Том 11, № 2 (2014)

Статьи

АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Абросимов А.А.

Аннотация

Рассматриваются результаты исследований учебного процесса по одному из его показателей. Исследования проведены на основе экспериментальных данных, предварительно полученных методом тестирования. Установлены корреляционные связи между оценкой физико-математической направленности и академической успеваемостью студентов всей выборки в целом и отдельных характерных групп.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):6-10
pages 6-10 views

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА КАК ПРЕДИКТОРЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Азарных Т.Д.

Аннотация

Целью исследования являлось определение предикторов посттравматических стрессов (ПТС) среди акцентуаций характера с учетом фактора пола. ПТС, крайней выраженностью которых является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), включают весь спектр нарушений психики, возникающих в срок от одного до шести месяцев после ситуаций, связанных с переживанием страха, ужаса или беспомощности, и имеют определенный комплекс симптомов в виде вторжения, избегания и возросшей физиологической реактивности. Исследования проведены на студентах инженерных и экономических специальностей дневных отделений государственных вузов г. Воронежа в возрасте 18-20 лет (446 девушек и 144 юноши). Определялись: уровень ПТС по миссисипской шкале, гражданский вариант (T.M. Keane) (MS), и шкале оценки влияния травматических событий (ШОВТС или IES-R) (M.J. Horovitz), наличие акцентуаций характера (В.М. Русалов). Во всех случаях после стресса, приведшего к ПТС, прошло не менее полугода. Статистическая обработка включала анализ таблиц сопряженности (χ 2-Пирсона с поправкой на непрерывность) (SPSS, версия 13). Установлено, что длительно текущие ПТС сопровождаются личностными изменениями, выражающимися в увеличении количества акцентуаций у одного человека в различной комбинации. Среди акцентуаций характера существуют предикторы ПТС. В зависимости от пола ими являются разные акцентуации: педантичная у девушек, дистимная и застревающая - у юношей. Все остальные изменения - результат ПТС. Наличие акцентуаций характера свидетельствует о затяжном характере проработки ПТС. Полученные данные могут быть использованы для диагностики ПТС, прогноза его течения, а также для профессионального отбора.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):11-17
pages 11-17 views

ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ В ГЛОБАЛИЗАЦИОННОМ ДИСКУРСЕ

Белкин А.И., Ионесов В.И.

Аннотация

В социальных науках предпринимаются попытки обозначить и доопределить быстро меняющуюся культурную реальность, выявить причины современного кризиса и обосновать возможные способы его предотвращения или укрощения в будущем. При этом очевидно, что понять смысл и природу современного экономического кризиса нельзя без обращения к культуре. В настоящей статье кризис рассматривается не только как вызов, но и как культурная реальность и как значимый ресурс обновления и развития культуры. В глобализационном дискурсе категория целого теряет свое традиционное значение. Происходит эстетизация науки и культуры, наука начинает рассматриваться как особого рода текст. Появление Интернета сделало доступным знание для всех коммуникантов и изменило систему межпоколенной передачи опыта.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):18-24
pages 18-24 views

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ГРАМОТНОСТЬ) СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Бусыгина А.Л.

Аннотация

Раскрывается проблема значения и сущности развития психологической компетентности студентов, составляющей основу профессиональной подготовки в вузе, в рамках сохранения психологического здоровья молодого поколения. Рассматриваются вопросы, связанные с содержанием внешних процессов воздействия, способствующих изменению уровня психологической компетентности студентов, а также профессионально значимых и личностных качеств специалистов, обеспечивающих в последующем профессиональное становление личности в учебно-педагогической деятельности. Предлагаются различные подходы к организации необходимых условий развития психологической компетентности молодых специалистов, позволяющих гибко реагировать на изменения, происходящие в социуме, и творчески подходить к решению профессиональных и личностных задач.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):24-28
pages 24-28 views

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Гаврюченкова С.П.

