Corporate social responsibility in the context of supporting families with children or planning to have children

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article explores corporate social responsibility in the context of supporting employees who have children or plan to have them. In light of the demographic crisis in Russia, particularly in Russia, particularly in the Omsk Oblast, this study examines the initiatives of large companies that have developed social support programs for family-oriented employees. The primary focus is on analyzing successful case studies aimed at increasing birth rates by creating conditions that allow employees to balance work and family life. The study reveals that, despite the economic incentives included in state policies, the main issue of the demographic crisis remains unresolved. The demographic situation is further exacerbated by economic problems, a declining number of reproductive women, and uncertainty in the labor market. For this reason, the article suggests engaging businesses in supporting families as a sustainable solution to increase birth rates and improve employees' quality of life. Modern labor market research confirms a shortage of young professionals, presenting employers with the challenge in retaining and motivating their personnel. The labor market competition index in various Russian regions remains low. Furthermore, the high migration rate of skilled workers from these areas aggravates the staff shortage, especially in the industrial and manufacturing sectors. The article provides examples of company programs from organizations such as "Norilsk Nickel", "Transneft" and "MMK". These programs include support measures like material assistance, favorable conditions for large families, and medical and educational services for employees' children. The study demonstrates that these measures, aimed at reinforcing family values, can increase employee loyalty and productivity. Recruitment agencies report that in Omsk the cost of adapting a new employee can exceed 90,000 rubles. Programs of major companies not only serve to motivate employees but also create stable conditions for families, thereby reducing turnover and stabilizing work teams. Thus, based on modern statistical data, this article confirms that implementing social support programs for employees with family responsibilities has a significant positive impact on both the demographic situation and various business performance indicators.

About the authors

O. V. Gokova

Dostoevsky Omsk State University

Email: gokovaov@omsu.ru

References

  1. Путин, В. В. Открытие Года семьи в России / В. В. Путин. – Текст : электронный // Президент России : сайт. – 23 января 2024 года. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73297 (дата обращения: 20.11.2024).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. № 1014. «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_491669/ (дата обращения: 02.12.2024). – Текст : электронный.
  3. Естественное движение населения Российской Федерации за 2023 год. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13269 (дата обращения: 02.12.2024). – Текст : электронный.
  4. Голикова, Т. Российские семьи за 20 лет стали получать в 10 раз больше финансовой поддержки / Т. Голикова. – Текст : электронный // Tass.ru : сайт. – 2024. – 7 февраля. – URL: https://tass.ru/obschestvo/19919339 (дата обращения: 28.11.2024).
  5. Татьяна Голикова : за 20 лет охват семей мерами финансовой поддержки вырос в 10 раз / Правительство России: официальный сайт. – 2024. – 8 февраля. – URL: http://government.ru/news/50819/ (дата обращения: 02.12.2024). – Текст : электронный.
  6. Carroll, A. B. The Pyramid of Corporate Social Responsibility : Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders / A. B. Carroll. – doi: 10.1016/0007-6813(91)90005-G. – Теxt: direct // Business Horizons. – 1991. – Vol. 34, Issue 4. – P. 39–48.
  7. Шубат, О. М. Корпоративная политика, ориентированная на семьи работников: потенциал внедрения в российских регионах / О. М. Шубат, А. П. Багирова, Д. Янь. – doi: 10.17059/ekon.reg.2022-4-11. – Текст : непосредственный // Экономика региона. – 2022. – Т. 18, № 4. – С. 1121–1134.
  8. Ростовская, Т. К. Концепция корпоративной демографической политики российских организаций в контексте социальной ответственности бизнеса / Т. К. Ростовская, А. А. Шабунова, А. П. Багирова. – doi: 10.15838/esc.2021.5.77.9. – Текст : непосредственный // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – Т. 14, № 5. – С. 151–164.
  9. Калачикова, О. Н. Гендерные стереотипы в современной семье : женщины и мужчины (на материалах социологического исследования) / О. Н. Калачикова, М. А. Груздева. – doi: 10.21064/WinRS.2019.1.6. – Текст : непосредственный // Женщина в российском обществе. – 2019. – № 1(90). – С. 64–76.
  10. Impact of Corporate Social Responsibility on Value Creation : The Mediating Role of Innovative Performance / H. Nausheen, Y. Mahmood, M. Imran, Z. Ahmad. – doi: 10.33152/jmphss-6.4.10. – Теxt : direct // Journal of Management Practices, Humanities and Social Sciences. – 2022. – Vol. 6, Issue 4. – Pp. 92–103.
  11. Glavas, A. Corporate Social Responsibility and Employee Engagement: Enabling Employees to Employ More of Their Whole Selves at Work / A. Glavas. – doi: 10.3389/fpsyg.2016.00796. – Теxt : direct // Frontiers in Psychology. – 2016. – Vol. 7. – Р. 796.
  12. Ibrahim, I. Corporate Social Responsibility and Firm Financial Performance: The Mediating Role of Firm Innovation / I. Ibrahim, M. Makaryanawati, D. Juliardi. – doi: 10.56442/ijble.v4i2.243. – Теxt : direct // International Journal of Business, Law, and Education. – 2023. – Vol. 4, Issue 2. – Pp. 766–781.
  13. Кушакова, М. Н. Корпоративная социальная ответственность: опыт зарубежных стран / М. Н. Кушакова. – Текст : непосредственный // Экономика и социум. – 2021. – № 9(88). – С. 900–905.
  14. Вовченко, Н. Г. Развитие корпоративной социальной ответственности в современных экономических условиях / Н. Г. Вовченко, О. В. Андреева. – doi: 10.18334/social.2.4.113593. – Текст : непосредственный // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – Т. 2, № 4. – С. 233–248.
  15. Тобышева, А. А. Корпоративная демографическая политика: детерминанты и практики / А. А. Тобышева, О. М. Шубат. – doi: 10.34709/IM.1101.6. – Текст : непосредственный // Human Progress. – 2024. – Т. 10, № 1. – С. 6.
  16. Zhang, L. Board demographic diversity, independence, and corporate social performance / L. Zhang. – doi: 10.1108/14720701211275604. – Теxt : direct // Corporate Governance: The international journal of business in society. – 2012. – Vol. 12, Issue 5. – P. 686–700.
  17. Багирова, А. П. Корпоративная демографическая политика : оценки и возможности / А. П. Багирова, А. С. Вавилова. – doi: 10.34709/IM.172.3. – Текст : электронный // Human Progress. – 2021. – Т. 7, № 2. – С. 3. – URL: http://progress-human.com/images/2021/Tom7_2/Bagirova.pdf.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».