Дидактическая игра как средство развития профессионализма педагога
- Авторы: Жураковская В.М.1, Оличеав О.А.2
-
Учреждения:
- Академия социального управления Московской области
- МОУ лицей г. Истра
- Выпуск: Том 19, № 2 (2022)
- Страницы: 19-34
- Раздел: Направления модернизации образования
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/81235
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.2.2
- ID: 81235
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье поднимается и раскрывается проблема развития профессионализма педагога. Целью статьи является описание использования, разработки педагогами дидактических игр для обучающихся, ориентированных на развитие их индивидуальности, определяющих рост профессионализма педагога, выражающегося в развитии компетенций, связанных с переводом внешней мотивации деятельности во внутреннюю, творческим подходом педагогов к решению проблем. Методологическим обоснованием дидактической игры являются теория деятельности, коучинговый подход. Результатами исследования стали разработка и апробация дидактических игр, ориентированных на развитие индивидуальности обучающихся, определяющих повышение профессионализма педагога. Обозначена авторская позиция относительно сущности предлагаемой дидактической игры, ее структуры, психолого-педагогического механизма, определяющего перевод внешней мотивации во внутреннюю мотивацию деятельности ученика. Научная новизна исследования связана с моделированием деловой игры, разработка которой осуществлялась с использованием механизма перевода внешней мотивации во внутреннюю мотивацию деятельности ученика. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке структуры дидактической игры, состоящей из упорядоченных, неразрывно связанных компонентов, таких как игрового упражнения, реализуемого в урочной деятельности, деловой игры — во внеурочной деятельности, рефлексии осознанного, свободного, добровольного выбора деятельности по решению проблем в социуме, продуктивной деятельности в социуме, рефлексии осуществленной деятельности. К практической значимости исследования относим разработанные педагогами конкретные дидактические игры, в том числе дидактическую игру «На подступах к трону Зевса», предложенную в статье. Анализ результатов экспериментальной работы по сопровождению педагога в его профессиональном развитии показал положительную динамику уровней профессионализма педагога. Это позволила авторам статьи считать разработанные средства развития профессионализма педагога эффективными.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Вера Михайловна Жураковская
Академия социального управления Московской области
Автор, ответственный за переписку.
Email: gvera66@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2056-1801
доктор педагогических наук, доцент кафедры управления
Россия, МоскваОльга Анатольевна Оличеав
МОУ лицей г. Истра
Email: licey-istra@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1377-1256
кандидат исторических наук, директор
Россия, МоскваСписок литературы
- Профессиональный стандарт Педагог. Режим доступа: https://school3.kchr.eduru.ru/media/2020/02/11/1250875158/Profstandart_Pedagog.pdf
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. – 308 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: дисс. … док. … психолог. … наук. – М., 1995. – 276 с.
- Гребенкина Л.К. Социально-педагогические условия формирования профессионализма учителя и преподавателя высшей школы // Педагогический профессионализм в образовании»: сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции / Под ред. Е.В. Андриенко, Л.П. Жуйковой. – 2018. – С. 33–38.
- Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Инновационный реактор образовательных инициатив как новый формат непрерывного образования педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2019. – № 2 (40). – С. 68–77.
- Григорьева Е.Г. Профессионализм педагога как условие эффективной адаптации студентов вуза // Вестник магистратуры. – 2015. – № 11 (50). – Т. 3. – С. 16–17.
- Андриенко Е.В. Профессионализм педагога-воспитателя: компетентностый подход // Сибирский педагогический журнал. – 2020. № 6. – С. 44–52.
- Садулаева Б.С. Электронное портфолио как средство оценки профессионализма педагога // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.8 (27). – С. 334–336.
- Шафоростова Е.Н., Давыденко Т.М. Профессионализм и профессиональные компетенции преподавателя в тории педагогики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2016. – № 1. – С. 46–50.
- Judit Orgoványi-Gajdos. Teachers’ Professional Development on Problem Solving: Theory and Practice for Teachers and Teacher Educators. SensePublishers-Rotterdam. 2016. Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-94-6300-711-5
- Ismail Hussein Amzat, Nena P. Valdez. Teacher Empowerment Toward Professional Development and Practices. Springer Nature Singapore Pte Ltd. 2017. Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-981-10-4151-8
- Maria Antonietta Impedovo. (2021). Identity and Teacher Professional Development: A Reflective, Collaborative and Agentive Learning Journey. Springer, Cham. Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-71367-6#about
- Laura Blythe Liu. Teacher Educator International Professional Development as Ren. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2015. Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-662-46971-2#about
- Ashcraft N. (2018) Engaging Future Professionals: How Language Teacher Associations Facilitate the Involvement of Student Members. In: Elsheikh A., Coombe C., Effiong O. (eds.) The Role of Language Teacher Associations in Professional Development. Second Language Learning and Teaching. Springer, Cham. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-030-00967-0_5
- Shiyan I., Shiyan O., Iakshina A., Le-van T. Development of Preschool Teacher’s Competences as a Way to Increase the ECE Quality. In: Boyd W., Garvis S. (eds) International Perspectives on Early Childhood Teacher Education in the 21st Century. Springer, Singapore. 2021. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-981-16-5739-9_11
- Жураковская В.М. Развитие индивидуальности обучающегося в образовательном процессе школы: основные понятия, механизм, концепция: монография. – М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 208 с.
- Жураковская В.М. Система психолого-педагогического обеспечения развития индивидуальности обучающегося в образовательном процессе школы: дисс. … док. … пед. наук. – Казань, 2020. – 419 с.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собрание сочинений: в 6 т./ Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 4. – 386 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психол. произведения: в 2 т. – М. :Смысл, Академия, 2005. – Т. 2. – 352 с.
- Аткинсон М., Чойс Р.Т. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга: [пер. с англ.]. – Киев : Издательство Companion Group, 2009. – 256 с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. – СПб. : Питер, 2006. – 208 с.
- Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. – СПб.: Речь, 2006. – 128 с.
- Королева Д.О. Хавенсон Т.Е. Портрет инноватора образования XXI века // Вопросы образования. – 2015. – № 1. С. 182–196.
- Реан А.А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – С. 421–424.
- Бондаревкая Е.В. и др. Введение в педагогическую культуру: учеб. пособие / Рос. акад. образования, Юж. отд-ние, Рост. гос. пед. ун-т. – Ростов н/Д: РГПУ, 1995. – 170 с. – С. 79.
- Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб.: Питер, 2013. — 320 с.
Дополнительные файлы
