Результаты работы призывной комиссии субъекта России по контролю качества медицинского освидетельствования призывников
- Авторы: Кузьмин С.А.1, Григорьева Л.К.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный медицинский университет
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 34-41
- Раздел: Медицинские проблемы
- URL: https://journal-vniispk.ru/1995-4441/article/view/255950
- DOI: https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-1-34-41
- ID: 255950
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Руководящая роль в решении поставленных задач по медицинскому обеспечению граждан в период их подготовки к военной службе принадлежит призывной комиссии субъекта России.
Цель – провести анализ работы призывной комиссии субъекта России на примере Оренбургской области по контролю качества медицинского освидетельствования призывников.
Методология. Проанализированы отчетные и учетные документы центра военно-врачебной экспертизы Военного комиссариата Оренбургской области за период с 2012 по 2021 г.
Результаты и их анализ. В анализируемый период за 10 лет число призывников в Оренбургской области уменьшилось на 11,6 %. Однако количество граждан, годных к военной службе (категории годности «А» + «Б»), оставалось относительно стабильным, например, в 2012 г. их было 14,1 тыс. человек, а в 2021 г. – 14,8 тыс. (за исключением 2013 г. и 2014 г., когда число призывников, годных к военной службе, уменьшилось и оказалось 12,5 тыс. и 12,9 тыс. соответственно). Отношение количества граждан, которые могли быть отправлены на военную службу, к количеству реально отправленных на военную службу является показателем изъятия призывного ресурса. Показатель изъятия призывного ресурса имел минимальное значение в 2020 г. – 26,7 %, а максимальное значение в 2013 г. – 38,8 %. За исследуемый период времени на сборный пункт области было направлено 47,5 тыс. граждан для отправки в войска. После проведения медицинского осмотра 1793 (3,8 %) призывника возвращены как неправильно призванные на военную службу. В первые 3 мес прохождения военной службы по состоянию здоровья с формулировкой «общее заболевание» уволены 29 (0,06 %) военнослужащих. Получили отсрочку либо освобождение от призыва на военную службу (категории годности к военной службы «В», «Г», «Д») 52,2 тыс. граждан, из них 28,2 тыс. (54,1 %) вызывались на контрольное медицинское освидетельствование. Признаны годными к военной службе (категории годности «А» + «Б») 2536 граждан, что составило 10,1 % от количества прибывших.
Заключение. От четкой и слаженной работы призывной комиссии области зависят своевременное проведение медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу и лечебнооздоровительные мероприятия с призывной молодежью. В связи с решением Президента России об увеличении численности Вооруженных сил России необходимо добиться повышения призывного ресурса.
Полный текст
Введение
Задача подготовки граждан к военной службе является важной и носит государственный характер, так как определяет, в целом, национальную безопасность страны [1, 9, 11].
Выполнение мероприятий по подготовке молодежи к военной службе возможно только при эффективном межведомственном взаимодействии различных министерств и ведомств, активном участии общественных организаций военно-патриотической направленности [8, 10, 13].
Руководящая роль в решении поставленных задач по подготовке граждан к военной службе на региональном уровне отводится призывной комиссии субъекта России.
Призывная комиссия создается по распоряжению главы региона и включает в свой состав должностных лиц министерств и ведомств, которые принимают участие в подготовке граждан к военной службе [«О воинской обязанности и военной службе»: Федер. закон России от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_18260/].
Глава региона возглавляет призывную комиссию и проводит ее заседания не реже 1 раза/мес. Призывная комиссия субъекта России осуществляет руководство призывными комиссиями муниципальных образований и контролирует реализацию программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в системе медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе [«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: Федер. закон России от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/].
Призывная комиссия субъекта России организует и проводит следующие мероприятия: – медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу, призывными комиссиями муниципальных образований области перед направлением их к месту прохождения военной службы;
- контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку либо освобождение от призыва на военную службу, на предмет годности к военной службе по состоянию здоровья;
- контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с принятыми в отношении их решениями призывных комиссий муниципальных образований о годности к военной службе по состоянию здоровья.
