Features of migration processes of the Komi Republic in 1990-2020

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The northern regions of our country are characterized by a significant migration decline. The Komi Republic stands out among them with the highest values of indicators of migration outflow of the population. Operating with statistical data, the article analyzes the migration processes of the Komi Republic for the period from 1990 to 2020. The purpose of the study is to identify the features of migration in the region, depending on its direction and period. The article presents the results of the analysis of migration turnover, the specifics of migration flows of internal and interregional migration, as well as the dynamics of migration exchange between urban and rural territories. According to the re¬sults, it was found that internal migration flows are directed to the capital of the region, acting as a socio-economic and educational center. The largest outflow of population is char¬acteristic of cities whose economic specialization has now lost relevance. Migration within the region is characterized by an influx of population from rural areas to the city, and the share of the village in interregional migration is significantly inferior to the city. Despite the continuing migration decline of the population, the intensity of migration is decreasing by 2020, due to a decrease in the number of both departures and arrivals, the difference between migration from the city and from the countryside is decreasing.

Full Text

Введение

Северные регионы России служат объектом пристального внимания государства уже не одно десятилетие. Запасы природных ресурсов, располагающиеся на северных территориях, важны как для развития внутреннего рынка, так и для получения экспортных доходов. Перспективы развития северных территорий включают совершенствование технологий добычи и переработки сырья, использование биоресурсов тундры, а также приобщение местной экономики к решению задач оборонного характера [1, с. 362]. Изменение климатических условий и усложнение транспортных потоков обуславливают растущую логистическую значимость территорий Арктики и, следовательно, Севера.

Северные территории не являются неким единообразным пространством, существует разница в комфортности проживания, предопределенная климатическими и географическими условиями, освоенностью и заселенностью территорий, расположением относительно транспортных артерий. Данные факторы оказывают влияние на комфортность проживания, и, как следствие, миграционный баланс населения регионов [2, с. 322], в следствие чего ситуация с миграцией в отдельных северных регионах может значительно отличаться от миграционных процессов на Севере в целом.

Несмотря на экономический потенциал Севера, существует ряд неблагоприятных факторов, препятствующих его развитию и реализации долгосрочных проектов. К ним следует отнести неблагоприятный климат, территориальную отдаленность и неразвитость инфраструктуры, а также совокупность демографических проблем, следствием которых является сокращение численности населения. В большей степени отток населения был характерен для Арктических территорий и территорий Крайнего Севера, несколько лучшую динамику демонстрировали районы, приравненные к Крайнему Северу [2, с. 307]. Однако Республика Коми, хотя большая часть ее районов приравнена к территориям Крайнего Севера [3], обладает самой высокой величиной миграционного оттока населения среди северных регионов [4]. Проблема миграционной убыли населения для республики, как и для большинства субъектов обострилась с началом 1990-х гг. В течение всего периода, с 1990–2020 гг., убыль населения за пределы региона не была равномерной, миграционные потоки в республике имели свои особенности, в зависимости от города и типа территории. Понимание этих особенностей позволяет лучше понять не только миграционные процессы, происходившие в прошлом, но и текущую демографическую ситуацию.

Цель данной статьи – выявление закономерностей и отличительных особенностей миграционных процессов в Республике Коми 1990–2020 гг. в зависимости от типа территории, направления миграции и временного периода.

Материалы и методы

Основным методом исследования стал анализ статистических данных. К используемым общенаучным методам исследования относятся анализ и синтез. Информационной базой послужили официальные данные Росстата, представленные в информационно-аналитических бюллетенях и сборниках, в базе данных показателей муниципальных образований [5], а также в Единой межведомственной информационно-статистической системе [6]. Для анализа внутрирегиональной миграции и миграции между регионами по муниципальным образованиям и городским округам данные представлены за 2010–2020 гг.

При рассмотрении миграционных процессов следует отметить, что резкое увеличение числа выбытий и прибытий в республике с 2011 г. обусловлено в бо´льшей степени изменениями методологии, затрагивающими учет как международной, так и внутренней миграции [7, 8], поэтому периоду с 2011–2020 гг. автор выделяет в статье отдельное внимание.

Примером анализа миграционного поведения жителей северных регионов и структуры их миграционных потоков могут послужить работы Н.В. Мкртчяна и Р.И. Гильманова [2, 9].