Аннотация

Представлена система активизации самостоятельности учащихся в образовательном процессе при формировании математических понятий в современных условиях развития Интернета, электронных средств обработки и доступа к информации. Исследовались факторы, способствующие развитию мышления учащихся в контексте проводимых реформ образования. Выявлено, что именно математика в наибольшей степени способствует формированию интеллекта учащихся. Выделены и описаны аспекты педагогической поддержки учащихся при формировании математических понятий. Предложена методика изучения математических понятий, стимулирующая переход к более высокому уровню развития самостоятельности учащихся. Рассмотрены варианты организации деятельности на уроке и при выполнении домашней работы. Представлены результаты контрольных и тестовых работ, анкетирования. Результаты проведенного исследования подтверждают эффективность описанной системы активизации самостоятельности учащихся в образовательном процессе при формировании математических понятий. Вносится предложение применять указанную методику для интегрированных уроков по математике и информатике.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):29-34
pages 29-34 views

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ

Демидкина И.А., Лобанов А.А., Трофимов В.Н.

Аннотация

Решается комплексная задача моделирования тактической деятельности спортсменов-баскетболистов, играющих в сборных командах вузов. Модель игровой деятельности представляется как комплексное упражнение, созданное для изучения игровой деятельности и ее составных частей. Рассматривается математическое моделирование, являющееся одним из основных методов, используемых при решении задач тактической подготовки студентов-баскетболистов. Целью математического моделирования является определение оптимальных путей преодоления противодействия соперника на основе анализа имеющейся и полученной в результате исследования новой информации. Также представлены этапы «модельного» исследования, отражающие технологию разработки математической модели тактических действий в баскетболе. Предлагаемый подход к проблеме оптимизации тактических действий спортсменов-баскетболистов, играющих в сборных командах вузов, когда математическое моделирование используется в контексте теорией игр и создает дополнительные возможности для познания спортивно-игровой деятельности, выражается в определении уровней профессиональной подготовленности спортсменов-студентов .
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):35-39
pages 35-39 views

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КАДРОВОГО СОСТАВА ВУЗА К ЭКСПЕРТИЗЕ КАЧЕСТВА

Денисова О.П.

Аннотация

Выделены основные этапы проведения оценки уровня сформированности профессиональной готовности кадрового состава вуза к экспертизе качества, разработана методика оценки.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):40-48
pages 40-48 views

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ЭЛЕКТРОСТАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНЦИПА СООТВЕТСТВИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МОДЕЛЯМ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ИДЕАЛИЗАЦИИ

Иванов С.А.

Аннотация

Проведен анализ последовательного уточнения некоторых физических законов в процессе изучения ряда учебных вопросов по физике непосредственно на занятиях. Данное уточнение является своеобразным применением методологического принципа соответствия. Актуальность данного исследования продиктована тем, что еще не реализовано в полной мере применение в обучении физике принципа соответствия как методологического принципа, так как данный принцип реализуется пока только на уровне отдельных физических теорий (классической и релятивистской механики, квантовой и классической теорий излучения, волновой и геометрической оптики). Основная идея состоит в том, что использование методических возможностей принципа соответствия происходит систематически и непосредственно на различных занятиях по физике, при этом в полной мере раскрывается сущность диалектического характера научных понятий и незавершенность любых теоретических положений. Разработана методика поэтапного формирования у студентов представлений о границах применимости физических понятий, законов и теорий. В статье идет речь о применении данной методики конкретно к изучению студентами технического вуза курса электростатики в рамках курса общей физики. В рамках этой методики не просто разъясняется область применения конкретного закона, но и совершается анализ его сопричастности более точным теориям, повышающим степень реальности научного описания объектов и явлений. В ходе данного педагогического исследования выяснилось, что в отличие от традиционного изучения принципа соответствия как специального физического принципа в квантовой и релятивистской теориях возможно его последовательное применение в системе формирования понятий и законов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):48-54
pages 48-54 views

ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Иванова Л.А., Казакова О.А., Звонова Т.А.

Аннотация

Раскрывается значение здоровьесберегающей компетенции студентов Самарского государственного экономического университета через здоровьесберегающие технологии. Оценка итоговых результатов овладения данной компетенцией выставляется по балльно-рейтинговой системе, которая учитывает значимость блоков теоретических тем и контрольных вопросов, степень их сложности, самостоятельность решения задания, количество дополнительных (поощрительных) и штрафных баллов в рейтинговой оценке.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):55-65
pages 55-65 views

ОЦЕНКА ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТИ АЛГОРИТМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Камалеева А.Р.

