Том 19, № 2 (2022)
Направления модернизации образования
Развитие психолого-педагогических классов Оренбуржья
Аннотация
Настоящая статья содержат результаты исследования по развитию психолого-педагогических классов Оренбуржья. Актуальность проведенного исследования обусловлена возрастающим значением профильной подготовки обучающихся старших классов общеобразовательных организаций, ориентированной на педагогическую профессию. На основе анализа научных источников и накопленного педагогического опыта прослежена динамика развития психолого-педагогических классов с момента зарождения до сегодняшнего дня. Как показало проведенное исследование, в педагогической науке и практике в неполной степени изучен данный феномен. Целью исследования является реконструкция развития психолого-педагогических классов в России и Оренбуржье. Базовыми методами выступали: метод реконструкции, историко-генетический анализ, метод аналитического обобщения. Источниковую базу исследования составили официальные нормативные правовые документы, регламентирующие развитие психолого-педагогических классов в XIX–XXI веках, а также комплекс публикаций по изучаемой проблеме. По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что изучаемый феномен прошел длительный этап в своем развитии. В его развитии выделяется два ключевых этапа — вторая половина XIX века до 1960-х годов, когда педагогический класс рассматривался как одна из форм подготовки педагогических кадров, и с 60-х годов XX века по сегодняшний день — это форма предпрофильной и профильной подготовки обучающихся к педагогической профессии. По результатам проведенного исследования даны рекомендации о необходимости внедрения системной и продуктивной практики сетевого взаимодействия между общеобразовательными организациями, с одной стороны, и педагогическими вузами, с другой, при организационной поддержке органов управления образованием. Внедрение этой модели позволит продвинуться в решении актуальной проблемы для системы образования Российской Федерации — нехватки педагогических кадров.



Дидактическая игра как средство развития профессионализма педагога
Аннотация
В статье поднимается и раскрывается проблема развития профессионализма педагога. Целью статьи является описание использования, разработки педагогами дидактических игр для обучающихся, ориентированных на развитие их индивидуальности, определяющих рост профессионализма педагога, выражающегося в развитии компетенций, связанных с переводом внешней мотивации деятельности во внутреннюю, творческим подходом педагогов к решению проблем. Методологическим обоснованием дидактической игры являются теория деятельности, коучинговый подход. Результатами исследования стали разработка и апробация дидактических игр, ориентированных на развитие индивидуальности обучающихся, определяющих повышение профессионализма педагога. Обозначена авторская позиция относительно сущности предлагаемой дидактической игры, ее структуры, психолого-педагогического механизма, определяющего перевод внешней мотивации во внутреннюю мотивацию деятельности ученика. Научная новизна исследования связана с моделированием деловой игры, разработка которой осуществлялась с использованием механизма перевода внешней мотивации во внутреннюю мотивацию деятельности ученика. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке структуры дидактической игры, состоящей из упорядоченных, неразрывно связанных компонентов, таких как игрового упражнения, реализуемого в урочной деятельности, деловой игры — во внеурочной деятельности, рефлексии осознанного, свободного, добровольного выбора деятельности по решению проблем в социуме, продуктивной деятельности в социуме, рефлексии осуществленной деятельности. К практической значимости исследования относим разработанные педагогами конкретные дидактические игры, в том числе дидактическую игру «На подступах к трону Зевса», предложенную в статье. Анализ результатов экспериментальной работы по сопровождению педагога в его профессиональном развитии показал положительную динамику уровней профессионализма педагога. Это позволила авторам статьи считать разработанные средства развития профессионализма педагога эффективными.



Дистанционное обучение как неотъемлемый компонент высшего образования во время пандемии
Аннотация
За короткий промежуток времени ситуация в мире кардинально изменилась и потребовала значительного согласования наших потребностей и приоритетов во многих областях, включая систему традиционного высшего академического образования, что, в свою очередь, выявило новые возможности, перспективы, вызовы и даже угрозы. Обычная система организации учебного процесса (тесты/экзамены), характерная для очной формы обучения, на какой-то период утратила свою актуальность. Первоначальная эйфория от широкого внедрения методов дистанционного обучения сменяется тревогой и опасениями, принимая во внимание продолжительность меняющегося процесса цифрового обучения, как единственной альтернативной платформы, позволяющей продолжать реализацию высшего образования как оно есть. Однако, изучая последствия онлайн-обучения большинство исследователей рассматривают проблему: какое влияние цифровизация образования оказывает на новый контингент студентов, которые более адаптированы к глобальной цифровизации и не испытывают стресса при внедрении новых онлайн-ресурсов. Вряд ли можно сказать то же самое о профессорско-преподавательском составе вузов, где часто диагностируется состояние профессионального и эмоционального выгорания из-за введенных дистанционных форм обучения. Цель этого исследования состоит в определении корреляции между долей электронного обучения в общей учебной нагрузке во время пандемии коронавируса и выгоранием на работе среди учителей, внедряющих опыт электронного обучения для достижения наилучших возможных результатов, нивелирования последствий карантина, тем самым сохраняя и, возможно, расширяя границы формирования профессиональных компетенций студентов.