Проблемы, обусловленные демографическими особенностями Республики Коми, как северного региона рассматривались еще в советский период. Одним из первых исследователей структуры населения республики был В.П. Подоплелов, выступивший в качестве организатора демографического направления в Коми филиале АН СССР [10, с. 56].

В настоящее время результаты изучения демографических особенностей развития северных и арктических территории представлены в работах В.В. Фаузера, Т.С. Лыткиной, А.В. Смирнова и других участников исследовательского коллектива [11, 12]. Отдельные работы сфокусированы на миграционных процессах Республики Коми [13, 14]. Вопросы, связанные со стратегией социально-экономического развития Республики Коми как части северного и арктического регионов, также рассматривались В.Н. Лаженцевым [1].

Роль миграции в формировании населения Республики Коми в 1990–2020 гг.

Для формирования населения северных территорий в XX в. миграция сыграла первостепенную роль. В период интенсивного освоения Севера рост численности его населения был обусловлен именно миграционными процессами, однако к 1990-м гг. и по настоящее время ставшими фактором сокращения численности жителей северных регионов [13, с. 116]. Происходило не только сокращение населения Севера, но и уменьшение доли северян в структуре населения России – с 6,59 % в 1989 г. до 5,35 % в 2018 г. Таким образом, Север терял население быстрее, чем страна в целом, что характерно и для Республики Коми. Основной причиной сокращения населения в регионе стал миграционный отток (рис. 1). Если для показателя естественного движения существуют периоды положительных значений (1990–1992 гг., 2011–2016 гг.), то механический прирост в рассматриваемый период стабильно демонстрирует отрицательные величины.

 

Рисунок 1. Прирост (убыль) населения Республики Коми за 1990–2020 годы, чел.

Figure 1. Increase (decrease) of the population of the Komi Republic for 1990-2020, people.

 

За 1990–2020 гг. 90,2 % уменьшения численности населения пришлось именно на миграционную убыль, и лишь оставшиеся 9,8 % – естественная убыль. В настоящее время наблюдается тенденция роста естественной убыли, в 2020 г. она превысила миграционную (3479 и 3324 чел. соответственно).

Миграционная подвижность населения Республики Коми в 1990–2020 гг.

С началом 1990-х гг. миграционная активность населения республики начала расти, происходит как увеличение числа миграционных перемещений, так и рост коэффициента миграционной подвижности. В 1990 г. подвижность населения республики достигает наибольшего значения за период 1990–2020 гг. – 108,6 ‰ (рис. 2). Наблюдается разница между городом и селом – городское население обладает более высокими показателями подвижности (за исключением 1990 г.), однако после 2011 г. подвижность сельского населения становится выше, что предположительно также связано с изменениями в системе учета латентных и полулатентных категорий мигрантов. К ним относятся, например, находящиеся в процессе получения образования, а также работающие в городе, но не имеющие своего жилья и ранее не входящие в общую статистику, а теперь попадающие в категорию регистрируемых по месту пребывания от 9 месяцев и более [8, с. 84].

 

Рисунок 2. Коэффициент миграционной подвижности населения Республики Коми в 1990–2020 годах, ‰ [6].

Figure 2. Coefficient of migration mobility of the population of the Komi Republic in 1990-2020, ‰ [6].

 

При рассмотрении пятилетних периодов наибольшее значение миграционного оборота достигнуто в период 1991–1995 гг. (табл. 1). Сокращение значения показателя начинается с 2000-х гг. и продолжается до изменения системы учета миграции в 2011 г. Данные изменения характерны и для городских округов, и для муниципальных районов, за некоторыми исключениями. Так, для Воркуты и Инты наибольшее снижение показателей миграционного оборота пришлось на 2006–2010 гг., а показатели 2001–2005 гг. близки к показателям 2016–2020 гг. Поскольку большее увеличение миграционного оборота после 2011 г. характерно для сельских муниципальных районов, следует предположить, что благодаря изменениям в системе учета миграции было учтено большее число ранее неучтенных мигрантов именно в сельских территориях.