В связи с проводимыми мероприятиями по оптимизации работы медицинских организаций, особенно в сельской местности, данный раздел работы призывных комиссий субъектов России имеет важное практическое значение при проведении военно-врачебной экспертизы граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Важное медико-социальное значение имеет качество проведения медицинского освидетельствования граждан. Призванные в Вооруженные силы (ВС) России граждане, которые по своему состоянию здоровья не должны проходить военную службу, являются обузой для воинского коллектива, они не могут в полном объеме выполнять требования распорядка дня подразделения, бóльшую часть времени находятся на лечении в медицинском пункте воинской части либо в военном госпитале. В итоге данных военнослужащих досрочно увольняют из армии. Граждане несут моральные издержки, а ВС России – финансовые затраты, связанные с их перевозкой, питанием, лечением, обеспечением обмундированием [7, 12].
Состояние здоровья военнослужащих по призыву в ВС России и Республике Беларусь представлены в публикациях В.И. Евдокимова, С.С. Сиващенко, Д.А. Чернова и соавт. [2–6]. По их мнению, в структуре причин увольнений военнослужащих по призыву из ВС значительная доля – некачественное обследование призывного контингента военно-врачебными комиссиями в регионах.
Цель – провести анализ работы призывной комиссии субъекта России на примере Оренбургской области по контролю качества медицинского освидетельствования призывников.
Материал и методы
При проведении настоящего исследования использовали отчетные и учетные документы центра военно-врачебной экспертизы Военного комиссариата Оренбургской области за период с 2012 по 2021 г.
Призыв граждан на военную службу проводился на основании Указов Президента России ежегодно в 2 этапа: весенняя призывная кампания осуществлялась в период с 1 апреля по 15 июля, а осенняя призывная кампания – с 1 октября по 30 декабря.
Граждан, признанных годными к военной службе, и успешно прошедших профессионально-психологической отбор, по решению призывных комиссий муниципальных образований направляли на областной сборный пункт, на котором производилось формирование воинских команд, с последующей их отправкой к месту прохождения военной службы.
Призывная комиссия области на сборном пункте проводила призывникам медицинский осмотр, который являлся барьерной функцией для предотвращения направления в ВС России граждан, которые по своему состоянию здоровья в соответствии с законодательством не должны проходить военную службу по призыву [«Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»: Постановление Правительства России от 04.07.2013 г. № 565. URL: https://www.consultant.ru /document/cons_doc_ LAW_149096/].
Результаты и их анализ
За исследуемый период времени на сборный пункт области было направлено 47,5 тыс. граждан для отправки в войска. Результаты медицинского осмотра граждан за период с 2012 по 2021 г. на сборном пункте области; количество граждан, отправленных на военную службу; уволенных в первые 3 мес службы по «общему заболеванию», представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу на сборном пункте Оренбургской области, перед отправкой в войска за 2012–2021 гг., n (%)