Педагогика высшей школы
Процесс формирования экономической культуры курсантов в высших военных учебных заведениях
Аннотация
В статье приведено исследование процесса формирования и привития экономической культуры курсантам высших военных и технических учебных заведений РФ в условиях неопределенности. Обоснована актуальность проведения научных исследований в данном направлении, подтвержденная результатами опросов, а также изысканиями в процессе реализации учебных программ по дисциплине «Экономика». Выявлены противоречия, обосновывающие необходимость применения новых подходов в формировании экономической культуры, значимой составляющей культуры личности. Произведен анализ научных источников по данной тематике, позволивший охарактеризовать основные структурные элементы экономической культуры личности, сформировать понятийный аппарат, исследовав толкование основной терминологии в зарубежной и отечественной литературе. Предложено применение инновационных методик в области преподавания дисциплины, таких как персонифицированный подход, который может быть использован совместно с базовыми образовательными технологиями в процессе обучения в военном учебном заведении. Изложено вариативное разрешение проблем и противоречий методического и организационного характера. Применение предложенных вариантов позволит создать кластерную модель поэтапного формирования экономической культуры. Представлены педагогические условия успешной реализации разработанной модели привития экономической культуры курсантам высших военных учебных заведений, позволяющие учитывать степень подготовленности различных групп обучающихся, направляющие на усвоение мотивационных установок саморазвития и самореализации. Рассмотрены аспекты использования персонифицированного подхода в процессе формирования экономической культуры курсантов специального факультета. Отображены результаты применения данного подхода, при обеспечении образовательного процесса на специальном факультете Михайловской военной артиллерийской академии, г. Санкт-Петербург (далее МВАА). Предложены возможные направления и пути решения выявленных проблем, что позволит поднять на более высокий уровень содержательный аспект учебных программ и как следствие уровень владения знаниями, умениями, навыками и компетенциями данного направления, а также процесс формирования экономической культуры.



Зачем и как создавать учебные занятия в форме игры в ВУЗе?
Аннотация
В статье на основе анализа научной литературы охарактеризованы признаки игры как формы обучения на уровне высшего образования, ее преимущества и недостатки, методические рекомендации для разработки. Результаты теоретического исследования учтены при подготовке и проведении учебных занятий в игровой форме с обучающимися вуза. Обобщение опыта работы позволило определить алгоритм и способы создания учебных занятий в игровой форме, приемы обеспечения необходимых педагогических условий для преодоления недостатков игровой формы. Алгоритм включает: целеполагание на основе формируемой компетенции и вида занятия; определение содержания деятельности; составление системы учебных заданий; выявление особенностей группы, влияющих на учебные и игровые действия; определение игровой основы и игровой задачи; подбор приемов воздействия на эмоциональное состояние обучающихся; подготовку средств обучения. В качестве основы для создания рассматриваются популярные игры, сюжеты известных фильмов. Выделены две функции игровых задач: служить рамкой решения учебной задачи (качество выполнения учебного задания влияет на игровые достижения); обеспечивать преимущество при выполнении учебного задания. Определены педагогические условия организации занятий в форме игры и приемы их обеспечения: для предупреждения фиксации внимания исключительно на игровой задаче предлагается прогнозирование обучающимися цели и предстоящей деятельности на основе информации о формируемых компетенциях, подведение итогов по завершении каждого игрового этапа; для учета особенностей группы — введение дополнительных игровых условий, модификация игры, организация учебной и игровой деятельности каждого; для обеспечения соблюдения этических норм — адаптация известных сюжетов и форм, контроль преподавателем и жюри; для создания благоприятного психологического климата — обращение к популярным сюжетам и играм, использование провокативных приемов; для обеспечения системы оценивания — подробный инструктаж членов жюри, использование различных форм оценки и предъявления работы.