 

Таблица 1

Миграционный оборот Республики Коми по районам в 1991–2020 годах, чел.*

Table 1

Migration turnover of the Komi Republic by districts in 1991–2020, people*

Территория

1991–1995

1996–2000

2001–2005

2006–2010

2011–2015

2016–2020

Республика Коми

503 823

323 237

198 473

187 625

349 616

351 291

Городское население

403 512

254 625

156 916

144 846

261 796

264 768

Сельское население

100 311

68 612

41 557

42779

87 820

86 523

Городские округа**

Сыктывкар

50 195

49 183

33 523

34 685

74 158

79601

Воркута

109 231

83 691

46 662

33 463

47 190

46 095

Вуктыл

9496

9548

5208

4211

6285

5521

Инта

20 555

16 449

12 083

10 693

15 390

14 975

Усинск

35 097

24 443

12 342

12 376

29 011

27 638

Ухта

27 636

27 828

21 516

23 888

41 118

41 929

Муниципальные районы**

Ижемский

2716

3065

2351

2675

6097

6376

Княжпогостский

9713

8554

4498

4803

7792

7308

Койгородский

2697

1971

1382

1490

4097

4179

Корткеросский

5002

4598

3246

3300

9402

10779

Печора

23 317

25 308

15 550

13 774

24 635

22 628

Прилузский

4668

4792

3255

3115

6331

7110

Сосногорск

15 551

15 546

8467

7875

16 607

17 498

Сыктывдинский

7481

8571

5030

5884

12 042

12 152

Сысольский

3750

3875

2617

2578

5377

5750

Троицко-Печорский

7586

6459

3693

4265

5929

5705

Удорский

28 626

11 239

5087

7022

12 050

8898

Усть-Вымский

10 401

8882

5954

5512

9905

9062

Усть-Куломский

6994

6484

3797

3752

10 221

11 792

Усть-Цилемский

2396

2751

2212

2264

5979

6295

Примечание. *Данные до 2002 г. приведены без ретроспективного пересчета по итогам переписи; **данные приведены без учета 1991 г.

Источник: составлено автором на основе данных текущей статистики за период с 1991–2021 гг.

Note. *Data before 2002 are given without retrospective recalculation based on the results of the census; **data are given without taking into account the year of 1991.

Source: compiled by the author on the basis of current statistics for the period from of 1991–2021.

 

К 2020 г. наблюдается постепенный спад миграционной активности. Среди городских округов наименьший показатель коэффициента миграционной подвижности – у наиболее развитых в социально-экономическом отношении Сыктывкара и Ухты (53,6 ‰ и 52,2 ‰), а самый высокий –

у Воркуты (103,8 ‰), переживающей социально-экономический регресс и стремительное сокращение населения, а также Усинска (108,1 ‰) [5]. Показатель Усинска, возможно, связан с преобладанием временного проживания населения, привлеченного высокой заработной платой и готового проживать в неблагоприятных условиях в качестве «инвестиции в будущее». Кроме того, жители Усинска обладают бо´льшими экономическими возможностями к переезду, чем население других арктических городов региона. Среди сельских муниципальных районов наибольшим значением коэффициента обладают Усть-Цилемский (112,2 ‰) и Койгородский (107,6) районы, а наименьшей – Усть-Вымский (62,9) и Ижемский (66,1‰).

Число миграционных перемещений также сокращается к 2020 г. Это связано с уменьшением как количества выбывших, так и прибывших. Снижение началось с 2017 г. в сельской и городской местностях. Кроме того, с 2011 г. сокращалась разница между выбывшими и прибывшими, в 2020 г. оказавшись минимальной, уступая только показателям 1990 г. (без учета корректировки на результаты переписи) [6].

Особенности миграционных процессов на территории Республики Коми в 1990–2020 гг.

Со стабилизацией социально-экономических процессов в стране стала сокращаться и миграционная убыль. Так, в 1991–1995 гг. в среднем в год Север терял 177,7, а в 2016–2017 гг. – уже 30,9 тыс. чел. [13, с. 119]. Наибольшей численности республика достигала в 1989 г. (1,261 млн чел.) [15, с. 171], а в дальнейшем население постоянно уменьшалось вплоть до настоящего времени.

В Республике Коми численность населения к 2022 г. сократилась до 730 399 чел., что составило чуть более половины (58,7 %) от численности в 1990 г. Для села сокращение было более значимым (до 54,4 % от численности), для города – несколько менее (60,1 % от 1990 г.) [6]. Миграционные процессы, наблюдающиеся в Коми, были аналогичны тем, что происходили в других северных территориях страны.

Наиболее активным миграционный отток был в период с 1991–

1995 гг. Самое высокое значение убыли наблюдалось в 1993-1994 гг. за счет увеличения количества выбывших.

