Draft Industry Standard for Focus Group Research

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Focus groups are one of the fundamental methods that provide information in the social sciences. However, it remains the subject of heated discussions at the most general level - about the substantive aspects of the implementation of this method and even about its definition. In particular, the question is discussed whether some of the methodological decisions proposed under the name of "focus groups" are directly erroneous and counterproductive. Such a situation can damage the development of both the scientific disciplines associated with the use of focus groups and the market of applied sociological research. To mitigate such risks, the author proposes to adopt an industry standard for focus group research, which will contain a description of the basic version of the method and rules for working with its various versions.The set of norms proposed as a draft industry standard affects the actions of social researchers in organizing and conducting focus groups from the moment of receiving a request to interacting with the customer after the presentation of the report, and includes 7 stages. At each stage, measures are proposed that can clarify communication, explicate the implied mutual obligations of the participants, and give focus group research customers clear guidelines to assess the quality of the services they acquire. On the other hand, it protects researchers conducting focus groups from unreasonable demands and claims from the customer.The presentation of the author's proposals in the form of a draft standard implies their openness to criticism, discussion, addition, and even complete change. The author also grants permission in advance for the use of the draft standard by any interested person at their discretion.Keywords: focus groups, focused interviews, group interviews, quality of sociological data, standardization, regulation, industry standard

About the authors

Vasiliy V. Ivanov

ANCO Center for expert market research

Email: ivanov@socioexpert.ru
ORCID iD: 0009-0002-1534-305X
PhD in sociology, Research Director Moscow, Russia

References

  1. Оберемко О. А., Терентьева Н. Н. Фокусированное интервью по Роберту Мертону: особенности и критерии эффективности метода // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018, №. 6. С. 74-90. doi: 10.14515/monitoring.2018.6.04. EDN: YZYHYL.
  2. Соколов Н. В. Несгибаемая классика как повод для прагматической рефлексии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023, Т. 16, №. 4. С. 475-487. doi: 10.21638/spbu12.2023.408.
  3. Веселкова Н. В. Фокусированное интервью в отечественной практике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019, №. 4. С. 418-426. doi: 10.14515/monitoring.2019.4.22. EDN: MZRYAM.
  4. Желизнык М. Н. Онлайн фокус-группы: методическая рефлексия // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023, Т. 15, №. 2. С. 51-71. doi: 10.19181/inter.2023.15.2.3. EDN: MDLPPK.
  5. Дмитриева Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998. 144 с. ISBN 5-88860-03903.
  6. Мельникова О. Т. Фокус-группы: методы, методология, моделирование. М.: Аспект Пресс, 2007. 320 с. ISBN 978-5-7567-0449-5.
  7. Лебедев П. А. Онлайновые фокус-группы. Возможности ограничения и особенности процедуры. М.: Проспект, 2015. 142 с.
  8. Orvik A., Larun L., Berland A., Ringsberg K. C. Situational factors in focus group studies: A systematic review // International Journal of Qualitative Methods. 2013, Vol. 12, №. 1. P. 338-358. doi: 10.1177/160940691301200116.
  9. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И., Гаспаришвили А. Т., Радкевич К. В., Захарова С. В. Личностные характеристики участников фокус-группового исследования как фактор повышения качества данных // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021, Т. 21, №. 4. С. 722-738. doi: 10.22363/2313-2272-2021-21-4-722-738. EDN: DJEMTE.
  10. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. 1994, № 5. С. 91-104.
  11. Белановский С. А., Никольская А. В. К дискуссии о фокус-группах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022, №. 3(169). С. 373-393. doi: 10.14515/monitoring.2022.3.1994. EDN: OLFZAP.
  12. Белановский С. А., Никольская А. В. Что не так с фокус-группами? // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2021, №. 6(564). С. 99-118. doi: 10.30680/ECO0131-7652-2021-6-99-118. EDN: UDTZHO.
  13. Мельникова О. Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. М.: Издательский центр Академия, 2003. 272 с. ISBN: 5-7695-0950-3.
  14. Фоломеева Т. В. Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2003, №. 17. С. 83-108. EDN: PEYCTF.
  15. Morgan D. L. Focus groups as qualitative research (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc., 1997. 80 p. doi: 10.4135/9781412984287. ISBN: 9780761903437.
  16. Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996. 543 с. ISBN: 978-5-9989-2839-0. EDN: SUPGZZ.
  17. Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М.: Магистр, 1997. 80 с. ISBN 5-89317-050-4.
  18. Крюгер Р. А., Кейси М. Э. Фокус-группы: практическое руководство. / Пер. с англ. Т. В. Клекота, А. И. Мороз. М.: Вильямс, 2003. 256 с. ISBN: 5-8459-0510-9.
  19. Чеховский И. В. Метод фокус-групп: факторы эффективного использования. М.: РУДН, 2017. 128 с. ISBN: 978-5-209-07452-6.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».