Аннотация

Излагаются идеи нисходящего проектирования компетентностно-ориентированного содержания курса физики в условиях реализации ФГОС СПО, в которых не обозначена матрица формируемых в процессе обучения курсу «Физика» общих и профессиональных компетенций. Предлагается пошаговый алгоритм проектирования компетентностно-ориентированного содержания курса физики, включающий в себя семь взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов: ознакомительный; аналитический; проектный; создание текста рабочей программы; экспертный; утверждение и функционирование рабочей программы. Дается анализ оценки преподавателями физики в десятибалльной системе оценивания детериминированности разработанного алгоритма и доказывается применимость к этому алгоритму всех присущих алгоритмам свойств: массовости, дискретности, детерминированности, результативности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):65-72
pages 65-72 views

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОПЕРАТОРОВ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫХ СИСТЕМ

Кардашевский А.И.

Аннотация

Рассматриваются междисциплинарные дидактические комплексы как отдельно взятые элементы информационно-дидактической базы формирования профессиональных здоровьесберегающих компетенций, синтезированные за счет содержательной интеграции спецкурса с соответствующими учебными дисциплинами. Связанные между собой структурно-логическими связями, междисциплинарные дидактические комплексы учитывают не только последовательность и преемственность содержания здоровьесберегающих модулей, но и методы их изложения и способы их освоения студентами. Представлены модули междисциплинарных дидактических комплексов, входящие в структуру таких учебных дисциплин, как философия, физическая культура, инженерная психология, валеология, эргономика, безопасность жизнедеятельности. Каждая учебная дисциплина содержит дидактические единицы. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность использования междисциплинарных дидактических комплексов при формировании профессиональных здоровьесберегающих компетенций у студентов - будущих операторов человеко-машинных систем.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):72-77
pages 72-77 views

СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Кислякова О.П.

Аннотация

Предлагается применение нетрадиционных педагогических подходов в системе оценивания результатов формирования компетенций и профессионально важных качеств (ПВК) будущих специалистов. Предлагаются методика выявления базовых компетенций и способы оценивания в компетентностной технологии обучения. Основная мысль статьи заключается в том, что систематическая оценка и совершенствование качества образования должны стать неотъемлемой частью культуры высшего учебного заведения. С этой целью предлагается методика оценки и самооценки результатов формирования компетенций и профессионально важных качеств. Она строится на взаимосвязи профессиографического и компетентностного подходов к подготовке специалиста. Приводится конкретный пример, показывающий, как обучаемый участвует в процессе оценивания своего труда. Приводится пример использования преподавателями комплексных заданий для оценки результатов образования в терминах компетенций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):77-86
pages 77-86 views

СТРЕССОВЫЕ ФАКТОРЫ И ТЕХНИКИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Клячкина Н.Л.

Аннотация

Рассматривается значение стресса в современной жизни: он влияет на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими. Особенно это касается студенческой среды. Появилось достаточно много научной литературы, посвященной изучению этого вопроса, но многие аспекты проблемы остаются еще не до конца изученными. Современный этап развития теории и практики психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению влияния стрессов на развитие личности, что имеет важное научное значение. Существует необходимость изучения не только самого механизма стресса и его влияния на человека, но и проблемы стрессоустойчивости личности и эффективного поведения в ситуации стресса. В результате исследования получены дополнительные данные: студенты с низкой и пороговой степенью сопротивляемости стрессу и студенты с высокой степенью сопротивляемости стрессу отличаются между собой по тревожности и копинг-поведению. Делается предположение о том, что состояние студентов первого года обучения обусловлено процессом адаптации в новом учебном заведении, привыканием к новым методам преподавания, а студентов последнего года обучения - ожиданием предстоящего окончания обучения, смены социального окружения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):86-94
pages 86-94 views

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Колыванова Л.А., Носова Т.М.

