Model of distributed management of student research activities

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article aims to analyze and adapt distributed management models within the context of students' research activities. The study explores various management approaches, including binary, subsidiarity, matrix, and participatory management. The main attention is given to the models that promote management decentralization and active student involvement in decision-making process. The research methodology includes an analysis of 38 publications in both Russian and English sourced from scientific databases such as eLibrary.ru, Google Scholar, and JSTOR. The study examines management practices from educational institutions and corporate structures to assess their adaptability within universities. The findings indicate that the implementation of distributed management models aids in developing student scientific societies and enhances the flexibility and efficiency of management processes in universities. Both binary and matrix management models help harmonize vertical and horizontal structures, thereby improving interaction between students and faculty. In conclusion, the article stresses the importance of adapting successful management practices from other sectors of the economy to the educational environment to improve the quality of student research and the effectiveness of scientific research and innovation activities.

About the authors

E. V. Kemmet

Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin

Email: Elena.Kemmet@urfu.ru

A. N. Mikhailova

Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin

References

  1. Радина, Н. К. Развитие науки как личный проект : студентки и студенты о перспективах развития российской науки / Н. К. Радина, Л. Э. Семенова, А. В. Козлова. – doi: 10.17759/sps.2022130405. – Текст : непосредственный // Социальная психология и общество. – 2022. – Т. 13, № 4. – C. 68–89.
  2. Москвина, А. В. Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов / А. В. Москвина, Л. А. Кочемасова. – doi: 10.17673/vsgtu-pps.2019.2.9. – Текст : непосредственный // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – № 2. – С. 119–133.
  3. Research mentoring and scientist identity: insights from undergraduates and their mentors / R. D. Robnett, P. A. Nelson, E. L. Zurbriggen. – doi: 10.1186/s40594-018-0139-y. – Text : direct // International Journal of STEM Education. – 2018. – Vol. 5. – P. 1–14.
  4. Кеммет, Е. В. Организация и самоорганизация в управлении студенческой наукой и научным наставничеством / Е. В. Кеммет. – doi: 10.15826/izv1.2023.29.4.080. – Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. – 2023. – Т. 29, № 4. – С. 231–247.
  5. Амбарова, П. А. Студенты как партнеры научных проектов в российских вузах: возможности и барьеры / П. А. Амбарова, Н. В. Шаброва. – doi: 10.19181/snsp.2024.12.3.3. – Текст : непосредственный // Социологическая наука и социальная практика. – 2024. – Т. 12, № 3. – С. 56–75.
  6. Аксенова, Н. А. Модели организации управления научно-исследовательской деятельностью вуза / Н. А. Аксенова. – Текст : непосредственный // Инфраструктурные отрасли экономики : проблемы и перспективы развития. – 2013. – № 3. – С. 168–171.
  7. Резник, С. Д. Участие преподавателей в управлении кафедрой : анализ вузовских практик / С. Д. Резник, О. А. Сазыкина. – doi: 10.15826/umpa.2018.03.030. – Текст : непосредственный // Университетское управление : практика и анализ. – 2018. – № 3(115). – С. 100–112.
  8. Decentralization : An International Perspective / H. J. Walberg, S. J. Paik, A. Komukai, K. Freeman // Educational Horizons. – 2000. – Vol. 78, Issue 3. – P. 153–64.
  9. Крутоголов, Ю. В. Англосаксонская модель управления профессиональным образованием / Ю. В. Крутоголов. – doi: 10.37493/2307-907X.2022.4.26. – Текст : непосредственный // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – № 4. – С. 233–238.
  10. Засыпкин, В. П. Модели государственного управления образованием: анализ зарубежного опыта / В. П. Засыпкин. – Текст : непосредственный // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – № 10. – С. 82–91.