Показатель | Год | |||||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Всего осмотрено, из них признано по | 4669 | 5088 | 4824 | 5450 | 5446 | 5298 | 4083 | 4387 | 4101 | 4154 |
категории: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«А» – годными к военной службе | 1876 | 1832 | 2113 | 1851 | 1777 | 1871 | 1594 | 1565 | 1497 | 1533 |
| (40,2) | (37,2) | (43,8) | (34,0) | (32,6) | (36,6) | (39,1) | (35,7) | (36,5) | (36,9) |
«Б» – годными к военной службе | 2476 | 3009 | 2539 | 3405 | 3511 | 3254 | 2333 | 2687 | 2487 | 2497 |
с незначительными ограничениями | (53,0) | (57,9) | (52,7) | (62,5) | (64,5) | (60,1) | (57,1) | (61,2) | (60,6) | (60,1) |
«В» – ограниченно годными | 212 | 176 | 126 | 145 | 117 | 141 | 102 | 92 | 78 | 83 |
к военной службе | (4,5) | (3,5) | (2,6) | (2,6) | (2,1) | (2,7) | (2,5) | (2,1) | (1,9) | (2,0) |
«Г» – временно негодными | 105 | 71 | 46 | 49 | 41 | 32 | 54 | 43 | 39 | 41 |
к военной службе | (2,3) | (1,4) | (0,9) | (0,9) | (0,8) | (0,6) | (1,3) | (1,0) | (1,0) | (1,0) |
«Д» – негодными к военной службе | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Всего отменено решений о призыве | 317 | 247 | 172 | 194 | 158 | 173 | 156 | 135 | 117 | 124 |
на военную службу | (6,8) | (4,9) | (3,5) | (3,5) | (2,9) | (3,3) | (3,8) | (3,1) | (2,9) | (3,0) |
Отправлено в войска | 4352 | 4841 | 4652 | 5256 | 5288 | 5125 | 3927 | 4252 | 3984 | 4030 |
Уволено из войск в течение первых | 5 | 6 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
3 мес прохождения военной службы | (0,11) | (0,12) | (0,06) | (0,08) | (0,04) | (0,04) | (0,05) | (0,05) | (0,03) | (0,05) |
Наибольшее количество граждан возвращено со сборного пункта в 2012 г. – 317 человек (6,8%) от количества поданных на отправку в войска и в 2013 г. – 247 человек (4,9 %). Наименьшее количество в 2016 г. и 2020 г. – 158 (2,9 %) и 117 человек (2,9 %) соответственно.
При проведении медицинского осмотра ежегодно значительное количество граждан, призванных на военную службу, направляли на дополнительное обследование в областные медицинские организации для уточнения имеющейся патологии и степени нарушения функции органов и систем. Наибольшее количество граждан направлено на дополнительное обследование в 2015 г. – 10,9 % из числа прибывших на сборный пункт, наименьшее – 7,9 % в 2014 г. После завершения обследования было проведено медицинское освидетельствование этих призывников и практически 50 % из них признаны ограниченно годными или временно негодными к военной службе по категории «В» либо «Г». Заболеваемость, ставшая причиной возврата граждан со сборного пункта как неправильно призванных на военную службу по состоянию здоровья за исследуемый период времени, представлена в табл. 2.
Таблица 2
Заболеваемость, ставшая причиной возврата граждан со сборного пункта Оренбургской области, как неправильно призванных на военную службу (категории годности «В» и «Г»), за 2012–2021 гг., n (%)
Класс болезней по МКБ-10 | Год | ||||||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||
I | Некоторые инфекционные и паразитарные | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 6 | 12 | 11 | 8 |
| болезни | (1,6) | (0,8) | (1,2) | (1,0) | (1,3) | (1,1) | (3,9) | (8,9) | (9,4) | (6,6) |
II | Новообразования | 1 | 0 | 0 | 6 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 |