Общая психология
Целенаправленность и спонтанность как свойства самоорганизации мышления
Аннотация
В статье дается описание мышления как сложной самоорганизующейся системы, одновременно демонстрирующей такие свойства, как спонтанность и целенаправленность. Такое представление о мышлении позволяет рассмотреть конкретные компоненты мышления, участвующие в его самоорганизации при обработке массивов информации. Это представляет определенный интерес для совершенствования тактических и стратегических методик обучения. Дается описание и проводится анализ основных теорий самоорганизации. Среди представленных теорий, посвященных проблеме самоорганизации, особое внимание обращается на теорию сложного мышления и теорию автопоэзиса, кибернетический и синергетический подход, теорию диссипативных структур. Описание мышления и связанных с ним феноменов велось с опорой на теорию когнитивных структур, ментальных моделей и теории двойного кодирования. Обобщаются особенности, характерные для теорий, постулирующих спонтанный или целенаправленный характер сложных самоорганизующихся систем. Предлагается использование ряда общих положений теорий самоорганизации для описания процессов и структур мышления. Обращается внимание на роль вербального и невербального компонентов мышления в его самоорганизации при работе с информацией. Рассматриваются особенности обработки символьной и образной информации на вербальном и невербальном уровнях. Обращается внимание на соотношение сознательного и бессознательного в человеческой психике, с проявлениями вербальных и невербальных компонентов мышления. Делается предположение об особенностях обработки информации вербальной и невербальной компоненты мышления в соответствии с их представленностью в сознательной и бессознательной области психики. Определяются возможная процессуальная и структурная стороны самоорганизации мышления, реализуемые на основе вербального и невербального мышления. Делается предположение об использовании полученных результатов в обучении для повышения эффективности усвоения информации.



Проективный тест психологического конструкта измены
Аннотация
Измена и предательство как психосоциальные явления автономно от человека не существуют. Многими религиями они признаются как нарушение нравственного табу. В основе этих издревле отмеченных поступков лежат необузданные эгоистические установки субъекта, доминирующие над декларированными нормативами социума с его ценностями, к которым общество всегда относило традиционные морально-нравственные императивы. Триггером отступничества от принятых норм могут стать унижение, зависть и множество сопутствующих детерминант, ущемляющих самооценку человека.
Измена представляет собой психологический конструкт, который непосредственно не поддается количественному измерению. По определению, измена — процесс тайного одностороннего нарушения субъектом доверительных принципов сосуществования членов содружества. Наиболее достоверными маркерами измены предстают поведенческие акты субъекта, чаще совершаемые им подсознательно. Они сродни пáттернам — консервативным узорам поведения, кристаллизовавшимся как продукт адаптивных алгоритмов еще в дошкольном детстве. Их проявление встречается не повседневно, а чаще в кризисных ситуациях жизни. По частоте проявлений маркеров можно судить о взращенных комплексах, конфигурация которых вследствие нанесенной психической травмы искажает нормативные для общества поступки и служит предиктором измены.
Выдвинута концепция: композиция акта измены вызревает из психологических комплексов субъекта, которые являются предикторами поступка; комплексы представлены комплементарными диадами: власть — страх, обида — месть, алчность — девальвация ценностей.
Цель теоретико-эмпирического исследования — сконструировать диагностический инструмент, основанный на защитном механизме проективной индентификации субъекта при аттестации им поступков хорошо знакомого человека.
В испытаниях теста приняли участие волонтеры с высшим образованием и учеными степенями. Нормализация диагностических шкал проведена сигмальным методом в выборке 242 человека. При χ = 8,4 и σ = 2,2 вычислена квинтильная шкала нравственных установок субъектов. Надежность теста по формуле Спирмена-Брауна составила +0,76, а валидность по критерию +0,72. Дискриминативность теста по формуле Фергюсона определилась как 0,857 ≈ 0,86.
Испытания теста на репрезентативной выборке подтвердили его соответствие всем психометрическим характеристикам. Были очерчены границы применимости и выявлены скрытые прогностические возможности сконструированного диагностического инструмента.



Социальная психология
Особенности представлений о межэтническом доверии представителей различных этнических групп поликультурного региона
Аннотация
В статье приведены результаты проведенного в 2021 году исследования представлений о доверии в межэтнических отношениях представителей различных этнических групп поликультурного региона. Цель исследования заключалась в рассмотрении компонентов доверия этнофоров, выявлении идей о факторах, влияющих на межэтническое доверие. В исследовании использовалась авторская методика для оценки структуры представлений о межэтническом доверии, факторов доверия, а также выявляющая самооценку способности доверять в межэтнических отношениях. Респондентам была предложена модификация методики «Незаконченные предложения» Сакса Леви в авторской модификации, отражающая понимание респондентами межэтнического аспекта доверия и степени доверительных отношений к отдельным этносам. При анализе особенностей представлений о межэтническом доверии была использована методическая разработка оценки структуры представлений о доверии М.М. Борисовой, С.Д. Гуриевой. В исследовании использовался t-критерий Стьюдента, для определения статистической значимости различий средних величин. Выборку составили 418 респондентов, представители этнических групп осетин, русских, чеченцев, кабардинцев, грузин, которые проживают на территории Северо-Кавказского Федерального Округа Российской Федерации (Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика и Кабардино-Балкарская Республика). В исследовании участвовали две возрастные группы: первая — респонденты от 16 до 25 лет; вторая — респонденты старше 25 лет. Результаты нашего исследования показали, что когнитивный компонент в структуре представлений о доверии преобладает по всей выборке испытуемых, независимо от возраста и этнической принадлежности. В качестве факторов, влияющих на межэтническое доверие, респондентами были обозначены: личностные качества этнофоров, особенности поведения, история взаимоотношений народов, социальное окружение, знания о других народах, государство, а также средства массовой информации.