Постепенное снижение миграционного оттока наблюдалось с 1996 г. Убыль населения на территории региона происходила неравномерно. Наиболее благоприятными районами Республики Коми с точки зрения миграции были и есть Сыктывкар и Сыктывдинский район (табл. 2). Они демонстрируют миграционный прирост, за счет миграции в пределах республики, периодом наибольшего прироста для них выступает 2006–2010 гг. Также в этот период миграционный прирост показывает Ухта. При этом сальдо миграции между регионами для всех городских округов и муниципальных районов имеет отрицательное значение.

 

Таблица 2

Миграционная убыль/прирост населения Республики Коми по районам в 1991–2020 годах, чел.*

Table 2

Migration decline/population growth of population of the Komi Republic by districts in 1991-2020, people*

Территория

1991-1995

1996-2000

2001-2005

2006-2010

2011-2015

2016-2020

1991-2020

Республика Коми

-68715

-48693

-31145

-38261

-49394

-36791

-272999

Городские округа**

Сыктывкар

6329

-53

-2393

7659

3516

-1213

13845

Воркута

-30011

-18181

-14960

-16929

-15130

-8979

-104190

Вуктыл

-656

-1384

-1210

-1751

-2429

-753

-8183

Инта

-6247

-6151

-5113

-6765

-4718

-2445

-31439

Усинск

-8859

-4851

-1214

-3634

-3679

-2644

-24881

Ухта

-7482

-7226

-294

854

-2592

-6649

-23389

Муниципальные районы**

Ижемский

-172

-245

-341

-1525

-1451

-630

-4364

Княжпогостский

-841

-2002

-1864

-2255

-3094

-954

-11010

Койгородский

-447

-1339

-492

-464

-695

-315

-3752

Корткеросский

34

162

402

-774

-866

-757

-1799

Печора

-3027

-5466

-1044

-2530

-3883

-3572

-19522

Прилузский

228

-348

-167

-1455

-2299

-1278

-5319

Сосногорск

507

-4042

-731

-2167

-2079

-1160

-9672

Сыктывдинский

-279

865

-152

1532

894

334

3194

Сысольский

0

525

337

-714

-751

-704

-1307

Троицко-Печорский

-1850

-2107

-889

-1113

-1875

-875

-8709

Удорский

-2652

709

-309

-1532

-2344

-1126

-7254

Усть-Вымский

-597

-190

-400

-1896

-2373

-1236

-6692

Усть-Куломский

-838

-226

119

-1462

-2243

-1386

-6036

Усть-Цилемский

-597

-227

-430

-1340

-1303

-449

-4346

Примечание. *Данные до 2002 г. приведены без ретроспективного пересчета по итогам переписи; **данные приведены без учета 1991 г.

Источник: составлено автором на основе данных текущей статистики за период с 1991–2021 гг.

Note. *Data up to 2002 are given without retrospective recalculation based on the results of the census; **data are given without taking into account 1991.

Source: compiled by the author on the basis of current statistics for the period from 1991–2021.

 

Самая негативная ситуация с миграционной убылью отмечалась в Воркуте и Инте. Снижения значимости отрасли, а как следствие, снижение спроса на продукцию и закрытие шахт, привели к продолжительному оттоку населения. Высокое значение убыли отмечается и в межрегиональной, и во внутрирегиональной миграции.

Оценивая миграцию в пределах республики, следует отметить, что основная точка притяжения потоков – в столице и близлежащих районах. Высокое значение убыли обусловлено величиной межрегиональной миграции, а миграционный прирост населения возникает за счет притока населения с сельских территорий.

В абсолютных величинах в период с 1990–2020 гг. в республике наблюдался значительный перевес городского населения в структуре миграционных потоков, что совпадает с общероссийским трендом на преобладание в потоках миграции городского провинциального населения [16, с. 115]. Наибольший отток населения в период 1990–2020 гг. характерен для шахтерских городов республики – Воркуты и Инты. Лидером является г. Воркута, где в отдельные периоды отток составлял более половины от величины миграционной убыли (в 1995 г. – 68,4 %), однако к 2020 г. доля города в убыли населения сократилась и стала сопоставима с другими населенными пунктами.

При анализе внутрирегиональной миграции за период с 2010–2020 гг. города Сыктывкар и Ухта выделяются как наиболее крупные реципиенты. Доля прибывших в столицу республики не опускается ниже 29 % от общего числа. Ухта долгое время также занимала значимые позиции, к 2020 г. постепенно потеряв разницу в доле прибывших, в сравнении с другими территориями (табл. 3). В то же время наблюдается тенденция увеличения прибывших среди сельского населения – за 2010–2020 гг. она выросла на 19,2 % (от 20,7 % в 2010 до 39,9 % в 2020 г.). Среди муниципальных районов наибольшая доля прибывших в 2020 г. отмечена в Сыктывдинском, Корткеросском, Усть-Куломском, а также в Сосногорске и Печоре.

