Значение модульного подхода для самостоятельной работы студентов при изучении грамматики иностранного языка в неязыковом вузе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние десятилетия благодаря введению многоуровневой системы образования Россия активно интегрируется в мировое социально-экономическое, информационное, образовательное и культурное пространство. Активизация взаимодействия с иностранными партнерами подразумевает наличие у молодых специалистов достаточно высокого уровня владения иностранными языками. Поэтому особое внимание в технических вузах уделяется формированию у выпускников иноязычной коммуникативной компетенции. Немаловажным условием успешного изучения иностранного языка является грамотная организация самостоятельной работы студентов. Целью этого исследования является определение эффективности модульного подхода для организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка, в частности, грамматики, в техническом вузе. Авторы данной статьи рассматривают модульный подход как технологию, в которой содержание делится на несколько единиц или модулей, каждый из которых изучается отдельно. В ходе исследования использовались качественные и количественные методы, а также педагогический эксперимент. Обучение студентов проводилось с помощью учебных пособий по грамматике английского языка, изданных на кафедре лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного СамГТУ и кафедре теории и практики перевода ОГУ. В ходе эксперимента было выявлено, что применение модульного подхода для изучения грамматики английского языка в рамках самостоятельной работы студентов оказалось более эффективным по сравнению с традиционными методами. Кроме того, учащиеся отметили, что данная педагогическая технология четко продемонстрировала им имеющиеся пробелы в знаниях и повысила их мотивацию к дальнейшему изучению грамматики. В свою очередь, преподаватели оценили возможность адаптировать содержание занятий к индивидуальному уровню каждого студента, обеспечивая наиболее гибкий подход к изучению английского языка.

Об авторах

Юлия Сергеевна Елагина

Оренбургский государственный университет

Email: dymok_july@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики перевода 460018, Россия, г. Оренбург, пр. Победы, 13

Ксения Сергеевна Опарина

Самарский государственный технический университет

Email: ks.oparina@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Pavlova A.V. Computer-aided Technologies in the Competency-based University Education // Актуальные проблемы современного профессионального образования, материалы I Международной научно-практической конференции (на иностранных языках). редакционная коллегия: Т.А. Знаменская, О.В. Томберг, В.В. Пузырев. 2014. С. 128-132.
  2. Prauzner T. Analysis of the Results of the Pedagogical Research and Eeg in the Aspect of Effective Modern Teaching Aids in the Technical Education, Pp. 481-498. https://www.researchgate.net/publication/277887350 (дата обращения 18.09.2018).
  3. Швайкина Н.С. Формирование корпоративной компетенции инженеров-менеджеров в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2009. 180 с.
  4. Багатеева А.О. Реализация модульной технологии обучения иностранному языку студентов технического вуза (на примере программы «английский язык для студентов автомобильного отделения») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 4(04). С. 16-17.
  5. Данилина Е.А. Этапы обучения иностранному языку при компетентностно-модульной организации учебного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 71-72.
  6. Ямшанова В.А. Переход на модульное обучение иностранным языкам как реализация идей Болонской декларации // Иностранные языки в экономических вузах России: Всероссийский научно-информационный альманах. 2006. № 5. С. 6-22.
  7. Башмакова И.С. Модульное обучение в технических вузах // Вестник ИрГТУ. 2014. № 6(89). С. 249-253.
  8. Ерофеева В.А. Значение блочно-модульной системы обучения английскому языку в вузе. URL: http://naukarus.com/znachenie-blochno-modulnoy-sistemy- obucheniya-angliyskomu-yazyku-v-vuze# (дата обращения 19.09.2018).
  9. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. 1990. № 1. С. 55-60.
  10. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник Высшей школы. 1987. № 8. С. 14-17.
  11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. 75 с.
  12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования
  13. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 3-12.
  14. Лопухова Ю.В., Юрина М.В. Содержание учебного материала как важный аспект изучения иностранного языка при использовании модульного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 326-330.
  15. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 70 с.
  16. Лапп Е.А. Модульный подход в проектировании учебного плана бакалавриата по направлению «специальное (дефектологическое) образование»: теоретические основания и проблемы реализации // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1,2. С. 145-150.
  17. Owens G. The Modele in "Universities Quarterly" // Universities Quarterly, Higher education and society. Vol. 25. № 1. Pp. 94-98.
  18. Russell J.D. Modular Instruction. Minneapolis, Minn., Burgest Publishing Co., 1974. 3 p.
  19. Иовлева В.И. Модульно-компетентностная технология обучения для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные проблемы языкознания. 2016. Т. 1. С. 247-250.
  20. Опарина К.С. Применение модульного подхода к изучению грамматики английского при обучении техническому переводу // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 152-155.
  21. Кандалова Г.А. Роль электронных учебных пособий в организации самостоятельной работы студентов при модульном подходе в обучении грамматике // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 4(13). С. 51-55.
  22. Gil A. The Role of the Internet in Self-Study // Vol. 4 (2015): SOCIETY. INTERGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference May 22nd-23rd, 2015, Volume IV. Pp. 393-404.
  23. Белозерова Н.Р., Лопухова Ю.В., Федотова Л.В. English Grammar in Modules. Часть 1 (учебное пособие по основам практической грамматики английского языка). Самара: СГАСУ. 2008. 225 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Елагина Ю.С., Опарина К.С., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».