|
| (0,3) |
|
| (3,1) | (1,3) | (1,1) | (0,6) |
|
| (1,6) |
III | Болезни крови, кроветворных органов | 3 | 8 | 8 | 4 | 4 | 7 | 15 | 20 | 10 | 6 |
| и отдельные нарушения, вовлекающие | (0,9) | (3,2) | (4,6) | (2,1) | (2,5) | (4,1) | (9,6) | (14,8) | (8,6) | (4,8) |
| иммунный механизм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV | Болезни эндокринной системы, расстрой- | 18 | 22 | 5 | 7 | 7 | 14 | 17 | 13 | 23 | 15 |
| ства питания и нарушения обмена веществ | (5,7) | (8,9) | (2,9) | (3,6) | (4,4) | (8,1) | (10,9) | (9,6) | (19,6) | (12,1) |
V | Психические расстройства и расстройства | 48 | 38 | 33 | 46 | 44 | 36 | 25 | 20 | 3 | 26 |
| поведения | (15,1) | (15,4) | (19,2) | (23,7) | (27,8) | (20,8) | (16,0) | (14,8) | (2,6) | (21,0) |
VI | Болезни нервной системы | 31 | 16 | 16 | 7 | 17 | 7 | 3 | 7 | 1 | 2 |
|
| (9,8) | (6,5) | (9,3) | (3,6) | (10,8) | (4,1) | (1,9) | (5,2) | (0,9) | (1,6) |
VII | Болезни глаз и его придаточного аппарата | 12 | 13 | 13 | 12 | 3 | 8 | 17 | 8 | 0 | 2 |
|
| (3,8) | (5,3) | (7,6) | (6,2) | (1,9) | (4,6) | (10,9) | (5,9) |
| (1,6) |
VIII | Болезни уха и сосцевидного отростка | 4 | 8 | 8 | 1 | 5 | 0 | 0 | 2 | 7 | 5 |
|
| (1,2) | (3,2) | (4,6) | (0,5) | (3,2) |
|
| (1,5) | (6,0) | (4,0) |
IX | Болезни системы кровообращения | 25 | 46 | 20 | 35 | 28 | 42 | 40 | 17 | 23 | 12 |
|
| (7,9) | (18,6) | (11,6) | (18,1) | (17,7) | (24,3) | (25,7) | (12,6) | (19,6) | (9,7) |
X | Болезни органов дыхания | 3 | 13 | 8 | 15 | 7 | 2 | 1 | 1 | 6 | 5 |
|
| (0,9) | (5,3) | (4,7) | (7,7) | (4,4) | (1,1) | (0,6) | (0,7) | (5,1) | (4,0) |
XI | Болезни органов пищеварения | 39 | 36 | 24 | 16 | 6 | 14 | 7 | 9 | 5 | 6 |
|
| (12,3) | (14,6) | (14,0) | (8,3) | (3,8) | (8,1) | (4,5) | (6,7) | (4,3) | (4,8) |
XII | Болезни кожи и подкожной клетчатки | 18 | 12 | 12 | 7 | 4 | 7 | 7 | 5 | 5 | 7 |
|
| (5,7) | (4,9) | (7,0) | (3,6) | (2,5) | (4,1) | (4,5) | (3,7) | (4,3) | (5,7) |
XIII | Болезни костно-мышечной системы | 82 | 20 | 10 | 28 | 17 | 21 | 4 | 4 | 4 | 5 |
| и соединительной ткани | (25,9) | (8,1) | (5,8) | (14,4) | (10,8) | (12,1) | (2,6) | (3,0) | (3,4) | (4,0) |
XIV | Болезни мочеполовой системы | 5 | 5 | 5 | 7 | 3 | 4 | 5 | 3 | 2 | 5 |
|
| (1,6) | (2,0) | (2,9) | (3,6) | (1,9) | (2,3) | (3,2) | (2,2) | (1,7) | (4,0) |
XIX | Травмы, отравления и последствия | 4 | 5 | 5 | 1 | 9 | 7 | 8 | 9 | 13 | 12 |
| воздействия внешних причин | (1,3) | (2,0) | (2,9) | (0,5) | (5,7) | (4,1) | (5,1) | (6,7) | (11,1) | (9,7) |
| Прочие | 19 | 3 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 4 | 6 |
|
| (6,0) | (1,2) | (1,7) |
|
|
|
| (3,7) | (3,4) | (4,8) |
Решением областной призывной комиссии лица, освидетельствованные по категории «В» либо «Г», возвращены в муниципальные образования как неправильно призванные на военную службу. Всего за исследуемый период времени отменены решения о призыве на военную службу 1793 граждан. Причины отмены решения: психические расстройства и расстройства поведения – 319 человек (17,8 %), болезни системы кровообращения – 288 человек (16,1 %), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – 195 человек (10,9 %), болезни органов пищеварения – 162 человека (9 %), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ – 141 человек (7,9 %).