 

Таблица 3

Прибывшее население Республики Коми внутри региона по районам в 2010–2020 годах, %

Table 3

The arrived population of the Komi Republic within the region by districts in 2010–2020, %

Территория

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Городское население

79,3

67,4

66,0

67,9

66,6

65,3

63,3

65,0

65,1

61,1

60,1

Сельское население

20,7

32,6

34,0

32,1

33,4

34,7

36,7

35,0

34,9

38,9

39,9

Городские округа

Сыктывкар

39,3

32,9

29,9

30,7

30,5

29,1

29,9

30,4

30,9

30,1

30,5

Воркута

5,3

4,1

2,2

2,0

2,1

2,3

2,2

2,1

2,2

2,2

1,8

Вуктыл

1,2

1,0

1,1

0,8

1,1

1,5

1,2

1,3

0,9

1,6

1,7

Инта

0,7

1,3

1,8

1,9

2,2

2,3

1,8

1,7

1,8

2,2

2,0

Усинск

1,6

2,5

3,3

3,8

3,5

3,0

2,6

2,5

2,6

2,1

1,7

Ухта

19,0

12,7

13,4

13,3

12,5

12,7

12,6

12,1

10,8

6,1

7,1

Муниципальные районы

Ижемский

0,50

1,66

2,15

2,12

2,39

2,97

2,57

2,43

2,68

3,44

3,36

Княжпогостский

1,22

1,61

1,94

2,03

1,87

1,92

1,63

2,01

2,34

3,02

3,62

Койгородский

0,56

1,71

1,55

1,57

1,49

1,77

1,92

1,75

1,60

1,74

2,12

Корткеросский

1,61

3,19

4,70

4,24

4,41

5,00

5,20

5,71

4,65

5,43

5,55

Печора

5,59

5,80

7,04

7,40

6,80

6,60

5,50

5,74

6,36

6,52

6,15

Прилузский

1,04

2,20

1,92

1,57

1,78

1,27

2,12

2,36

2,34

2,61

2,78

Сосногорск

3,92

4,84

4,70

5,00

5,43

5,68

5,63

5,93

5,64

6,96

5,71

Сыктывдинский

6,73

7,63

6,07

6,13

6,97

6,39

6,45

5,73

6,22

5,89

6,99

Сысольский

1,20

2,21

1,98

2,02

2,45

2,52

2,50

2,19

2,23

2,81

2,65

Троицко-Печорский

1,94

2,03

2,40

1,01

1,48

1,68

1,99

2,02

2,00

1,90

1,59

Удорский

4,67

4,42

4,88

5,41

3,58

3,78

3,74

3,51

3,58

3,78

2,84

Усть-Вымский

1,90

2,67

2,89

2,90

2,93

3,05

2,87

2,88

3,35

3,01

2,61

Усть-Куломский

1,45

3,62

3,81

3,68

4,23

4,01

5,00

5,45

5,11

5,79

5,59

Источник: составлено автором на основе данных текущей статистики за период с 2010–2021 гг.

Source: compiled by the author on the basis of current statistics for the period of 2010–2021.

 

Если Печора и Сыктывдинский район вносили весомый вклад в долю прибывших как минимум с 2007 г., то для остальных обозначенных районов ситуация стала меняться лишь в 2011 г.

При анализе показателей миграционного прироста/убыли в период с 2006–2021 гг. за счет внутренней миграции положительные значения демонстрируют только Сыктывкар, Сыктывдинский район и Ухта.

Прирост населения за счет внутренней миграции является характерным для региональных столиц и вписывается в концепцию «волновой» миграции, когда основной состав мигрантов – это выходцы из менее крупных поселений «одним рангом ниже». В то же время отток из региональных столиц, в том числе и г. Сыктывкара, происходит в основном в направлении городов Москвы и Санкт-Петербурга [16, с. 130].

Основные отличия между городской и сельской миграцией – ее направление. В наибольшей степени разница между городом и селом проявляется при перемещении между регионами, поскольку у городских жителей больше доступных ресурсов для переезда и приживаемости на новом месте [17]. В 2020 г. среди выбывших за пределы региона 89 % уезжали из городов [18]. Миграционный отток в межрегиональной миграции также обусловлен миграционным поведением городского населения (табл. 4). За период 2010-2020 гг. основную часть убыли обеспечивают Воркута, Сыктывкар и Ухта.