Психология образования
Оценивание интеллектуальными системами когнитивных способностей студентов при приёме на работу
Аннотация
Современное информационно-цифровое общество кардинально меняет условия жизнедеятельности и способы социального взаимодействия. Интеллектуальные системы приходят на замену человеческому потенциалу. Замена человеческого ресурса на интеллектуальные системы происходит стремительно и в то же время незаметно. Когнитивные способности студентов являются природными эволюционно-заложенными данными. Научная проблематика исследования состоит в сложности феноменологии изучения неосознаваемых когнитивных процессов. Цель данного исследования состоит в анализе когнитивных способностей и разработке штрих-схемной карточки, как способа единой системы измерения. В исследовании был использован конвертер «Tape line», который преобразует качественные неизмеримые показатели в количественные. Результаты исследования наглядно демонстрируют количественную характеристику имеющегося у студентов диапазона когнитивных способностей. Исследовательский вклад заключается в нескольких направлениях: разработана индивидуальная характеристика каждой функции когнитивных способностей; в ближайшем цифровом будущем нанимать специалистов на работу будут интеллектуальные системы, которые способны рассчитать количество функциональности когнитивных способностей с помощью штрих-схемной карточки КоС. Ценность исследовательской работы состоит в новом способе раскрытия внутренних эволюционно-заложенных природой и усовершенствованных опытом и навыками диапазона качеств когнитивных способностей. Практическое значение итогов работы можно внедрить как пилотный проект в систему поиска сотрудников на определенную должность.



Теория и методология образования
Образ педагога Селестена Френе: экспликация концептуально-теоретических представлений (к 125-летию со дня рождения)
Аннотация
Автор обращается к наследию выдающегося французского педагога, реформатора, политического деятеля Селестена Френе, чтобы раскрыть особенное понимание природы и процесса развития ребенка, его философскую идею педагогики.
В статье произведена попытка научного поиска ответов на вопросы, интересующие педагога, занимающегося исследованием независимой личности учеников. Селестен Френе стремился ответить на несколько важных вопросов: Почему дети могут захотеть учиться? Что вызовет у них это желание? Почему у них может отсутствовать жажда к получению знаний?
В статье представлено комплексное исследование концептуально-теоретических оснований педагогики С. Френе, включающее анализ образа современного педагога в его наследии: прошлого, настоящего и будущего, гуманистической парадигмы воспитания в педагогической концепции, школьного самоуправления, нравственного и гражданского воспитания обучающихся как основы системы воспитания Селестена Френе, — сторонника «привития любви к труду» в процессе воспитания подрастающего поколения.
Переосмысление историко-педагогического наследия С. Френе с позиций современного развития педагогической науки и практики, реализация ведущих идей являются основанием для дальнейшей интеграции концептуальных гуманистических воззрений в контексте формирования историко-педагогических компетенций обучающихся. В статье актуализируются основные аспекты диалектического единства преемственности «традиций» (прошлого) — инноваций (настоящего в будущее)», отражающие процесс передачи историко-педагогического наследия в современную образовательную практику.
Автор выделяет и обосновывает ряд теоретических положений в системе С. Френе, реализуемых в современных условиях образования в формате международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов».



Дидактические средства преодоления неудач в формировании мотивации обучающихся к креативной деятельности
Аннотация
В статье подчеркивается значимость мотивационного компонента в креативной деятельности обучающихся, отмечается корреляция мотивационно-личностной креативности, вербальной и невербальной креативности с успеваемостью по учебным предметам.
Определены неудачи в формировании мотивации обучающихся к креативной деятельности, дана характеристика дидактических средств предупреждения и устранения неудач в формировании мотивации к креативной деятельности (педагогическая профилактика, педагогическая диагностика и педагогическая терапия).
Выделены дидактические причины неудач обучающихся в креативной деятельности (не зависящие и относительно зависящие от педагога).
Обоснованы профилактические, диагностические и терапевтические процедуры, обеспечивающие устранение выше обозначенных причин.
Выявлены причины социально-экономического и психологического характера, влияющие на продуктивность формирования мотивации обучающихся к креативной деятельности.
Даны результаты готовности педагогов к преодолению неудач в формировании мотивации обучающихся к креативной деятельности.