Проведен анализ причин возврата граждан со сборного пункта области по заболеваниям, препятствующим прохождению военной службы по призыву. Ежегодно превалируют следующие причины:
- недостаточное знание врачами-специалистами требований «Положения о военно-врачебной экспертизе». Всего за изучаемый период времени по данной причине возвращены, как неправильно призванные, 421 гражданин, что составляло 23,5 %. Максимальное количество призывников возвращено в муниципальные образования в 2013 г. – 28,7 %. Показатель имел тенденцию к снижению и в 2021 г. составил только 13,7 %;
- трудности диагностики заболевания в условиях сельской районной больницы. В связи с отсутствием ряда врачей-специалистов показатель возврата призывников имеет тенденцию к росту. Если в 2012 г. он составлял 9,8 %, то к 2021 г. достиг 19,4 %;
- патология не выявлена при амбулаторном обследовании. В настоящее время в связи с сокращением коечного фонда в медицинских организациях призывникам часто отказывают в проведении стационарного обследования, заменяя его амбулаторным. Это отразилось на качестве проведения обследования и выявляемости ряда заболеваний. В 2013 г. показатель возврата составлял 6,5 %, в 2020 г. – 16,2 %, в 2021 г. – 19,4 %.
В табл. 3 представлены 11 причин невыявления заболеваний у граждан, призываемых на военную службу.
Таблица 3
Причины возврата призывников со сборного пункта Оренбургской области, как неправильно призванных на военную службу (категории годности «В» и «Г»), в 2012–2021 гг., n (%)
Показатель | Год | |||||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Недостаточное изучение состояния | 29 | 21 | 15 | 18 | 14 | 15 | 13 | 11 | 9 | 10 |
призывников по медико-социальным | (9,2) | (8,5) | (8,7) | (9,3) | (8,9) | (8,7) | (8,3) | (8,1) | (7,7) | (8,1) |
вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсутствие или низкое качество | 19 | 11 | 9 | 10 | 8 | 10 | 9 | 7 | 6 | 7 |
медицинской документации | (6,0) | (4,5) | (5,2) | (5,1) | (5,1) | (5,8) | (5,7) | (5,2) | (5,1) | (5,6) |
Недооценка врачом имеющихся | 28 | 22 | 17 | 18 | 14 | 16 | 13 | 12 | 10 | 11 |
сведений о наличии у призывника | (8,8) | (8,9) | (9,9) | (9,3) | (8,9) | (9,2) | (8,3) | (8,9) | (8,5) | (8,9) |
заболевания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Недостаточное знание врачом | 85 | 71 | 45 | 43 | 37 | 38 | 33 | 29 | 23 | 17 |
требований «Положения о военно- | (26,8) | (28,7) | (26,2) | (22,2) | (23,4) | (22,0) | (21,5) | (21,5) | (19,7) | (13,7) |
врачебной экспертизе» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Несоблюдение методики | 31 | 24 | 18 | 19 | 15 | 16 | 15 | 13 | 11 | 12 |
обследования, недооценка степени | (9,8) | (9,7) | (10,5) | (9,8) | (9,5) | (5,8) | (9,6) | (9,6) | (9,5) | (9,7) |
нарушения функции органов и систем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грубые просмотры явной патологии | 15 | 10 | 7 | 8 | 5 | 7 | 6 | 4 | 4 | 5 |
у призывника | (4,7) | (4,0) | (4,1) | (4,1) | (3,1) | (4,0) | (3,8) | (3,0) | (3,4) | (4,0) |
Патология не выявлена при | 22 | 17 | 15 | 19 | 15 | 20 | 19 | 17 | 19 | 24 |
амбулаторном обследовании | (6,9) | (6,5) | (8,7) | (9,8) | (9,5) | (11,6) | (12,2) | (12,6) | (16,2) | (19,4) |
Неполное обследование призывника | 17 | 12 | 9 | 10 | 6 | 9 | 8 | 6 | 7 | 6 |
в стационаре | (5,4) | (4,9) | (5,2) | (5,1) | (3,8) | (5,2) | (5,1) | (4,4) | (6,0) | (4,8) |
Сокрытие призывником своих | 12 | 9 | 6 | 9 | 7 | 10 | 9 | 7 | 6 | 6 |
заболеваний | (3,8) | (3,7) | (3,5) | (4,7) | (4,4) | (5,8) | (5,7) | (5,2) | (5,1) | (4,8) |
Трудности диагностики заболевания | 31 | 25 | 17 | 21 | 19 | 21 | 22 | 21 | 20 | 24 |