 

Таблица 4

Миграция населения Республики Коми с другими регионами

по районам в 2010-2020 годах, чел.

Table 4

Migration of the population of the Komi Republic with other regions by districts in 2010-2020, people

Территория

Прибывшие

Выбывшие

Прирост/убыль

Республика Коми

122 446

223 164

-100 718

Городское население

109 084

200 971

-91 887

Сельское население

13 362

22 193

-8831

Городские округа

Сыктывкар

21 825

38 341

-16 516

Воркута

26 989

55 215

-28 226

Вуктыл

2210

4493

-2283

Инта

7789

15 580

-7791

Усинск

17 419

25 332

-7913

Ухта

16 166

31 330

-15 164

Муниципальные районы

Ижемский

831

1374

-543

Княжпогостский

1825

3690

-1865

Койгородский

696

1034

-338

Корткеросский

1017

1490

-473

Печора

8496

15 724

-7228

Прилузский

1412

2645

-1233

Сосногорск

5200

9477

-4277

Сыктывдинский

1540

2231

-691

Сысольский

789

1215

-426

Троицко-Печорский

1362

2487

-1125

Удорский

2023

3553

-1530

Усть-Вымский

2583

4484

-1901

Усть-Куломский

1272

1917

-645

Усть-Цилемский

1002

1552

-550

Источник: составлено автором на основе данных текущей статистики за период с 2010-2021 гг.

Source: compiled by the author on the basis of current statistics for the period from of 2010–2021.

 

Среди муниципальных районов отток идет из территорий с преимущественно городским населением – Печора и Сосногорск. Из общей закономерности выбивается Вуктыл, где межрегиональный миграционный обмен сопоставим с некоторыми сельскими районами.

Интенсивность миграционного обмена в республике снизилась в равной степени как за счет уменьшения количества выбытий, так и прибытий. Большая часть выбывших покидает два наиболее крупных города Сыктывкар и Ухту, в то же время для таких городов, как Воркута, Усинск, Инта, Вуктыл заметна тенденция с сокращением миграционного оттока.

Для многих жителей сельских районов миграция в город становится необходимым шагом для получения образования. Сыктывкар и Ухта являются важными образовательными центрами с большим выбором направлений обучения [15, с. 188], что создает привлекательность для внутренней миграции. Эти города, будучи центром сосредоточения образовательного и трудового потенциала региона, выступают в качестве своеобразного перевалочного пункта для мигрантов с других городов и районов Коми. Получив образование в городах республики, жители имеют доступ к федеральному рынку труда, что отчасти объясняет миграционные потоки из Сыктывкара и Ухты, направленные за пределы региона.

Активную миграционную убыль населения республики в 1990-х гг. связывают с изменившимися социально-экономическими условиями. Методы государственной поддержки перестали функционировать должным образом, что привело к ухудшению положения жителей северного региона. Многие градообразующие предприятия (угле-, нефтедобывающие производства) перестали осуществлять свою деятельность или их масштабы были существенно снижены. Кроме того, по мнению отдельных специалистов, в начале 1990-х гг. на Севере присутствовало до 40 % избыточного населения [11, с. 113]. Данные факторы обусловили рост безработицы и снижение качества жизни, что привело к увеличению миграционной активности населения, связанной с поиском более благоприятных условий.

Заключение

Миграционные процессы в республике в период 1990–2020 гг. характеризуются постоянным оттоком населения. Миграционная убыль определяет численность населения региона в большей степени, чем естественный прирост. Миграция внутри региона характеризуется притоком населения из сельской местности в город, а доля села в межрегиональной миграции значительно уступает городу. Внутренние миграционные потоки направлены к столице региона, выступающей как социально-экономический и образовательный центр. Несмотря на продолжающуюся миграционную убыль населения, интенсивность миграции к 2020 г. сокращается, за счет снижения числа как выбывших, так и прибывших, уменьшается разница между величиной убыли из города и села. Наибольший отток населения характерен для городов, экономическая специализация которых в настоящее время потеряла актуальность, к ним можно отнести Воркуту и Инту, прирост населения наблюдается только в столичном регионе и территориально близком районе (Сыктывкар, Сыктывдинский район).