Аннотация

Статья посвящена инклюзивному профессиональному образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Формирование трудоохранной культуры, повышение безопасности жизнедеятельности и социального статуса инвалидов и других маломобильных групп населения - актуальный вопрос сегодняшнего дня. При этом важно, чтобы в процессе инклюзивного профессионального образования у будущего специалиста были сформированы умения и навыки безопасности жизнедеятельности, охраны труда и культуры здоровья, он мог пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди окружающих. В этой связи важную роль в профессиональной подготовке студентов-инвалидов медицинского колледжа играют дисциплины медико-биологического цикла, экологии, безопасности жизнедеятельности, охраны труда, знания которых позволят эффективно осуществлять трудовую деятельность на основе сформированной трудоохранной культуры. Трудоохранная культура является одной из важнейших составляющих культуры безопасности жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, которая способствует в профессиональной подготовке развитию аналитических и коммуникативных качеств будущих специалистов, определяющих уровень безопасности в их социально-трудовой деятельности. Сочетание знаний и умений по безопасности труда и охране здоровья объективно составляет основное содержание трудоохранной культуры, базовым компонентом которой является профессиональная культура, призванная обеспечивать качественное выполнение работы. Важную роль в формировании трудоохранной культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению и других маломобильных групп населения имеет курс «Безопасность жизнедеятельности», раскрывающий основные положения к развитию безопасной жизнедеятельности и сохранению здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска и причинения вреда.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):94-102
pages 94-102 views

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Кочетова Т.Н.

Аннотация

Математическая подготовка представляется как условие успешной профессиональной деятельности студентов. Акцентируется внимание на федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования. Рассматриваются задачи дисциплины «математика» инженерной специальности, выделены способности и умения, развитие которых возможно в процессе математической подготовки. Представлена возможность использования информационно-коммуникационных технологий при изучении дисциплины «математика».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):102-107
pages 102-107 views

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Красинская Л.Ф.

Аннотация

Лемы федерального уровня, связанные с разработкой стандартов и процессом их внедрения в массовую педагогическую практику: обилие компетенций выпускников, которые преподавателям трудно удержать в памяти и ориентироваться на них в педагогической деятельности; несоответствие компетенций и дисциплин, в рамках которых они должны формироваться; сложности самостоятельного определения учебных дисциплин вариативного блока стандарта; отсутствие удобных методик для оценивания компетенций; недостаточная нормативная и методическая обеспеченность реализации стандартов со стороны Министерства образования и науки РФ и др. Также анализируются проблемы, связанные с недостаточной готовностью преподавателей технического вуза работать в новых условиях: использовать активные и интерактивные формы преподавания, формирующие компетенции выпускников; осуществлять диверсификацию обучения на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры; организовывать эффективную самостоятельную работу студентов; разрабатывать методическое обеспечение учебного процесса с учетом требований стандарта. В технических вузах часто присутствует искаженное понимание компетенций - только как способности выпускников осуществлять конкретные профессиональные функции, поэтому преуменьшается значение гуманитарной подготовки. Теоретические положения, высказанные автором, подкрепляются результатами исследования, проведенного в российских вузах. На основе исследовательских данных и сформулированных положений делается вывод: успешная реализация компетентностно-ориентированных образовательных стандартов возможна при условии своевременного нормативного и научно-методического сопровождения соответствующих новаций со стороны Министерства образования и науки РФ, а также организации широкомасштабного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, направленного на освоение ими современных технологий обучения и методов оценивания сформированности компетенций студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):108-115
pages 108-115 views

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Левина С.В.

Аннотация

Рассматривается вопрос применения культурологического подхода в преподавании дисциплины «Естественно-научная картина мира» у студентов социально-гуманитарного профиля. Обосновывается, что культурологический подход призван выполнять в образовательном процессе системообразующую роль и должен рассматриваться как методологический принцип, определяющий отбор содержания, структуру курса, формы учебной деятельности. Доказывается, что рассматриваемый подход в значительной степени обогащает функции преподавателя высшей школы. На основании проведенного эксперимента устанавливается, что применение культурологического подхода повышает у студентов уровень сформированности культурологических компетенций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):116-120
pages 116-120 views

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ТЕОРИЯ В КОНТЕКСТЕ ОПЫТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Малова Н.В.

