Governing relations in the structure of the mechanism of administrative legal regulation in the sphere of higher education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Introduction. In conditions of reforming higher school, developing public relations and extending the market of educating services, the relevant governing relations acquire more complex nature, which requires the comprehensive analysis of the activity of both the bodies of executive power and education institutions in their cooperation. Theoretical analysis. The broad diversity of the theoretical approaches to the understanding of the governing relations in the sphere of higher education and legal relations at universities, and specific features of cooperation between the participants of such relations enables the author to make a number of analogies with service relations. Empirical analysis. The author revealed that the disciplinary legal relations of positive type in the sphere of higher education determine the enhancement of efficiency of the public administration in the sphere of higher education. Results. The multiplicity of administrative legal relations in the sphere of higher education causes the terminological ambiguity in certain issues of the realization of the education programs of higher education. The content of these programs are currently not determined legislatively as providing state services. The existing approach to the legal regulation of control and supervisory relations in the relevant sphere has to be reviewed.

About the authors

Sergei Mikhailovich Rukavishnikov

Saratov State Law Academy

1, Volskaya str., Saratov, 410056, Russia

References

  1. Серков П. П. Административные правоотношения // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6. С. 49–64. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2019.58.6.049-064
  2. Административное право. Административный процесс : учебник / под ред. М. А. Лапиной, Г. Ф. Ручкиной. М. : Юстиция, 2022. 578 с.
  3. Слюсарев Д. С. Актуальные проблемы организационно-управленческих правоотношений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 4. С. 155–157.
  4. Спасская В. В. Образовательное правоотношение как система: структура и взаимодействие элементов // Современное право. 2006. № 8. С. 72–75.
  5. Тыцкая Я. А. Образовательные правоотношения – ключевые отношения в системе образования // Наука. Общество. Государство : Электронный научный журнал. 2013. № 1 (1). С. 219–226.
  6. Бельский К. С. Управление педагогическим процессом в юридическом вузе // Государство и право. 2009. № 8. С. 14–23.
  7. Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. М. : Готика, 2002. 340 с.
  8. Бестаева И. М. Правовые аспекты формирования образовательного права как самостоятельной правовой отрасли России // Бизнес в законе. 2011. № 4. С. 75–78.
  9. Стахов А. И., Кононов П. И. Исполнительное административно-процессуальное право : учебник для вузов. М. : Юрайт, 2022. 373 с.
  10. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 7 ноября 2018 г. (с изм. от 16 марта 2021 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.09.2022).
  11. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 (ред. от 01.04.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 26, ст. 3851 ; 2022. № 15, ст. 2481.
  12. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : федер. закон от 14.07.2022 № 295-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 29 (ч. III), ст. 5262.
  13. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. I), ст. 7598; 2022. № 29 (ч. III), ст. 5262.
  14. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 105337-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» // Государственная Дума ФС РФ : [сайт]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/105337-8 (дата обращения: 01.09.2022).
  15. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 20.11.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 11, ст. 945 ; 2020. № 47, ст. 7508.
  16. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп.. М. : ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
  17. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб. : Норинт, 2000. 1536 c.
  18. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4179; 2022. № 1 (ч. I), ст. 18.
  19. Глазунова И. В. Формирование методов правового регулирования в процессе административных реформ // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 2. С. 65–74. https://doi.org/10.24412/1608-8794-2022-2-65-74
  20. Манохин В. М. Административное право России : учебник. Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2010. 266 с.
  21. Россинский Б. В. Современное понимание предмета административного права // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № S3.1. С. 37–43. https://doi.org/10.24412/1608-8794-2021-3-37-43
  22. Бахрах Д. Н. Особенности дисциплинарной ответственности как вида юридической ответственности // Современное право. 2008. № 10. С. 40–41.
  23. Об установлении требований к студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которым назначается государственная академическая стипендия : приказ Министерства образования и науки РФ от 25.02.2014 № 139 // Российская газета. 2014. 14 марта.
  24. Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное : приказ Министерства образования и науки РФ от 06.06.2013 № 443 (ред. от 07.04.2017) // Российская газета. 2013. 25 июля. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.09.2022).
  25. Об учреждении именных стипендий для курсантов и слушателей федеральных казенных образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23.06.2014 № 328 // Российская газета. 2014. 20 авг.
  26. Поощрительные санкции в праве: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М. : Юрлитинформ, 2016. 400 c.
  27. Конин Н. М. Административное право России : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2010. 448 c.
  28. Дергунов А. А. Аккредитационная деятельность как направление государственного контроля и надзора в сфере образования // Публичная власть: реальность и перспективы : сб. науч. тр. по материалам III Саратовских административно-правовых чтений (Междунар. науч.-практ. конф.) (г. Саратов, 28-29 сентября 2017 г.) / под ред. А. Ю. Соколова. Саратов : ИП Коваль Ю. В., 2017. С. 129–132.
  29. В Минздраве России обсудили подготовку кадров и проведение научных исследований в области медицины // Министерство образования и науки РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novostiministerstva/41790/ (дата обращения: 07.09.2022).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».