Карьерное сопровождение выпускников вуза на пути к их успешной адаптации на рынке труда

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется проблема эффективности карьерного сопровождения выпускников вузов, их положение на рынке труда, гендерная сегрегация, выраженная в разнице заработной платы, появлении «женских» и «мужских» профессий, а также в неравнозначных должностных позициях, предлагаемых работодателями. Особое внимание авторы уделяют рассмотрению методики диагностики межличностных отношений Т. Лури, а именно влиянию гендерных характеристик, как на выбор профессии, так и на сам процесс трудовой деятельности. Проанализированы работы ведущих специалистов в области трудоустройства выпускников вузов, их успешной адаптации на рынке труда, причины возникновения проблем рискогенности первичного вхождения выпускников на рынок труда, несоответствие рынка образовательных услуг и рынка труда. Приведена статистика гендерного состава выпускников высших учебных заведений на 2021 год. Приведены факты, свидетельствующие о подтверждении гипотезы о том, что уровень успешной адаптации выпускников и их карьерное сопровождение взаимосвязаны и взаимообусловлены с полом и типом межличностных отношений. Рассмотрены особенности карьерного сопровождения выпускников вуза в контексте социокультурного понимания гендерной роли, а также влияние полоролевых стереотипов на адаптацию выпускников вузов на рынке труда.

Описаны особенности различных подходов к руководству и построению карьеры, межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта.

Об авторах

Валентина Григорьевна Рындак

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ped@bk.ru

заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социологии, главный научный сотрудник

Россия, Оренбург

Маргарита Валентиновна Козяр

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: kozyarmargarita@yandex.ru

студент Института Естествознания и Экономики

Россия, Оренбург

Никита Алексеевич Щетинин

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: shhetinin220011@mail.ru

студент Института Естествознания и Экономики

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Рындак В.Г. Педагогика счастья: как учить и учиться быть счастливым: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020. 25 с.
  2. Устинова К.А., Попов А.В. Объективные и субъективные барьеры трудоустройства молодежи в современной России // Вестник НГУЭУ. 2018. № 3. С. 51–64.
  3. Пак Л.Г., Каменева Е.Г., Кочемасова Л.А. Трудоустройство выпускников как проблема современного высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4. С. 317–321. doi: 10.25683/VOLBI.2021.57.425
  4. Дахина Е.Р. Педагогические условия формирования готовности выпускников вузов к трудоустройству: автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2017. 24 с.
  5. Озымко М.В. Трудоустройство с позиции структурно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-2. С. 176–181.
  6. Карпец В.А. Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс: автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2005. 20 с.
  7. Миренков А.В., Шаврин В.С. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 94–103.
  8. Шмарион Ю.В., Люй Д.Я. Анализ сущностных характеристик трудоустройства как объекта управления // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 78–82.
  9. Вешкурцева Е.А., Махмуд А.Ю., Кучина О.В. Трудоустройство студентов и выпускников // Проблемы науки. 2019. № 6. С. 38–42.
  10. Пак Л.Г., Каменева Е.Г., Кочемасова Л.А. Ведущие идеи акмеологической концепции социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4. С. 235–252. doi: 10.32516/2303-9922.2021.40.16
  11. Жигарь О.В., Ленский Р.Н. Содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников как фактор повышения конкурентоспособности вуза // Вестник ЧГУ. 2008. № 27. С. 47–52.
  12. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
  13. Еремкин А.И., Худяков В.А., Савенкова Ю.С., Петренко В.О. Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 54–58.
  14. Ченушкина С.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вуза в условиях социального партнерства // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции: «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития»; Ноябрь 11–14, 2013 / сост. Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров. Екатеринбург, 2013. С. 209–212.
  15. Далибожко А.И., Герман М.В., Краковецкая И.В. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Encatus // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2018. № 1. С. 57–74. doi: 10.24866/2311-2271/2018-1/57-74
  16. Борисова А.А., Ряполова К.В. Информационное сопровождение трудоустройства выпускников вузов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 12. 16 c.
  17. Конев И.В., Дубинин А.Н. Инновационные технологии трудоустройства молодых специалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 275–281.
  18. Дружинина Е.Н. Школа профессионального успеха: шаг к успешной адаптации на рынке труда // Вестник Шадринского государственного университета. 2020. № 3. С. 42–45.
  19. Чернышева Л.Г., Мацко А.И., Кондратюк И.В. Педагогический опыт построения в вузе карьерного сопровождения будущих учителей физической культуры // Профессиональное образование. 2020. № 8. С. 91–94.
  20. Крисковец Т.Н. Онто-акмеологический подход как основа формирования профессионального мировоззрения учителя // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 84.
  21. Шматко А.Д., Перепелица И.В. Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений // Молодой ученый. 2019. № 22. С. 600–605.
  22. Коземаслов Н.Д., Боркова Е.А. Проблемы трудоустройства выпускников вуза // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. № 10. С. 231–234.
  23. Магера И.В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 1–9.
  24. Донецкая С.С., Довгаль С.В. Продвижение выпускников на рынке труда и отслеживание их трудоустройства: опыт университета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 4. С. 93–100.
  25. psylab.info [Internet]. Бем С. Методика «Маскулинность-фемининность» [дата обращения: 22.07.2022]. Доступ по ссылке: https://psylab.info/Методика_«Маскулинность-фемининность»_Бем
  26. psylab.info [Internet]. Лири Т. Методика диагностики межличностных отношений [дата обращения: 22.07.2022] Доступ по ссылке: https://psylab.info/Методика_диагностики_межличностных_отношений_Лири
  27. Anker R. Theories of occupational segregation by sex: an overview // Int Labor Rev. 1997. Vol. 136, No. 3. P. 315–339.
  28. Rosen S. The Theory of equalizing differences. Chap. 12 // Handbook of Labor Economics / ed. by O. Ashenfelter, R. Layard. Amsterdam: Elsevier Science, 1986. Vol. 1. P. 641–692. doi: 10.1016/S1573-4463(86)01015-5
  29. rosstat.gov.ru [Internet]. Российский статистический ежегодник [дата обращения: 22.07.2022]. Доступ по ссылке: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994
  30. Рындак В.Г. Женщина XXI века: стратегия успеха: монография. Москва: Новелла, 2011. 318 с.
  31. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения / Ш. Берн; пер. С. Рысев, и др. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. 318 с.
  32. Fortin N.M. Gender role attitudes and the labour-market outcomes of women across OECD countries // Oxf Rev Econ Policy. 2005. Vol. 21, No. 3. P. 416–438. doi: 10.1093/oxrep/gri024

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение выпускников высших учебных заведений по полу в 2021 г.

Скачать (98KB)

© Рындак В.Г., Козяр М.В., Щетинин Н.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».