  11. Михайлова, В. Е. Система делегирования полномочий и распределения ответственности в образовательной организации / В. Е. Михайлова. – Текст : электронный // Наука и практика в образовании : электронный научный журнал – 2024. – Т. 5. – № 1. – С. 15–21. – URL: https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_1_15
  12. Lichtenthaler, U. (2016). Six principles for shared management : a framework for the integrated economy / U. Lichtenthaler. – doi: 10.1108/JBS-03-2015-0029. – Text : direct // Journal of Business Strategy. – Vol. 37, Issue 4. – P. 3–11.
  13. Scott-Young, C. M. Shared leadership in project teams: An integrative multi-level conceptual model and research agenda / C. M. Scott-Young, G. Maged, A. Grisinger. – doi: 10.1016/j.ijproman.2019.02.002. – Text : direct // International Journal of Project Management. – 2019. – Vol. 37, Issue 4. – P. 565–581.
  14. Никольский, В. С. Обучение служением в России : становление предметного поля / В. С. Никольский. – doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 12. – С. 9–28.
  15. Updated methodological guidance for the conduct of scoping reviews /M. D. J. Peters, C. Marnie, A. C. Tricco. – doi: 10.11124/JBIES-20-00167. – Text : direct // JBI Evidence Implementation. – 2021. – Vol. 18, Issue 10. – P. 2119–2126.
  16. Бычкова, О. В. Что такое shared governance? / О. В. Бычкова. – doi: 10.15826/umj.2016.105.049. – Текст : непосредственный // Университетское управление : практика и анализ. – 2016 – № 5. – С. 110–121.
  17. Трайбы и транспарентность : перспективы цифровых механизмов самоорганизации в российской науке / А. А. Космарский, В. В. Картавцев, Н. Ю. Подорванюк, М. М. Боде. – doi: 10.14515/monitoring.2019.6.05. – Текст : непосредственный // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. – 2019. – № 6(154). – C. 65–90.
  18. Курманов, А. Т. Концепция распределенного управления в сложных экономических структурах / А. Т. Курманов, С. И. Ширяев. – Текст : непосредственный // Транспортное дело в России. – 2012. – № 6-2. – С. 222–224.
  19. Decentralization : An International Perspective/ H. J. Walberg, J. P. Susan, K. Atsuko, F. Karen. – Text : direct // Educational Horizons. – 2020. – Vol. 78, Issue 3. – P. 153–64.
  20. Выходцева, Е. А. Управление научно-исследовательской деятельностью в вузе / Е. А. Выходцева, М. Н. Гусева , Н. Г. Малышкин. – Текст : непосредственный // Вестник университета. – 2015. – № 9. – С. 130–136.
  21. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе: учебно-методическое пособие / А. В. Ефанов, В. А. Федоров, Л. C. Приходько. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет. – 2009. – 144 с. – Текст : непосредственный.
  22. Стромов, В. Ю. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе / В. Ю. Стромов, П. В. Сысоев. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2017. – № 10(216). – С. 75–82.
  23. Woelert, P. Strategic Bureaucracy : The Convergence of Bureaucratic and Strategic Management Logics in the Organizational Restructuring of Universities / P. Woelert, B. Stensaker. – doi: 10.1007/s11024-024-09535-1. – Text : direct // Minerva. – 2024. – pp. 1–21.
  24. Свиткевич, Ю. В. Современное научное руководство в университетах: взаимодействие субъектов процесса, детерминанты эффективности результатов / Ю. В. Свиткевич. – doi: 10.21702/ncpb.2021.3.3. – Текст : непосредственный // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2021. – № 19(3). – С. 44–61.
  25. Present-day management of universities in Russia : Prospects and challenges of e-learning / E. R. Vershitskaya, A. V. Mikhaylova, S. I. Gilmanshina. – doi: 10.1007/s10639-019-09978-0. – Text : direct // Education and Information Technologies. – 2020. – Vol. 25. – P. 611–621.
  26. Цветков, В. Я. Субсидиарное управление / Цветков В. Я. – Текст : электронный // Современные технологии управления. – 2017. – № 1(73). Номер статьи: 7302. – URL: https://sovman.ru/article/7302/
  27. Paterson, S. L. The development of subsidiary-management research: review and theoretical analysis / S. L. Paterson, D. M. Brock. – doi: 10.1016/S0969-5931(01)00053-1. – Text : direct // International Business Review. – 2002. – Vol. 11, Issue 2. – P. 139–163.