В условиях продолжающегося миграционного оттока будущее социально-экономического развития республики представляется весьма неоднозначным. Согласно прогнозам, до 2035 г. предполагается снижение численности населения всех городских округов и муниципальных районов [15, с. 187]. В значительной степени восполнение численности населения районов республики с миграционным приростом происходит благодаря внутренней миграции из сельских территорий, однако в перспективе поток мигрантов ослабеет, и поддержание численности населения будет невозможно без миграционного притока из других регионов или стран. При сохранении текущего уровня миграционного оттока единственным доступным решением для устранения проблемы кадрового голода останется привлечение специалистов из других регионов, что, как правило, связано с большими затратами, нежели поиск на местном рынке труда.

×

About the authors

Nazar Yu. Zhuravlev

Institute for Socio-Economic & Energy Problems of the North, Federal Research Centre Komi Science Centre of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: zhuravlev.nazar@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0390-1424
ResearcherId: AAD-6514-2021

Major Engineer of the Demography and Social Management Laboratory

Russian Federation, 167982, Syktyvkar, Kommunisticheskaya st., 26

References

  1. Lazhencev, V.N. Socialno-ekonomicheskoe prostranstvo i territorialnoe razvitie Severa i Arktiki Rossii [Socio-economic space and territorial development of the North and the Arctic of Russia] / V.N. Lazhencev // Ekonomika regiona [Economy of the Region]. — 2018. — Vol. 14, Issue 2. — P. 353-365.
  2. Mkrtchyan, N.V. Balans migracii naseleniya rossijskogo Severa i Arktiki v 2010-e gody i ego strukturnye sostavlyayushchie [The balance of migration of the population of the Russian North and the Arctic in the 2010s and its structural components] / N.V. Mkrtchyan // Nauchnye trudy. Institut narodnohozyajstvennogo prognozirovaniya RAN [Scientific works. Institute of National Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences]. – 2021. – № 19. – P. 304- 325. doi: 10.47711/2076-318-2021-304-325.
  3. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 16 noyabrya 2021 g. № 1946 “Ob utverzhdenii perechnya rajonov Krajnego Severa i mestnostej, priravnennyh k rajonam Krajnego Severa, v celyah predostavleniya gosudarstvennyh garantij i kompensacij dlya lic, rabotayushchih i prozhivayushchih v etih rajonah i mestnostyah, priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitelstva Rossijskoj Federacii i priznanii ne dejstvuyushchimi na territorii Rossijskoj Federacii nekotoryh aktov Soveta Ministrov SSSR” [Decree of the Government of the Russian Federation № 1946, November 16, 2021 “On Approval of the List of Regions of the Far North and Localities Equated to the Regions of the Far North, in Order to Provide State Guarantees and Compensations for Persons Working and Living in These Areas and Localities, Recognition of Certain Acts of the Government of the Russian Federation as Invalid and Recognition Not Valid on Territories of the Russian Federation of Certain Acts of the Council of Ministers of the USSR]. - URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/402969486/ (25.04.23).
  4. Raspredelenie migracionnogo prirosta po vozrastnym gruppam migrantov [Distribution of migration growth by age groups of migrants]. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/37613 (03.05.23).
  5. Baza dannyh pokazatelej municipalnyh obrazovanij, Respublika Komi [Database of indicators of municipalities, Komi Republic]. - URL: https://gks.ru/ dbscripts/munst/munst87/DBInet.cgi (05.05.23).
  6. Oficialnye statisticheskie pokazateli [Official statistical indicators]. - URL: https://www.fed-stat.ru/ (05.05.23).
  7. Chudinovskih, O.S. O kachestve federalnogo statisticheskogo nablyudeniya za migracionnymi processami [On the quality of federal statistical monitoring of migration processes] / O.S. Chudinovskih, A.V. Stepanova // Demograficheskoe obozrenie [Demographic Review]. - 2020. - № 1. - P.54-82.
  8. Mkrtchyan, N.V. Problemy v statistike vnutrirossijskoj migracii, porozhdennye izmeneniem metodiki ucheta v 2011 g [Problems in the statistics of internal migration generated by the change in the accounting methodology in 2011] / N.V. Mkrtchyan // Demograficheskoe obozrenie [Demographic Review]. - 2020. - № 1. - P. 83-99.
