Роль правовой пропаганды в укреплении идеологических основ общества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Развитие национальной правовой системы не может происходить в отрыве от правовой идеологии, в свою очередь, правовая идеология определяет цели воздействия правовой пропаганды: идеи-ценности, которые являются ключевыми в воздействующем характере пропаганды, остаются базисными и в правовой идеологии. Несмотря на то что идеи-ценности задают цели воздействия правовой пропаганды, эффективность самой пропаганды напрямую зависит от этих ценностных идей. Теоретический анализ. Непосредственное влияние правовой пропаганды выражается в усвоении личностью тех стереотипов и моделей поведения, на которые личность была нацелена. Косвенное (опосредованное) влияние правовой пропаганды также возможно, например, в тех случаях, когда целенаправленного воздействия не было, однако результат проявляется в подкреплении уже сформированных ранее установок, косвенное влияние возможно через субъектов-посредников, а также при влиянии социальной среды. Любое действующее право является индикатором тех представлений о праве, которые сложились в том или ином обществе и само по себе также обладает правопропагандистским эффектом. Правовая пропаганда не исчерпывается только своей правовой составляющей, идеологическая составляющая включает и субъективные компоненты, отвечающие за восприятие и осмысление правового поведения, будь то политический опыт адресата, его чувство справедливости и гражданской ответственности. Соответственно, прослеживается зависимость эффективности восприятия правовой пропаганды и от уровня правосознания: на уровне профессионального правосознания, считаем, можно отметить высокий уровень восприятия правовой пропаганды (в зависимости от источника пропаганды, научности приемов, манипулятивных средств, чувствительности к общественным оценкам, критичности осмысления и др.). Результаты. Развернутая система государственной пропаганды, в том числе и правовой, обеспечивает формирование единых ценностных ориентиров в обществе. Государственная пропаганда многопланова, однако она всегда находится в русле правового поля. Делается вывод, что пропаганда является одним из тех деятельностных компонентов, средств, которые обеспечивают реальную действенность правовой идеологии. Если правовую идеологию представлять как сложный механизм воздействия для формирования определенного поведения, то пропаганда есть средство работы этого механизма, при этом как в деятельности государственных структур, так и в работе институтов гражданского общества. Подчеркивается, что поскольку правовая идеология всегда привязывается к результатам правового осознания мира, то специфика воздействия правовой идеологии обеспечивается правовой пропагандой.

Об авторах

Екатерина Николаевна Тогузаева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

410028, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83

Список литературы

  1. Реуф В. М., Сальников П. П. Правовая идеология и правовые идеалы: некоторые дискуссионные аспекты понимания и соотношения // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 3. С. 89–95.
  2. Буховец А. Н. Идеологическая функция государства : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 20 c.
  3. Цалиев А. М. О необходимости государственной идеологии в Российской Федерации // Российская юстиция. 2019. № 5. С. 40–43.
  4. Астафичев П. А. Конституционный запрет на государственную или обязательную идеологию: к вопросу о доктринальном осмыслении и обосновании // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 8. С. 12–18. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2022-8-12-18
  5. Бондарев А. С. Правовая пропаганда и обучение – формы правового воспитания: понятие и средства воздействия // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2008. Вып. 1 (1). С. 4–16.
  6. Михайлов А. М. Правовая идеология и юридическая догматика // Genesis: исторические исследования. 2017. № 1. С. 31–52. https://doi.org/10.7256/2409-868X.2017.1.19220
  7. Правовая пропаганда. В помощь идеологическому работнику / под ред. А. В. Мицкевича. М. : Юридическая литература, 1981. 208 с.
  8. Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе. М. : Высшая школа, 1987. 262 с.
  9. Абдулова В. Ф. Современная государственная пропаганда: теоретические и прикладные аспекты : автореф. дис. … канд. полит. наук. Казань. 2007. 23 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».