Дидактическая игра как средство развития профессионализма педагога

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье поднимается и раскрывается проблема развития профессионализма педагога. Целью статьи является описание использования, разработки педагогами дидактических игр для обучающихся, ориентированных на развитие их индивидуальности, определяющих рост профессионализма педагога, выражающегося в развитии компетенций, связанных с переводом внешней мотивации деятельности во внутреннюю, творческим подходом педагогов к решению проблем. Методологическим обоснованием дидактической игры являются теория деятельности, коучинговый подход. Результатами исследования стали разработка и апробация дидактических игр, ориентированных на развитие индивидуальности обучающихся, определяющих повышение профессионализма педагога. Обозначена авторская позиция относительно сущности предлагаемой дидактической игры, ее структуры, психолого-педагогического механизма, определяющего перевод внешней мотивации во внутреннюю мотивацию деятельности ученика. Научная новизна исследования связана с моделированием деловой игры, разработка которой осуществлялась с использованием механизма перевода внешней мотивации во внутреннюю мотивацию деятельности ученика. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке структуры дидактической игры, состоящей из упорядоченных, неразрывно связанных компонентов, таких как игрового упражнения, реализуемого в урочной деятельности, деловой игры — во внеурочной деятельности, рефлексии осознанного, свободного, добровольного выбора деятельности по решению проблем в социуме, продуктивной деятельности в социуме, рефлексии осуществленной деятельности. К практической значимости исследования относим разработанные педагогами конкретные дидактические игры, в том числе дидактическую игру «На подступах к трону Зевса», предложенную в статье. Анализ результатов экспериментальной работы по сопровождению педагога в его профессиональном развитии показал положительную динамику уровней профессионализма педагога. Это позволила авторам статьи считать разработанные средства развития профессионализма педагога эффективными.

Об авторах

Вера Михайловна Жураковская

Академия социального управления Московской области

Автор, ответственный за переписку.
Email: gvera66@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2056-1801

доктор педагогических наук, доцент кафедры управления

Россия, Москва

Ольга Анатольевна Оличеав

МОУ лицей г. Истра

Email: licey-istra@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1377-1256

кандидат исторических наук, директор

Россия, Москва

Список литературы

  1. Профессиональный стандарт Педагог. Режим доступа: https://school3.kchr.eduru.ru/media/2020/02/11/1250875158/Profstandart_Pedagog.pdf
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. – 308 с.
  3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: дисс. … док. … психолог. … наук. – М., 1995. – 276 с.
  4. Гребенкина Л.К. Социально-педагогические условия формирования профессионализма учителя и преподавателя высшей школы // Педагогический профессионализм в образовании»: сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции / Под ред. Е.В. Андриенко, Л.П. Жуйковой. – 2018. – С. 33–38.
  5. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Инновационный реактор образовательных инициатив как новый формат непрерывного образования педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2019. – № 2 (40). – С. 68–77.
  6. Григорьева Е.Г. Профессионализм педагога как условие эффективной адаптации студентов вуза // Вестник магистратуры. – 2015. – № 11 (50). – Т. 3. – С. 16–17.
  7. Андриенко Е.В. Профессионализм педагога-воспитателя: компетентностый подход // Сибирский педагогический журнал. – 2020. № 6. – С. 44–52.
  8. Садулаева Б.С. Электронное портфолио как средство оценки профессионализма педагога // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.8 (27). – С. 334–336.
  9. Шафоростова Е.Н., Давыденко Т.М. Профессионализм и профессиональные компетенции преподавателя в тории педагогики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2016. – № 1. – С. 46–50.
  10. Judit Orgoványi-Gajdos. Teachers’ Professional Development on Problem Solving: Theory and Practice for Teachers and Teacher Educators. SensePublishers-Rotterdam. 2016. Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-94-6300-711-5
  11. Ismail Hussein Amzat, Nena P. Valdez. Teacher Empowerment Toward Professional Development and Practices. Springer Nature Singapore Pte Ltd. 2017. Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-981-10-4151-8
  12. Maria Antonietta Impedovo. (2021). Identity and Teacher Professional Development: A Reflective, Collaborative and Agentive Learning Journey. Springer, Cham. Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-71367-6#about
  13. Laura Blythe Liu. Teacher Educator International Professional Development as Ren. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2015. Режим доступа: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-662-46971-2#about
  14. Ashcraft N. (2018) Engaging Future Professionals: How Language Teacher Associations Facilitate the Involvement of Student Members. In: Elsheikh A., Coombe C., Effiong O. (eds.) The Role of Language Teacher Associations in Professional Development. Second Language Learning and Teaching. Springer, Cham. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-030-00967-0_5
  15. Shiyan I., Shiyan O., Iakshina A., Le-van T. Development of Preschool Teacher’s Competences as a Way to Increase the ECE Quality. In: Boyd W., Garvis S. (eds) International Perspectives on Early Childhood Teacher Education in the 21st Century. Springer, Singapore. 2021. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-981-16-5739-9_11
  16. Жураковская В.М. Развитие индивидуальности обучающегося в образовательном процессе школы: основные понятия, механизм, концепция: монография. – М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 208 с.
  17. Жураковская В.М. Система психолого-педагогического обеспечения развития индивидуальности обучающегося в образовательном процессе школы: дисс. … док. … пед. наук. – Казань, 2020. – 419 с.
  18. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собрание сочинений: в 6 т./ Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 4. – 386 с.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психол. произведения: в 2 т. – М. :Смысл, Академия, 2005. – Т. 2. – 352 с.
  20. Аткинсон М., Чойс Р.Т. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга: [пер. с англ.]. – Киев : Издательство Companion Group, 2009. – 256 с.
  21. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. – СПб. : Питер, 2006. – 208 с.
  22. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. – СПб.: Речь, 2006. – 128 с.
  23. Королева Д.О. Хавенсон Т.Е. Портрет инноватора образования XXI века // Вопросы образования. – 2015. – № 1. С. 182–196.
  24. Реан А.А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.
  25. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – С. 421–424.
  26. Бондаревкая Е.В. и др. Введение в педагогическую культуру: учеб. пособие / Рос. акад. образования, Юж. отд-ние, Рост. гос. пед. ун-т. – Ростов н/Д: РГПУ, 1995. – 170 с. – С. 79.
  27. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб.: Питер, 2013. — 320 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок

Скачать (297KB)

© Жураковская В.М., Оличеав О.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».