Аннотация

Представлен алгоритм разработки критериально-ориентированных тестов учебных достижений, предназначенных для индивидуализации обучения иностранному языку в непрофильном вузе, описывается область использования этих тестов в процессе обучения для корректирующей и оптимизирующей индивидуализации. Апробация алгоритма проводилась на кафедрах иностранных языков ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» и Самарского филиала ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет». Результаты практической работы, представленные на ряде научно-практических конференций, заключаются в повышении (уровень значимости 0,95) уровня развития коммуникативной компетенции в экспериментальной и контрольной группах; повышении регулярности выполнения самостоятельной работы студентов; сокращении (до 75 %) времени, затрачиваемого преподавателями на проверку индивидуальных (домашних) работ студентов к одному учебному занятию.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):121-127
pages 121-127 views

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Маркова И.А., Ярыгин А.Н., Ярыгина Н.А.

Аннотация

Индивидуализация процесса обучения - необходимое требование к современному образованию. Необходима разработка математических методов и моделей, применение которых в системах электронного обучения позволит автоматизировать процесс формирования структуры учебного курса и дифференцированных траекторий его прохождения. Для индивидуализации процесса обучения структура учебного курса должна предоставлять возможность его прохождения несколькими различными способами. Структуру таких курсов представляют в виде ориентированного графа. В работе предлагается рассматривать отдельно правила формирования структуры учебного курса (модель содержания) и построения индивидуальных траекторий его прохождения (модель навигации).
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):127-132
pages 127-132 views

МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ К ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Михелькевич В.Н., Корнаухова М.П.

Аннотация

Дается анализ барьеров, препятствующих творческой профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью и рекламе. Рассматривается группа внутренних, личных барьеров (конформизм, профессиональная ограниченность, узкопрактический подход, влияние авторитетов, вера в существование только одного-единственного правильного решения, боязнь критики, нежелание брать на себя ответственность) и группа внешних, системных препятствий (строго иерархическая структура фирмы, жесткий регламент работы ее сотрудников, излишний прагматизм и недоверие к инновациям руководства организации, боязнь принимать неординарные решения, стремление руководства навязывать свои императивные решения подчиненным). Обосновано, что наиболее целесообразным имманентным методом преодоления препятствий на пути к творческому решению профессиональных задач является упреждающее устранение этих барьеров у студентов бакалавриата еще на стадии их обучения в вузе за счет теоретического и практического освоения ими междисциплинарных дидактических комплексов. Представлен кластер таких междисциплинарных комплексов, синтезированных за счет содержательной интеграции базовой системообразующей дисциплины «Связи с общественностью» с такими учебными дисциплинами, как «Психология», «Социология», «Культурология», «Межкультурные и деловые коммуникации», «Логика и теория аргументации», «Психология лидерства».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):133-139
pages 133-139 views

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОТБОРЕ ДЛЯ ЦЕЛЕВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Никифорова С.В.

Аннотация

Рассматриваются теоретические и методологические аспекты формирования профессиональной пригодности: представлен подробный анализ понятия «профессиональная пригодность»; указаны основные факторы, влияющие на формирование и развитие профессиональной пригодности; выявлено, что основу профессиональной пригодности составляют профессионально значимые качества личности (ПЗКЛ). Предложен алгоритм отбора студентов, рекомендованных для целевой индивидуальной подготовки специалистов, а также перечислены методы изучения ПЗКЛ, применяемые в исследовании. Представлена матрица природосообразного соответствия ПЗКЛ специалистов выполняемым ими видам профессиональной деятельности. Особое внимание уделено разработке критериев определения профессиональной пригодности, в том числе с учетом психологических особенностей личности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):140-149
pages 140-149 views

ЗООЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ - ГИДРОБИОНТОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Носова Т.М., Ковригина А.М.

