Ценностные ориентации пользователей «вконтакте» с различными стратегиями трансляции смыслов
- Авторы: Ермаков П.Н.1, Белоусова Е.Е.2
-
Учреждения:
- Южный федеральный университет
- Донской государственный технический университет
- Выпуск: Том 18, № 4 (2021)
- Страницы: 139-158
- Раздел: Общая психология
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/91192
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.4.11
- ID: 91192
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты исследования стратегий трансляции смыслов и ценностных ориентаций молодежи в социальных сетях. Интернет настолько плотно укоренился в нашей повседневности, что без него мы уже не мыслим свою жизнь. Он проникает во все большее количество сфер жизни человека, становясь той средой, в которой протекают общение, учебные и рабочие процессы, досуг и шопинг. Сложно не заметить, что особенно активно включается в виртуальную среду молодежная аудитория. Интернет и в частности социальные сети становятся средой, влияющей на формирование и развитие общества, распространение идей, новостей, трендов. На просторах интернета можно наблюдать как удивительную консолидированность пользователей, способных создать новостную повестку, так и разобщенность множества противоречивых суждений, смыслов и форм их изложения. Цель данного исследования заключалась в выявлении стратегий трансляции смыслов, к которым прибегают пользователи интернета, комментируя записи в социальных сетях, и изучении ценностных ориентаций молодых людей, использующих различные стратегии трансляции смыслов. В исследовании использовались авторская анкета, методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича, методы математической статистики (H-критерий Крускала — Уоллиса, χ2-критерий). Были определены терминальные и инструментальные ценности, характерные для 6 стратегий трансляции смыслов; выявлены стратегии, чаще всего используемые пользователями с абстрактными и конкретными терминальными ценностями. Исследование помогает понять, как происходит трансляция смыслов в сети, по каким характеристикам ценностной сферы различаются пользователи с различными стратегиями трансляции смыслов.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Павел Николаевич Ермаков
Южный федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: paver@sfedu.ru
доктор биологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой «Психофизиология и клиническая психология»
Россия, Ростов-на-ДонуЕкатерина Евгеньевна Белоусова
Донской государственный технический университет
Email: Katy-belousova@mail.ru
ассистент кафедры «Общая и консультативная психология»
Россия, Ростов-на-ДонуСписок литературы
- Николенко О.Ф. Роль смысложизненных и ценностных ориентаций в формировании коммуникативной толерантности // Психология обучения. – 2018. – № 5. – С. 58–64.
- Klemenova E., Ereshchenko M. Communicative Strategies of Social Media Discourse. E3S Web of Conferences (ITSE-2020) 210, 16001 (2020). https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2020/70/e3sconf_itse2020_16001.pdf (accessed September 21, 2021).
- Schroer W.J. Generations X, Y, Z and the Others. 2015. http://socialmarketing.org/archives/generations-xy-z-and-the-others/ (accessed September 21, 2021).
- Arnoux P.-H., Xu A., Boyette N., Mahmud J., Akkiraju R., Sinha V. 25 tweets to know you: A new model to predict personality with social medi. In Proceedings of the international AAAI conference on web and social media. 2017. Vol. 11. No. 1. Рp. 472–475.
- Boyd R.L., Pennebaker J.W. Language-based personality: A new approach to personality in a digital world. Current Opinion in Behavioral Sciences. 2017. Vol. 18. Pp. 63–68.
- Гусельцева М.С. Homo digital: трансформации идентичности в информационной культуре // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: Материалы международной научной конференции. – М.: РГГУ, 2018. – С. 17–22.
- Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Осипова А.А. Смысловые барьеры в обучении: дидактическое содержание и технологии преодоления: монография. – М.: КРЕДО, 2016. – 274 с.
- Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – 92 с.
- Celli F., Bruni E., Lepri B. Automatic personality and interaction style recognition from Facebook profile pictures. In Proceedings of the 22nd ACM international conference on multimedia. 2014. Pp. 1101–1104.
- Garas A. et al. Emotional persistence in online chatting communities. Scientific Reports. 2012. Vol. 2. Р. 402.
- Войскунский А.Е. Направления киберпсихологических исследований // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: Материалы международной научной конференции. – М.: Изд-во РГГУ, 2018. – С. 7–12.
- Асеева О.В. Влияние социальной сети интернет на развитие социальной активности молодежи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2012. – № 2. – Вып. 19. – С. 181–182.
- Бродовская Е.В., Синяков А.В., Иванов И.С. Влияние Интернет-коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов интенсивности // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Труды XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2014). – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, 2014. – С. 118–123.
- Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. – 2010. – № 3. – С. 90–102.
- Мокрушина Е.В. Воздействие политического PR на молодежь в социальных сетях [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_6/moc_soc.htm (дата обращения: 20 октября 2021).
- Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2011. – № 6 (20) [Электронный ресурс]. – URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/579 (дата обращения: 20 октября 2021).
- Данилов С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – № 12 (2). – С. 42–46.
- Дубовская Е.М. Информационное пространство как фактор социализации личности в транзитивном обществе // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: Материалы международной научной конференции. – М.: Изд-во РГГУ, 2018. – С. 22–25.
- Кузьмина Т.И. Использование методики «Сетевой самоотчет» для изучения специфики интернет-социализации подростков и юношей с нарушением интеллекта // Российский психологический журнал. – 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 5–21.
- Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования. Ч. I // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15. – № 3. – С. 117–124.
- Пищик В.И. Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. – № 2. – С. 67–81.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
- Салихова Н.Р., Клементьева М.В. Соотношение характеристик ценностно-смысловой сферы личности и стратегий совладающего // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – № 4–1. – С. 224–235.
- Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology. 1990. No. 58. Pр. 878–891.
- Ядов В.А. и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция: монография. – 2-е расшир. изд. – М.: ЦСПиМ, 2013. – С. 10–49.
- Альбульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 180 с.
- Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.
- Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1999. – 154 с.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
- Абрадова Е.С., Кисловская Е.В. Молодежь в социальных сетях // Власть. – 2018. – Т. 26. – № 3. – С. 150–153.
- Зекерьяев Р.И. Психологические особенности смысложизненных ориентаций в структуре ценностно-смысловой сферы личности с различными уровнями интернет-активности // International Journal of Medicine and Psychology. – 2020. – Т. 3. – № 4. – С. 91–97.
- Данькин М.А. Влияние социальных сетей на нравственные ценности молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 5(61). – С. 36–39.
- Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / Под науч. ред. Т.Н. Колокольцевой, О.В. Лутовиновой. – М.: Флинта; Наука, 2012. – 322 с.
- Кошелева А.Н., Сухобская М.В. Ценностно-смысловая обусловленность предпочтения социальной сети «Инстаграм» у молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2018. – № 1–1. – С. 313–321.
- Чуйко А.Е. Этическое измерение сети интернет // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012. – № 10. – С. 57–59.
- Dibble J.L., Levine T.R. Sharing good and bad news with friends and strangers: Reasons for and communication behaviors associated with the MUM effect. Communication Studies. 2013. No. 64 (4). Pp. 431–452.
- Kalimeri K., Beiró M.G., Delfino M., Raleigh R., Cattuto C. Predicting demographics, moral foundations, and human values from digital behaviours. Computers in Human Behavior. 2019. No. 92. Рр. 428–445.
- Floreddu P.B., Cabiddu F. Social media communication strategies. Journal of Services Marketing. 2016. Vol. 30. Iss. 5. Рp. 490–503.
- Van Dijk T.A. Socio-cognitive discourse studies. In The Routledge Handbook of Critical Discourse Studies. Routledge, 2018. Рр. 26–43.
- Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Осипова А.А. Смысловые барьеры в обучении: дидактическое содержание и технологии преодоления: монография. – М.: КРЕДО, 2016. – 274 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007. – 487 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 340 с.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: Смысл, 1992. – 17 с.
- Ермаков П.Н., Белоусова Е.Е. Особенности смысложизненных ориентаций пользователей социальных сетей с различными стратегиями трансляции смыслов информационных сообщений // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN421.pdf (дата обращения: 21 сентября 2021).
- Габдулина Л.И. Ценностно-смысловые аспекты общения // Психология личности: учеб. пособие / Под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. – С. 331–362.
- Лихачева Е.А., Шумакова О.А. Ценностно-смысловые предпочтения современных студентов // Психология. Психофизиология. –2020. – Т. 13. – № 1. – С. 54–61.
- Абакумова И.В., Мироненкова Н.Н., Пеньков Д.В. Смыслотехники, обращенные к субъектному опыту обучающегося как основе его ценностно-смыслового выбора на примере математики // Российский психологический журнал. – 2019. – Т. 16. – № 2. – С. 63–80.
- Белоусова А.К., Тушнова Ю.А. Кросскультурный анализ ценностного слоя образа мира студентов разных национальностей Юга России // Психология обучения. – 2015. – № 1. – С. 105–120.
- Гришина А.В., Кукуляр А.М., Гурцкой Д.А. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов, влияющие на восприятие социальной рекламы // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN120.pdf (дата обращения: 16 сентября 2021).
- Мозговая Н.Н., Суроедова Е.А. Ценности как составляющие личностного пространства студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – № 2. – С. 68–75.
- Гугуева Д.А., Фетисова О.В. Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах // Гуманитарий Юга России. – 2016. – Т. 21. – № 5. – С. 85–92.
- Рябова М.Г. Смыслообразование в структуре саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. – Тамбов, 2010. – 245 с.
Дополнительные файлы
