МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Усиление общественного внимания к глобальным экологическим проблемам оказало глубокое влияние на становление и развитие экологического образования. Принятый в 1992 году программный документ «Повестка дня на XXI век» расширил область содержания экологического образования в сторону учета концепции устойчивого развития. Многие страны, в том числе и США, начали всеобъемлющий процесс планирования образования для устойчивого развития. В реализации стратегий экологического образования для устойчивого развития западными странами используется координированный комплексный подход, предусматривающий участие гражданского общества, местных сообществ, научного сообщества. Несмотря на то, что в США нет единого федерального стандарта в области экологического образования, каждый штат определил и использует эколого-образовательные стандарты применительно к конкретному региону. На примере экологически ориентированного штата Огайо авторы рассматривают концептуальные подходы к моделированию непрерывного экологического образования в США. В статье анализируются зарубежные подходы к содержанию, разработке программ, их реализации и оценке качества. По мнению авторов исследования, особая роль в развитии непрерывного экологического образования в США принадлежит «зеленым» (устойчивым) школам, создание которых придало новый импульс внедрению устойчивых инициатив по планированию, распространению, внедрению, мониторингу устойчивости и экологических образовательных программ в школах, вузах и местном сообществе.

Об авторах

Людмила Геннадьевна Муртазина

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: mourt@mail.ru
старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет. 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68

Ильгизар Тимергалиевич Гайсин

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: Gaisinilgizar@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет. 420008, г. Казань, ул. Кремлевская ,18

Список литературы

  1. Odum E.P., Odum H.T. (1953) Fundamentals of ecology. Philadelphia: W.B. Saunders Company, 1953. 383 p.
  2. Lucas A.M. (1972) Environment and environmental education: Conceptual issues and curriculum implications. Unpublished doctoral dissertation, The Ohio State University, Columbus, OH.
  3. Roth C.E. (1992) Environmental literacy: Its roots, evolution, and directions in the 1990s. Columbus, OH: ERIC/CSMEE.
  4. Hammermann W.M. (1980) Fifty Years of Resident Outdoor Education: 1930-1980: Its Impact on American Education. Martinsville, IN: American Camping Association: p. 88.
  5. Wilson R.A. (1994) Environmental education at the early childhood level. Washington, DC: North American Association for Environmental Education.
  6. Dillon J., Brody M., Stevenson R.B. (2013) International Handbook of Research on Environmental Education/ Routledge, 576 p.
  7. Iozzi L. (1981) Research in Environmental Education. 1971-1980. Columbus, OH: ERIC Science, Mathematics and Environmental Education Clearinghouse (ERIC Document Reproduction Service № ED214762).
  8. Marcinkowski T., Mrazek R. (1996). Research in environmental Education. 1981-1990. Troy. OH: North American Association for Environmental Education.
  9. Bucheit J., Dorn T., Matheny K. (2006) Collection and coding of Dissertation studies in environmental education and related fields. 1991-2000. Melbourne. Florida. U.S.: Unpublished master’s research project. Florida Institute of Technology.
  10. Spero V. (2006) Collection and coding of Dissertation studies in environmental education and related fields. 1991-2000: A continuation. Melbourne. Florida. U.S.: Unpublished master’s research project. Florida Institute of Technology.
  11. Сайт Института устойчивых городов США и Канады. URL: http://www.sustainablecitiesinstitute.org/cities (дата обращения 02.01.2015).
  12. NEETF and Roper Starch Worldwide, Executive Summary of the Ninth Annual Survey of Adult Americans, 2001.
  13. Mancl K.M., Carr K., Morrone M. (1999) Environmental Literacy of Ohio Adults. The Ohio Journal of Science. v. 99, Issue 3, p. 57-61.
  14. Sanera M., Shaw J.S. (1996) Facts, Not Fear: A Parent’s Guide to Teaching Children About the Environment, Washington D.C.: Regnery Publishing, Inc., 300 p.
  15. Mullins G.W. (1984). The changing role of the interpreter. Journal of Environmental Education, 15 (4), p. 1-5.
  16. Wilson R.A. (1993) Fostering a Sense of Wonder during the Early Childhood. Years. Greyden Press. - 197 p.
  17. Engleson D.C. (1985) A Guide to curriculum planning in Environmental Education. Environmental Education Curriculum Development Task Force. Madison, Wisconsin Dept. of Public Instruction, Bulletin, № 6094. - 103 p.
  18. Bainer D.L., Cantrell D., Barron P. (1997) Professional Development of Environmental Educators through Partnerships. Paper presented at the Annual Meeting of the North American Association for Environmental Education (Vancouver, British Columbia, Canada, August 15-19, 1997). - 31 p.
  19. Дагбаева Н.Ж. Экологическое образование школьников в условиях изменения социо-природной среды: Дисс. … докт. пед. наук. - Улан-Удэ: Бурят. гос. ун-т, 2004. - 385 c.
  20. The Environmental Education Council of Ohio. URL: https://eeco.wildapricot.org (дата обращения 04.03.2015)
  21. Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Дисс. … докт. пед. наук. - Казань: ТГГПУ, 2000. - 408 c.
  22. Гильмиярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США: Дисс. … докт. пед. наук. - Уфа: БГПУ, 2002. - 372 с.
  23. Glenn J.L. (2000) Environment-based Education: Creating High Performance Schools and Students. National Environmental Education & Training Foundation, Washington, DC. URL: http://www.neetf.org/pubs/NEETF8400.pdf (дата обращения 04.03.2015).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Муртазина Л.Г., Гайсин И.Т., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».