловленность предпочтения социальной сети «Инстаграм» у молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2018. – № 1–1. – С. 313–321.
  35. Чуйко А.Е. Этическое измерение сети интернет // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012. – № 10. – С. 57–59.
  36. Dibble J.L., Levine T.R. Sharing good and bad news with friends and strangers: Reasons for and communication behaviors associated with the MUM effect. Communication Studies. 2013. No. 64 (4). Pp. 431–452.
  37. Kalimeri K., Beiró M.G., Delfino M., Raleigh R., Cattuto C. Predicting demographics, moral foundations, and human values from digital behaviours. Computers in Human Behavior. 2019. No. 92. Рр. 428–445.
  38. Floreddu P.B., Cabiddu F. Social media communication strategies. Journal of Services Marketing. 2016. Vol. 30. Iss. 5. Рp. 490–503.
  39. Van Dijk T.A. Socio-cognitive discourse studies. In The Routledge Handbook of Critical Discourse Studies. Routledge, 2018. Рр. 26–43.
  40. Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Осипова А.А. Смысловые барьеры в обучении: дидактическое содержание и технологии преодоления: монография. – М.: КРЕДО, 2016. – 274 с.
  41. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007. – 487 с.
  42. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 340 с.
  43. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: Смысл, 1992. – 17 с.
  44. Ермаков П.Н., Белоусова Е.Е. Особенности смысложизненных ориентаций пользователей социальных сетей с различными стратегиями трансляции смыслов информационных сообщений // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN421.pdf (дата обращения: 21 сентября 2021).
  45. Габдулина Л.И. Ценностно-смысловые аспекты общения // Психология личности: учеб. пособие / Под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. – С. 331–362.
  46. Лихачева Е.А., Шумакова О.А. Ценностно-смысловые предпочтения современных студентов // Психология. Психофизиология. –2020. – Т. 13. – № 1. – С. 54–61.
  47. Абакумова И.В., Мироненкова Н.Н., Пеньков Д.В. Смыслотехники, обращенные к субъектному опыту обучающегося как основе его ценностно-смыслового выбора на примере математики // Российский психологический журнал. – 2019. – Т. 16. – № 2. – С. 63–80.
  48. Белоусова А.К., Тушнова Ю.А. Кросскультурный анализ ценностного слоя образа мира студентов разных национальностей Юга России // Психология обучения. – 2015. – № 1. – С. 105–120.
  49. Гришина А.В., Кукуляр А.М., Гурцкой Д.А. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов, влияющие на восприятие социальной рекламы // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN120.pdf (дата обращения: 16 сентября 2021).
  50. Мозговая Н.Н., Суроедова Е.А. Ценности как составляющие личностного пространства студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – № 2. – С. 68–75.
  51. Гугуева Д.А., Фетисова О.В. Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах // Гуманитарий Юга России. – 2016. – Т. 21. – № 5. – С. 85–92.
  52. Рябова М.Г. Смыслообразование в структуре саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. – Тамбов, 2010. – 245 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Терминальные ценности пользователей социальной сети «ВКонтакте» с различными стратегиями трансляции смыслов

Скачать (68KB)
3. Рис. 2. Инструментальные ценности пользователей социальной сети «ВКонтакте» с различными стратегиями трансляции смыслов

Скачать (65KB)

© Ермаков П.Н., Белоусова Е.Е., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».