в условиях районной больницы | (9,8) | (10,1) | (9,9) | (10,8) | (12,0) | (12,1) | (14,1) | (15,6) | (17,1) | (19,4) |
Прочие причины | 28 | 26 | 14 | 19 | 18 | 17 | 9 | 8 | 2 | 2 |
| (8,8) | (10,5) | (8,1) | (9,8) | (11,4) | (9,8) | (5,7) | (5,9) | (1,7) | (1,6) |
Всего | 317 | 247 | 172 | 194 | 158 | 173 | 156 | 135 | 117 | 124 |
Несмотря на предпринятые меры по выявлению лиц, негодных по состоянию здоровья проходить военную службу по призыву, не удалось избежать необоснованного призыва и возврата из войск молодого пополнения. В первые 3 мес прохождения военной службы уволены по состоянию здоровья с формулировкой «общее заболевание» 29 человек (0,06 %) от общего количества призывников, отправленных в войска.
На следующем этапе исследования проведен анализ результатов контрольного освидетельствования призывников, получивших по решению призывных комиссий муниципальных образований отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья (категории годности к военной службы «В», «Г», «Д»). Отбор граждан для прибытия на контрольное медицинское освидетельствование проводился врачами-специалистами областной призывной комиссии. С этой целью были изучены документы, дающие основание призывной комиссии муниципального образования принять соответствующее решение о степени годности гражданина к военной службе [«Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе»: приказ Минобороны России и Минздрава России от 23.05.2001 г. № 240/168. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12123634/].
За 10-летний период времени получили отсрочку и освобождение от призыва на военную службу (категории годности к военной службы «В», «Г», «Д») 52,2 тыс. граждан, из них 28,2 тыс. (54,1 %) вызывались на контрольное медицинское освидетельствование. Данные о контрольном медицинском освидетельствовании граждан за период с 2012 по 2021 г. представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты контрольного медицинского освидетельствования граждан в 2012–2021 гг., n (%)
Показатель | Год | |||||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Всего освидетельствовано, | 5438 | 5766 | 4536 | 2575 | 2015 | 1852 | 809 | 1830 | 1505 | 1885 |
в том числе признано: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
годными к военной службе | 703 | 471 | 329 | 245 | 173 | 79 | 38 | 212 | 95 | 191 |
(категории годности «А» + «Б») | (12,9) | (8,2) | (7,3) | (9,5) | (8,6) | (4,3) | (4,7) | (11,6) | (6,3) | (10,1) |
ограниченно годными к военной | 4070 | 4347 | 3641 | 1912 | 1599 | 1581 | 661 | 1147 | 1005 | 813 |
службе (категория «В») | (74,9) | (75,4) | (80,3) | (74,3) | (79,4) | (85,4) | (81,7) | (62,7) | (66,8) | (43,1) |
временно негодными к военной | 665 | 948 | 566 | 418 | 243 | 19 2 | 110 | 471 | 405 | 881 |
службе (категория «Г») | (12,2) | (16.4) | (12,4) | (16,2) | (12,0) | (10,3) | (13,6) | (25,7) | (26,9) | (46,8) |
негодными к военной службе | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
(категория «Д») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего отменено решений призывных | 793 | 554 | 435 | 338 | 201 | 121 | 56 | 377 | 135 | 241 |
комиссий | (14,6) | (9,6) | (9,6) | (13,1) | (9,9) | (6,5) | (6,9) | (20,6) | (9,0) | (12,8) |
Признаны годными к военной службе (категории годности «А» + «Б») 2536 граждан, что составило 10,1 % от количества прибывших. Необходимо отметить, что количество граждан, вызываемых на контрольное медицинское освидетельствование, за период с 2012 по 2021 г. уменьшилось в 2 раза. Результаты контрольного медицинского освидетельствования позволяют получить дополнительный ресурс граждан для призыва на военную службу.