  9. Mkrtchyan, N.V. Migraciya v regionah rossijskoj Arktiki v 2010-e gody: gorizontalnye i vertikalnye svyazi [Migration in the Russian Arctic regions in the 2010s: horizontal and vertical links] / N.V. Mkrtchyan, R.I. Gilmanov // Nauchnye trudy: Institut narodnohozyajstvennogo prognozirovaniya RAN [Scientific works: Institute of National Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences] /Chief Editor I.E. Frolov. - Moscow: Nauchnyi konsultant, 2022. – P. 182-203. – doi: 10.47711/2076-318-2022-182-203.
  10. Fauzer, V.V. Istoriya razvitiya demograficheskih i sociologicheskih issledovanij v Respublike Komi [The history of the development of demographic and sociological research in the Komi Republic] / V.V. Fauzer // Istoricheskaya demografiya [Historycal Demography]. – 2019. – № 1(23). – P. 52-60. – doi: 10.19110/2304-5922-2019-1-52-60.
  11. Fauzer, V.V. Vyzovy i protivorechiya v razvitii Severa i Arktiki: demografich¬eskoe izmerenie [Challenges and contradictions in the development of the North and the Arctic: demographic dimension] / V.V. Fauzer, A.V. Smirnov, T.S. Lytkina, G.N. Fauzer // Arktika: ekologiya i ekonomika [Arctic: Ecology and Economics]. – 2022. – Vol. 12,. № 1. – P. 111-122. – doi: 10.25283/2223-4594-2022-1-111-122.
  12. Fauzer, V.V. Naselenie rossijskogo Severa: chislennost, struktury, komponenty [Population of the Russian North: number, structures, components] / V.V. Fauzer, T.S. Lytkina, A.V. Smirnov, G.N. Fauzer // Ekonomika na postsovetskom prostranstve v usloviyah novyh patologicheskih vyzovov i processov cifrovizacii [Economics in the post-Soviet space in the context of new pathological challenges and digitalization processes] / Under scientific edition of K.V. Pavlov. – Izhevsk: Shelest, 2021. – 644 p.
  13. Fauzer, V.V. Vliyanie migracij na chislennost i transformaciyu socialno-demograficheskih struktur naseleniya rossijskogo Severa [The influence of migration on the number and transformation of socio-demographic structures of the population of the Russian North] / V.V. Fauzer, T.S. Lytkina, G.N. Fauzer, A.V. Smirnov // Proceedings of the Komi Science Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. – 2018. – № 4(36). – P. 111-121. – doi: 10.19110/1994-5655-2018-4- 111-121.
  14. Fauzer, V.V. Migracionnyj faktor socialno-ekonomicheskogo razvitiya Vorkutinskogo gorodskogo okruga — opornoj zony Rossijskoj Arktiki [Migration factor of socio-economic development of the Vorkuta city district — the reference zone of the Russian Arctic] / V.V. Fauzer, T.S. Lytkina, A.V. Smirnov, G.N. Fauzer // Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik NIC KPUVI SyktGU (elektronnyj zhurnal) [Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University]. – 2018. – № 4. – P. 66-81.
  15. Fauzer, V.V. Naselenie Respubliki Komi: ot sovetskogo proshlogo k arkticheskomu budushchemu [The population of the Komi Republic: from the Soviet past to the Arctic future] / V.V. Fauzer, A.V. Smirnov // EKO [ECO]. – 2021. – № 9. – P. 168-192. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2021-9-168-192.
  16. Stolicy i regiony v sovremennoj Rossii: mify i realnost pyatnadcat let spustya [Capitals and regions in modern Russia: myths and reality fifteen years later] / Responsible Editors M.K. Gorshkov, N.E. Tihonova. - Moscow: Ves Mir, 2018. - 312 p.
  17. Lytkina, T.S. Socialnyj potencial severnogo goroda: ot ignorirovaniya k priznaniyu [The social potential of the northern city: from ignoring to recognition] / T.S. Lytkina // Zhurnal sociologii i socialnoj antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. - 2014. -Vol. 17, № 3. - P. 33–47.
  18. Migraciya naseleniya Respubliki Komi za 2021 god Informacionno-analiticheskij byulleten № 06-29-36/2 [Migration of the population of the Komi Republic for 2021. Information and Analytical Bulletin № 06-29-36/2] Komistat. – Syktyvkar, 2022. – 78 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Increase (decrease) of the population of the Komi Republic for 1990-2020, people.

Download (163KB)
3. Fig. 2. Coefficient of migration mobility of the population of the Komi Republic in 1990-2020, ‰ [6].

Download (198KB)

Copyright (c) 2023 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».