Information equivalence of two forms of the scale of identification with a social group

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The most used scale in Russia for measuring social identification includes the general question formulation "Please indicate for each group how often you feel a sense of closeness..." followed by a list of social groups for which the respondent must assess their closeness, using the gradations "often," "sometimes," "almost never," and "difficult to say". There is a possibility of increasing the number of gradations of this scale. Its two forms — the traditional categorical and the rating — can be empirically compared, firstly, in terms of how reducible the rating scale is to the categorical one, and secondly, in terms of the strength of statistical relationships formed with control variables when using both forms of the scale.Both forms of the scale were applied in a study of the social identity of Russian consumers conducted by the "Expert Sociology" company. The items from the materialism scale developed by M. Richins and S. Dawson in its modified adaptation in Russian by V. A. Khashchenko were taken as control variables. The analysis showed that in the traditional categorical form of the social identification scale, the gradation "difficult to say" does not maintain a consistent relationship with other response options. Transforming the scale into a kind of a Likert scale by converting categories into scores allows for the discovery of statistical relationships where the traditional form shows their absence. Therefore, in terms of information content, the rating scale may surpass the traditional one. However, the traditional form of the scale is more suitable for supporting managerial decisions.

About the authors

Lyudmila V. Mikhailova

Moscow University for the Humanities

Email: 9151186697@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-5816-4716
Postgraduate student Moscow, Russia

References

  1. Социальная идентификация личности / под ред. В. А. Ядова. М.: ИС РАН, 1993. 168 с.
  2. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994, № 1. С. 35-52. EDN: TYSQON.
  3. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. Социология. Этнология. 1995, т. 4, № 3 4. С. 158-181. EDN: TSKDIW.
  4. Черныш М. Ф. Национальная идентичность: особенности эволюции // Социологический журнал. 1995, № 2. С. 110-113. EDN: TZJOST.
  5. Данилова Е. Н. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологический журнал. 2000, № 3 4. С. 79-90. EDN: PZQMNN.
  6. Россияне и поляки на рубеже веков. Опыт сравнительного исследования социальных идентификаций (1998-2002гг.) / под ред. Е. Н. Даниловой, В. А. Ядова. СПб.: Издательство РХГА, 2006. 352 с. ISBN: 5-88812 235-1.
  7. Козырева П. М. Современная конфигурация идентификаций и роль доверия в ее формировании // Социологические исследования. 2008, № 8(292). С. 29-39. EDN: JKBPEZ.
  8. Лескова И. В. Трансформация социальной идентичности в российском обществе: социологический анализ. М.: Изд-во РГСУ "Союз", 2008. 374 с. EDN: QOJTBZ. ISBN: 978-5-98916-022-8.
  9. Горшков М. К. Российское общество: год в условиях кризиса и санкций // Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. С. 8-61. EDN: WAKHBJ.
  10. Дробижева Л. М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017, № 4(140). С. 7-22. EDN: YLYNRW. doi: 10.14515/monitoring.2017.4.02.
  11. Фадеев П. В. Российская государственно-гражданская идентичность сквозь призму восприятия истории, культуры и общественно-политической жизни // Социологическая наука и социальная практика. 2022, т. 10, № 3(39). С. 78-95. EDN: BXPPWR. doi: 10.19181/snsp.2022.10.3.9198.
  12. Greenleaf E. A. Measuring extreme response style // Public Opinion Quarterly. 1992, vol. 56, № 3. P. 328-351. EDN: IYQOTN.
  13. Richins M. L., Dawson S. A. Consumer Values Orientation for Materialism and its Measurement: Scale Development and Validation // Journal of Consumer Research. 1992, vol. 19, № 3. P. 303-316. EDN: BMROZP.
  14. Хащенко В. А. Адаптация русскоязычной версии опросника ориентации на материализм // Социальная и экономическая психология. 2016, т. 1, № 2. С. 79-98. EDN: WFCCIZ.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».