Карьерное сопровождение выпускников вуза на пути к их успешной адаптации на рынке труда
- Авторы: Рындак В.Г.1, Козяр М.В.1, Щетинин Н.А.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 19, № 4 (2022)
- Страницы: 87-96
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/255353
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4.7
- ID: 255353
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется проблема эффективности карьерного сопровождения выпускников вузов, их положение на рынке труда, гендерная сегрегация, выраженная в разнице заработной платы, появлении «женских» и «мужских» профессий, а также в неравнозначных должностных позициях, предлагаемых работодателями. Особое внимание авторы уделяют рассмотрению методики диагностики межличностных отношений Т. Лури, а именно влиянию гендерных характеристик, как на выбор профессии, так и на сам процесс трудовой деятельности. Проанализированы работы ведущих специалистов в области трудоустройства выпускников вузов, их успешной адаптации на рынке труда, причины возникновения проблем рискогенности первичного вхождения выпускников на рынок труда, несоответствие рынка образовательных услуг и рынка труда. Приведена статистика гендерного состава выпускников высших учебных заведений на 2021 год. Приведены факты, свидетельствующие о подтверждении гипотезы о том, что уровень успешной адаптации выпускников и их карьерное сопровождение взаимосвязаны и взаимообусловлены с полом и типом межличностных отношений. Рассмотрены особенности карьерного сопровождения выпускников вуза в контексте социокультурного понимания гендерной роли, а также влияние полоролевых стереотипов на адаптацию выпускников вузов на рынке труда.
Описаны особенности различных подходов к руководству и построению карьеры, межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Валентина Григорьевна Рындак
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ped@bk.ru
заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социологии, главный научный сотрудник
Россия, ОренбургМаргарита Валентиновна Козяр
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: kozyarmargarita@yandex.ru
студент Института Естествознания и Экономики
Россия, ОренбургНикита Алексеевич Щетинин
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: shhetinin220011@mail.ru
студент Института Естествознания и Экономики
Россия, ОренбургСписок литературы
- Рындак В.Г. Педагогика счастья: как учить и учиться быть счастливым: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020. 25 с.
- Устинова К.А., Попов А.В. Объективные и субъективные барьеры трудоустройства молодежи в современной России // Вестник НГУЭУ. 2018. № 3. С. 51–64.
- Пак Л.Г., Каменева Е.Г., Кочемасова Л.А. Трудоустройство выпускников как проблема современного высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4. С. 317–321. doi: 10.25683/VOLBI.2021.57.425
- Дахина Е.Р. Педагогические условия формирования готовности выпускников вузов к трудоустройству: автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2017. 24 с.
- Озымко М.В. Трудоустройство с позиции структурно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-2. С. 176–181.
- Карпец В.А. Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс: автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2005. 20 с.
- Миренков А.В., Шаврин В.С. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 94–103.
- Шмарион Ю.В., Люй Д.Я. Анализ сущностных характеристик трудоустройства как объекта управления // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 78–82.
- Вешкурцева Е.А., Махмуд А.Ю., Кучина О.В. Трудоустройство студентов и выпускников // Проблемы науки. 2019. № 6. С. 38–42.
- Пак Л.Г., Каменева Е.Г., Кочемасова Л.А. Ведущие идеи акмеологической концепции социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4. С. 235–252. doi: 10.32516/2303-9922.2021.40.16
- Жигарь О.В., Ленский Р.Н. Содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников как фактор повышения конкурентоспособности вуза // Вестник ЧГУ. 2008. № 27. С. 47–52.
- Данакин Н.С., Шутенко А.И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
- Еремкин А.И., Худяков В.А., Савенкова Ю.С., Петренко В.О. Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 54–58.
- Ченушкина С.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вуза в условиях социального партнерства // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции: «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития»; Ноябрь 11–14, 2013 / сост. Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров. Екатеринбург, 2013. С. 209–212.
- Далибожко А.И., Герман М.В., Краковецкая И.В. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Encatus // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2018. № 1. С. 57–74. doi: 10.24866/2311-2271/2018-1/57-74
- Борисова А.А., Ряполова К.В. Информационное сопровождение трудоустройства выпускников вузов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 12. 16 c.
- Конев И.В., Дубинин А.Н. Инновационные технологии трудоустройства молодых специалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 275–281.
- Дружинина Е.Н. Школа профессионального успеха: шаг к успешной адаптации на рынке труда // Вестник Шадринского государственного университета. 2020. № 3. С. 42–45.
- Чернышева Л.Г., Мацко А.И., Кондратюк И.В. Педагогический опыт построения в вузе карьерного сопровождения будущих учителей физической культуры // Профессиональное образование. 2020. № 8. С. 91–94.
- Крисковец Т.Н. Онто-акмеологический подход как основа формирования профессионального мировоззрения учителя // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 84.
- Шматко А.Д., Перепелица И.В. Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений // Молодой ученый. 2019. № 22. С. 600–605.
- Коземаслов Н.Д., Боркова Е.А. Проблемы трудоустройства выпускников вуза // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. № 10. С. 231–234.
- Магера И.В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 1–9.
- Донецкая С.С., Довгаль С.В. Продвижение выпускников на рынке труда и отслеживание их трудоустройства: опыт университета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 4. С. 93–100.
- psylab.info [Internet]. Бем С. Методика «Маскулинность-фемининность» [дата обращения: 22.07.2022]. Доступ по ссылке: https://psylab.info/Методика_«Маскулинность-фемининность»_Бем
- psylab.info [Internet]. Лири Т. Методика диагностики межличностных отношений [дата обращения: 22.07.2022] Доступ по ссылке: https://psylab.info/Методика_диагностики_межличностных_отношений_Лири
- Anker R. Theories of occupational segregation by sex: an overview // Int Labor Rev. 1997. Vol. 136, No. 3. P. 315–339.
- Rosen S. The Theory of equalizing differences. Chap. 12 // Handbook of Labor Economics / ed. by O. Ashenfelter, R. Layard. Amsterdam: Elsevier Science, 1986. Vol. 1. P. 641–692. doi: 10.1016/S1573-4463(86)01015-5
- rosstat.gov.ru [Internet]. Российский статистический ежегодник [дата обращения: 22.07.2022]. Доступ по ссылке: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994
- Рындак В.Г. Женщина XXI века: стратегия успеха: монография. Москва: Новелла, 2011. 318 с.
- Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения / Ш. Берн; пер. С. Рысев, и др. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. 318 с.
- Fortin N.M. Gender role attitudes and the labour-market outcomes of women across OECD countries // Oxf Rev Econ Policy. 2005. Vol. 21, No. 3. P. 416–438. doi: 10.1093/oxrep/gri024
Дополнительные файлы