  28. Li, X. Can locally-recruited R&D personnel significantly contribute to multinational subsidiary innovation in an emerging economy? / X. Li, J. Wang, X. Liu. – doi: 10.1016/j.ibusrev.2012.12.002. – Text : direct // International Business Review. – 2013. – Vol. 22, Issue 4. – P. 639–651.
  29. Ирхин, И. В. Принцип субсидиарности: в поисках баланса между централизацией и децентрализацией (государственно-правовой аспект) / И. В. Ирхин. – doi: 10.17803/1994-1471.2020.120.11.160-171. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15, № 11. – С. 160–171.
  30. Iwuagwu, E. The Socio-Ethical Principle of Subsidiarity : A Philosophical Appraisal of Its Relevance in the Contemporary World / E. Iwuagwu. – Text : direct // Research on Humanities and Social Sciences. – 2016. – Vol. 6, Issue 12. – P. 174–183.
  31. Apugu, S. G. B. C. Matrix Structure and Its Contributions to a Company’s Operational Flow Pattern / S. G. B. C. Apugu. – Text : direct // European Journal of Business and Management. – 2016. – Vol. 8, Issue 22. – P. 119–125.
  32. Макаркин, Н. П. Матричное управление в высшем учебном заведении / Н. П. Макаркин, О. Б. Томилин, И. М. Фадеева. – Текст : непосредственный // Университетское управление : практика и анализ. – 2004. – № 1(29). – С. 43–47.
  33. Rees, W. D. Matrix structures and the training implications / W. D. Rees, C. Porter. – doi: 10.1108/00197850410548567. – Text : direct // Industrial and Commercial Training. – 2004. – Vol. 36, Issue 5. – P. 189–193.
  34. Белоусов, В. Л. Формирование матричной инфраструктуры управления в исследовательской организации / В. Л. Белоусов. – Текст : непосредственный // Инноватика и експертиза : научные труды. – 2008. – № 1(2). – С. 54–62.
  35. Белоусов, В. Л. Информационно-процедурная модель формирования матричной структуры управления научными исследованиями / В. Л. Белоусов, Е. А. Иноземцева. – Текст : непосредственный // Инноватика и экспертиза : научные труды. – 2007. – № 1. – С. 184–197.
  36. Елунин, М. Н. Управление студенческим научным микроколлективом в матричной структуре / М. Н. Елунин, С. А. Пиявский. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2013. – № 11. – С. 148–152.
  37. Wagner, J. A. Shared influence and organizational behavior: A meta-analysis of situational variables expected to moderate participation-outcome relationships / J. A. Wagner, R. Z. Gooding. – Text : direct // Academy of Management Journal. – 1987. – Vol. 30, Issue 3. – P. 524–541.
  38. Participative management practices and institutional goal attainment in Nigerian universities / G. O. Omorobi, U. F. Mbon, V. J. Owan, J. A. Ekpenyong. – doi: 10.20448/801.51.169.177. – Text : direct // American Journal of Social Sciences and Humanities. – 2020. – Vol. 5, Issue 1. – P. 169–177.
  39. Цветков, В. Я. Применение принципа субсидиарности в информационной экономике / В. Я. Цветков. – Текст : непосредственный // Финансовый бизнес. – 2012. – № 6. – C. 40–43.
  40. Mishra, A. Prioritizing structural management by quantifying the effect of land use and land cover on watershed runoff and sediment yield / A. Mishra, S. Kar, V. P. Singh. – Text : direct // Water Resources Management. – 2007. – Vol. 21, Issue 11. – P. 1899–1913.
  41. Schmidt, E. How Google Works / E. Schmidt, J. Rosenberg. – Grand Central Publishing. – 2014. – 320 р. – Text : direct.
  42. Meyer, K. E. Managing the MNE subsidiary : Advancing a multi-level and dynamic research agenda / K. E. Meyer, C. Li, A. P. J. Schotter. – doi: 10.1057/s41267-020-00318-w. – Text : direct // Journal of International Business Studies. – 2020. – Vol. 51, Issue 4. – P. 538–576.
  43. Rohmanue, A. The influence of marketing communications agencies on activist brands’ moral competency development and ability to engage in authentic brand activism: Wieden+ Kennedy ‘Just Does It’ / A. Rohmanue, E. S. Jacobi. – Text : direct // Journal of Brand Management. – 2024. – Vol. 31, Issue 2. – P. 126–139.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».