ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Лемы федерального уровня, связанные с разработкой стандартов и процессом их внедрения в массовую педагогическую практику: обилие компетенций выпускников, которые преподавателям трудно удержать в памяти и ориентироваться на них в педагогической деятельности; несоответствие компетенций и дисциплин, в рамках которых они должны формироваться; сложности самостоятельного определения учебных дисциплин вариативного блока стандарта; отсутствие удобных методик для оценивания компетенций; недостаточная нормативная и методическая обеспеченность реализации стандартов со стороны Министерства образования и науки РФ и др. Также анализируются проблемы, связанные с недостаточной готовностью преподавателей технического вуза работать в новых условиях: использовать активные и интерактивные формы преподавания, формирующие компетенции выпускников; осуществлять диверсификацию обучения на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры; организовывать эффективную самостоятельную работу студентов; разрабатывать методическое обеспечение учебного процесса с учетом требований стандарта. В технических вузах часто присутствует искаженное понимание компетенций - только как способности выпускников осуществлять конкретные профессиональные функции, поэтому преуменьшается значение гуманитарной подготовки. Теоретические положения, высказанные автором, подкрепляются результатами исследования, проведенного в российских вузах. На основе исследовательских данных и сформулированных положений делается вывод: успешная реализация компетентностно-ориентированных образовательных стандартов возможна при условии своевременного нормативного и научно-методического сопровождения соответствующих новаций со стороны Министерства образования и науки РФ, а также организации широкомасштабного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, направленного на освоение ими современных технологий обучения и методов оценивания сформированности компетенций студентов.

Об авторах

Людмила Федоровна Красинская

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: lfkras@yandex.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Философия и история науки» 443066, г. Самара, 1-й Безымянный пер., 18

Список литературы

  1. Серякова С.Б., Красинская Л.Ф. Готовность преподавателей высшей школы к реализации компетентностно-ориентированных образовательных стандартов // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 2. - С. 7-13
  2. Белоцерковский А.В. О «качестве» и «количестве» образования // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 3-9.
  3. Донских О.А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2013. - № 5. - С. 36-45.
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ru
  5. Красинская Л.Ф. Реформирование высшего технического образования и новые требования к педагогической компетентности преподавателей // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 6. - С. 21-28.
  6. Красинская Л.Ф. Готовность преподавателей к инновационным преобразованиям высшей школы // Высшее образование в России. - 2010. - № 6. - С. 132-137.
  7. Зимняя И.А., Земцова Е.А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 14-19.
  8. Серякова С.Б., Красинская Л.Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 22-30.
  9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mon.gov.ru
  10. Красинская Л.Ф. Реализация образовательных стандартов с учетом уровневой системы профессиональной подготовки в высшей школе // Наука и культура России: Мат-лы IX Межд. науч.-практ. конф., посвящ. Дню славянской письменности и культуры: в 2 т. Т. 1. - Самара: СамГУПС, 2012. - С. 150-153.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Красинская Л.Ф., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».