ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена инклюзивному профессиональному образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Формирование трудоохранной культуры, повышение безопасности жизнедеятельности и социального статуса инвалидов и других маломобильных групп населения - актуальный вопрос сегодняшнего дня. При этом важно, чтобы в процессе инклюзивного профессионального образования у будущего специалиста были сформированы умения и навыки безопасности жизнедеятельности, охраны труда и культуры здоровья, он мог пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди окружающих. В этой связи важную роль в профессиональной подготовке студентов-инвалидов медицинского колледжа играют дисциплины медико-биологического цикла, экологии, безопасности жизнедеятельности, охраны труда, знания которых позволят эффективно осуществлять трудовую деятельность на основе сформированной трудоохранной культуры. Трудоохранная культура является одной из важнейших составляющих культуры безопасности жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, которая способствует в профессиональной подготовке развитию аналитических и коммуникативных качеств будущих специалистов, определяющих уровень безопасности в их социально-трудовой деятельности. Сочетание знаний и умений по безопасности труда и охране здоровья объективно составляет основное содержание трудоохранной культуры, базовым компонентом которой является профессиональная культура, призванная обеспечивать качественное выполнение работы. Важную роль в формировании трудоохранной культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению и других маломобильных групп населения имеет курс «Безопасность жизнедеятельности», раскрывающий основные положения к развитию безопасной жизнедеятельности и сохранению здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска и причинения вреда.

Об авторах

Лариса Александровна Колыванова

Кинель-Черкасский медицинский колледж

Email: larisaleksandr@yandex.ru
кандидат педагогических наук, менеджер по связям с общественностью 446350, Самарская область, с. Кинель-Черкассы, ул. Красноармейская, 60 А

Тамара Михайловна Носова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Зоология и анатомия, физиология, безопасность жизнедеятельности» 443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Список литературы

  1. Баева И.А., Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Практ. руководство / Под ред. И.А. Баевой. - СПб., 2006. - 288 с.
  2. Государственная программа Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trud.samregion.ru/Attachment.axd
  3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 1. - М., 1989. - 432 с.
  4. Думченко Н.И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. - М.: Высшая школа, 1984. - 64 с.
  5. Зеркалов Д.В. Безопасность труда: Хрестоматия. - К.: Основа, 2009. - 602 с.
  6. Колыванова Л.А. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже // Казанская наука: Сб. науч. статей. - № 4. - Казань: Казанский издательский дом, 2011. - С. 173-177.
  7. Колыванова Л.А., Носова Т.М., Петроченко Т.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в инклюзивном профессиональном образовании: учеб-метод. пособие. - Самара: Порто-принт, 2012. - 301 с.
  8. Маренго А.К. Трудоохранная культура: педагогическая теория и практика / Под ред. А.П. Беляевой. - СПб.: Алетейя, 2001. - 251 с.
  9. Международные документы МАГАТЭ по безопасности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fas.org/sgp/crs/nuke/RL34234.pdf
  10. Новиков А.М. Профессиональное образование. - М.: ИЦПНО РАО, 1997. - 255 с.
  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Изд. 22-е, стер. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.
  12. Прогноз баланса трудовых ресурсов Самарской области на 2013-2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trud.samregion.ru/Attachment.
  13. Проект Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // Дефектология. - 2008.
  14. Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.norm-load.ru/SNiP/Data
  15. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/
  16. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Колыванова Л.А., Носова Т.М., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».