Аннотация

В профессиональной подготовке бакалавров естественно-научного образования существенна роль зоологического краеведения, формирующего основные профессиональные, культурологические и специальные компетенции на основе регионального подхода в обучении, знании краеведческого материала, биоэкологии фоновых и редких видов животных, закономерностей их распределения в различных средах обитания. Значимое место занимают обитатели водной среды - гидробионты. Их можно встретить в реках, озерах, прудах и мелких временных водоемах на территории Самарской области. Они представлены систематическими группами: одноклеточными (простейшими), многоклеточными (губками, кишечнополостными, мшанками, плоскими, круглыми, кольчатыми червями, членистоногими и моллюсками). Гидробионты входят в разные экологические группы: планктон, бентос, перифитон, плейстон, нектон, нейстон. Их обитателей по размерным параметрам можно разбить на наннопланктон, мезопланктон, макропланктон и соответственно бентос и перифитон. Весьма разнообразны трофические цепи и сети обитателей водной среды. В состав планктона входят организмы, которые не могут противостоять течению. Зоопланктон - это мелкие животные (простейшие - одноклеточные и колониальные, ракообразные и личинки насекомых). Бентос - совокупность организмов, обитающих в грунте и на дне. По образу жизни это - неподвижные, малоподвижные и подвижные животные. Перифитон - биообрастатели - сувойки, трубачи, губки, мшанки и другие. Отдельные представители гидробионтов включены в Красную книгу Самарской области (2009). Многие группы используются для биоиндикации состояния пресных вод. Знание гидробионтов Самарской области имеет большое теоретическое и практическое значение. Оно способствует развитию ценностных ориентаций, экологической культуры личности и готовности к природоохранной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):150-157
pages 150-157 views

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ

Попов Д.В.

Аннотация

Обосновывается целесообразность и необходимость использования компетентностного подхода к профессиональной подготовке в техническом университете специалистов по физическим процессам нефтегазового производства. Представлена феноменологическая модель системы формирования у студентов профессиональных экспериментально-исследовательских компетенций в процессе выполнения ими лабораторно-экспериментальных работ. Рассматривается компетентностно-модульная технология развития и формирования у студентов профессиональных экспериментально-исследовательских и сопутствующих общекультурных, видовых и специализированных компетенций и личностных профессионально значимых качеств в процессе перманентного выполнения ими лабораторных экспериментально-исследовательских работ. Изложены структура и содержание трех учебных модулей: планирования и подготовки лабораторного эксперимента; собственно выполнения лабораторного эксперимента; статистической обработки экспериментальных данных, оценки и презентации результатов лабораторно-исследовательского эксперимента.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):158-172
pages 158-172 views

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЮРИДИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: ПРОБЛЕМА АУТЕНТИЧНОСТИ

Руднева Т.И., Храмцова А.Б.

Аннотация

Рассматривается проблема коммуникативного образования студентов - будущих юристов на материале специальных учебных дисциплин и иностранного языка.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):172-176
pages 172-176 views

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ И ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Склярова Т.В., Гридина В.В.

Аннотация

Представлены результаты разработки и реализации программ профессионального образования студентов гуманитарных направлений с включением блоков религиоведческой и теологической подготовки. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированном вузе включала в себя социально-педагогическое образование и была дополнена дисциплинами из ГОС ВПО по специальности «Теология». Профессиональная подготовка студентов по направлению «Связи с общественностью» включала блок религиоведческой подготовки, состоящий из информационно-дидактической базы, теоретико-методологическим ядром которой выступает учебная дисциплина «Религиоведение», и профессионально-ориентированных модулей дисциплины, разработанных с учетом экспертных оценок и необходимых профессиональных компетенций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):177-185
pages 177-185 views

МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» И СРЕДСТВА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Татаренкова Н.А.

Аннотация

Рассматривается опыт преподавания дисциплины «История» студентам технических вузов в соответствии с федеральными образовательными стандартами третьего поколения. Анализируются формирование мотивации изучения курса, средства и методы ее реализации. Прослеживается иерархия мотивов к активной познавательной деятельности по истории. Доказывается, что мотивация обусловлена спецификой учебного предмета. Предлагается положительный опыт дискуссий, перехода на «микроуровень истории», создания нового методического обеспечения самостоятельной работы.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):185-191
pages 185-191 views

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Тимофеева Е.А.

Аннотация

Дается анализ особенностей профессиональной подготовки сотрудников для пенитенциарных систем США, Великобритании, Канады, Польши, Финляндии, Норвегии, Украины, Австрии. Обращается особое внимание на такие положительные компоненты обучения, которые могут быть использованы при подготовке сотрудников для уголовно-исполнительной системы России.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):192-202
pages 192-202 views

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ ЭКОНОМИКИ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ярыгина Н.А.

Аннотация

Рассматривается значимость самостоятельной работы магистрантов в процессе педагогической практики, а также необходимость оказания своевременной квалифицированной помощи научного руководителя как в организации, так и в проведении педагогической практики.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(2):203-207
pages 203-207 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».