Обсуждение. В городских и сельских муниципальных образованиях перед каждым призывом военный комиссариат совместно с территориальным органом управления здравоохранением разрабатывал план медицинского освидетельствования и обследования призывников, в котором предусматривались мероприятия по привлечению врачей-специалистов из медицинских организаций муниципального образования, а на недостающих врачей делали заявку в министерство здравоохранения региона. В сельских муниципальных образованиях часто отсутствовали врачи-специалисты: неврологи, окулисты, отоларингологи и психиатры. С врачами-специалистами проводили инструкторско-методический сбор, выделяли помещения для проведения медицинского освидетельствования. Каждому врачу-специалисту был предоставлен отдельный кабинет, оборудованный необходимым инструментарием и имуществом. Врачей-специалистов: хирурга, терапевта, невролога, окулиста, психиатра, стоматолога, отоларинголога на период призывной кампании откомандировывали в распоряжение председателя призывной комиссии муниципального образования, на этот период времени им выплачивали средний размер заработной платы.
За период с 2012 по 2021 г. число призывников в изучаемом регионе уменьшилось с 21,6 до 19,1 тыс., т.е. на 11,6 %. Для увеличения количества лиц, призываемых на военную службу, проводились лечебно-оздоровительные мероприятия с целью улучшения состояния здоровья молодежи и, тем самым, дополнен людской ресурс до необходимой потребности. Количество граждан, признанных по результатам медицинского освидетельствования годными к военной службе (категории годности
«А»+«Б»), в 2012 г. составляло 14,1 тыс. человек, а в 2021 г. – 14,8 тыс. человек (за исключением 2013 г. и 2014 г., когда граждан данной категории было 12,5 и 12,9 тыс. человек соответственно). Все эти граждане по медицинским показаниям реально могли быть призваны на военную службу. Показатель изъятия призывного ресурса – это количество граждан, которые могли быть отправлены на военную службу, к количеству реально отправленных на военную службу. В разные годы периода исследования данный показатель имел минимальное значение в 2020 г. и 2021 г. – 26,7 и 27,1 % соответственно, а максимальное значение – в 2013 г. и 2016 г. – 38,8 и 36,6 % соответственно.
Выводы
- Призывная комиссия субъекта России является связующим и контролирующим органом в системе медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе. От ее четкой и слаженной работы зависят своевременное проведение медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительные мероприятия с призывной молодежью.
- Для качественного проведения медицинского освидетельствования граждан необходимо привлекать в состав медицинских комиссий добросовестных и ответственных врачей-специалистов, имеющих достаточный профессиональный опыт работы.
- На циклы повышения квалификации по военно-врачебной экспертизе в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург) и ее филиала (Москва) следует активизировать направление врачей-специалистов центра военно-врачебной экспертизы Военного комиссариата Оренбургской области. С врачами-специалистами, работающими в составе призывных комиссий муниципальных образований, необходимо проводить учебно-методические сборы перед каждой призывной кампанией.
- С целью бóльшего охвата контрольным медицинским освидетельствованием граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, направлять врачей-специалистов областной призывной комиссии для проведения данной работы в муниципальные образования.
- По каждому случаю возврата граждан с областного сборного пункта и из войск проводить административные расследования с привлечением виновных должностных лиц к ответственности.
- В связи с принятым решением Президента России об увеличении численности ВС России необходимо добиться увеличения призывного ресурса.
Об авторах
Сергей Александрович Кузьмин
Оренбургский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kuzmin.sergey.58@yandex.ru
д-р мед. наук доц., проф. каф. медицины катастроф
Россия, 460000, Оренбург, ул. Советская, д. 6Любовь Кузьминична Григорьева
Оренбургский государственный медицинский университет
Email: l.k.grigoreva@orgma.ru
ст. препод. каф. медицины катастроф
Россия, 460000, Оренбург, ул. Советская, д. 6Список литературы
- Бурдинский Е.В. Пути совершенствования системы комплектования вооруженных сил и подготовки мобилизационных ресурсов // Вестн. акад. воен. наук. 2016. № 2. С. 42–46.
- Григорьев С.Г., Евдокимов В.И., Иванов В.В. [и др.]. Медико-статистическая характеристика заболеваемости военнослужащих по призыву Вооруженных сил Российской Федерации (2007–2016 гг.) // Воен.-мед. журн. 2017. Т. 338, № 10. С. 4–14.
- Евдокимов В.И, Чернов Д.А. Увольняемость военнослужащих по призыву из Вооруженных сил Республики Беларусь (2003–2018 гг.) : монография / Гомельский гос. мед. ун-т, Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. СПб. : Политехника-принт, 2020. 83 с. (Сер. «Заболеваемость военнослужащих». Вып. 14).
- Евдокимов В.И., Мосягин И.Г., Сиващенко П.П. Сравнение показателей заболеваемости военнослужащих по призыву Военно-морского флота и Сухопутных войск Российской Федерации (2003– 2018 гг.) : монография / Мед. служба Гл. командования Воен.-мор. флота России, Воен.-мед. акад. им. С.М. Кирова, Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. СПб. : Политехника-принт, 2019. 94 с. (Сер. «Заболеваемость военнослужащих»; вып. 12).
- Евдокимов В.И., Чернов Д.А., Сиващенко П.П., Еськов А.С. Медико-статистические показатели заболеваемости военнослужащих по призыву Вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации (2003–2016 гг.) // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2018. № 2. С. 26–50. doi: 10.25016/2541-7487-2018-0-2-26-50.
- Евдокимов В.И., Чернов Д.А., Сиващенко П.П., Шамрей В.К. Показатели психической заболеваемости военнослужащих по призыву Вооруженных сил Российской Федерации и Республики Беларусь (2003–2018 гг.) : монография / Воен.-мед. акад. им. С.М. Кирова, Гомельский гос. мед. ун-т, Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. СПб. : Политехника-принт, 2020. 89 с. (Сер. «Заболеваемость военнослужащих». Вып. 13).
- Зорин О.Л. Проблемные вопросы обеспечения безопасности военной службы и необходимость их правового регулирования // Право в Вооружен. силах. 2020. № 4. С. 15–22.
- Избагамбетова К.А. Пути совершенствования системы мероприятий по подготовке молодежи Оренбургской области к военной службе // Альманах молодой науки. 2022. № 2. С. 68–69.
- Кондратьев С.В. Проблемы комплектования Вооруженных сил Российской Федерации в современных условиях // Воен. мысль. 2021. № 5. С. 105–107.
- Кузьмин С.А., Солодовников В.В., Вовк О.И., Григорьева Л.К. Состояние здоровья и физической подготовленности призывников как основа системы обеспечения национальной безопасности России // Безопасность жизнедеятельности. 2019. № 11. С. 58–60.
- Плужников А.А., Усачев О.Б. Современные требования к общевойсковым формированиям тактического звена // Воен. мысль. 2022. № 5. С. 76–88.
- Согияйнен А.А. Состояние здоровья военнослужащих по призыву как показатель эффективности профилактических мероприятий во время подготовки граждан к военной службе // Обществ. здоровье и здравоохранение. 2019. № 3. С. 15–21.
- Шепилов С.В., Маличенко И.П. Перспективные направления развития социальной политики в Вооруженных cилах РФ // Упр. персоналом и интеллектуал. ресурсами в России. 2018. № 3. С. 15–22. doi: 10.12737/article_5b5090491d7942.04218075
Дополнительные файлы
