Результаты применения транспортной экстракорпоральной мембранной оксигенации при внезапной остановке кровообращения
- Авторы: Теплов В.М.1, Прасол Д.М.1, Резник О.Н.1, Цебровская Е.А.1, Коломойцев В.В.1, Архангельский Н.Д.1, Багненко С.Ф.1
-
Учреждения:
- Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
- Выпуск: № 1 (2023)
- Страницы: 53-58
- Раздел: Медицинские проблемы
- URL: https://journal-vniispk.ru/1995-4441/article/view/259832
- DOI: https://doi.org/10.25016/2541-7487-2023-0-1-53-58
- ID: 259832
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Своевременное применение экстракорпоральной мембранной оксигенации в комплексе реанимационных мероприятий пациентам с рефрактерной остановкой кровообращения становится рутинной практикой спасения в мире и позволяет увеличить эффективность реанимационных мероприятий до 30 %, однако, в России данная технология не распространена, невзирая на то, что без экстракорпоральной механической поддержки эффективность сердечно-легочной реанимации – не более 9 %.
Цель – анализ опыта применения транспортной веноартериальной экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) в комплексе расширенной сердечно-легочной реанимации при внегоспитальной остановке кровообращения в стационарном отделении скорой медицинской помощи.
Методология. Проведен ретроспективный анализ данных 16 пациентов, доставленных в стационар в состоянии клинической смерти на фоне продолжающихся расширенных реанимационных мероприятий рефрактерной остановки кровообращения в возрасте (42,7±4,0) года, 13 из которых были мужчины. Всем пациентам была применена периферическая ЭКМО с целью механической поддержки кровообращения в рамках диагностического моста.
Результаты и их анализ. Из 16 случаев экстракорпоральной сердечно-легочной реанимации добиться восстановления эффективного кровообращения удалось в 37,5 % (6 из 16) случаев. В этих случаях продолжительность сердечно-легочной реанимации вне медицинской организации оказалась существенно меньше – (50,8±4,2) против (65,6±4,6) мин. У группы пациентов с неэффективной экстракорпоральной сердечно-легочной реанимацией отмечено значительное повышение уровня тропонина – (1820±164) против (473±180) нг/л и D-димера – (17 566±429) против (13 122±628) мкг/л (FEU).
Заключение. Технология транспортного ЭКМО, которая применяется при экстракорпоральной сердечно-легочной реанимации у пациентов с внегоспитальной рефрактерной остановкой кровообращения, позволяет использовать широкий спектр диагностических и лечебных процедур, в том числе, чрескожные коронарные вмешательства. По результатам анализа выявлена необходимость сокращения продолжительности реанимационных мероприятий бригадами скорой медицинской помощи на месте в пользу расширенной сердечно-легочной реанимации в движении с применением электромеханического устройства для непрямого массажа сердца.
Полный текст
Введение
В последнее десятилетие в мире активно распространяется применение экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) с механической поддержкой кровообращения в комплексе расширенной экстракорпоральной сердечно-легочной реанимации (ЭСЛР). Зарубежная практика проведения ЭСЛР, по данным на октябрь 2022 г., составляет пул из 12 125 взрослых пациентов, среди которых выжили 3684 пациента (30 %), тогда как эффективность расширенной сердечно-легочной реанимации составила лишь 3–9 % [8]. В то же время, в России эта технология недостаточно распространена, опыт применения веноартериальной ЭКМО при остановке кровообращения представлен единичными сообщениями, преимущественно кардиохирургического профиля [1–6], а подробная статистика и регистры в настоящее время не ведутся [https:// xn--j1aeg1d.xn--p1ai/registr/statistika].
В стационарном отделении скорой медицинской помощи Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова в рамках работы Центра по лечению внезапной сердечной смерти проведены 16 ЭСЛР в комплексе расширенной сердечно-легочной реанимации с использованием транспортного устройства у пациентов с внегоспитальной внезапной рефрактерной остановкой кровообращения. Во всех случаях ЭСЛР был использован периферический веноартериальный тип подключения.
Цель – проанализировать результаты ЭСЛР у пациентов с внегоспитальной остановкой кровообращения в стационарном отделении скорой медицинской помощи.
Материал и методы
Провели ретроспективный анализ 16 случаев ЭСЛР пациентам с внегоспитальной, рефрактерной остановкой кровообращения. Эти пациенты были доставлены в Центр по лечению внезапной сердечной смерти бригадами городской станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга. На момент поступления все пациенты находились в состоянии клинической смерти, им проводились расширенные реанимационные мероприятия рефрактерной остановки кровообращения, которые были начаты в догоспитальном и продолжены в стационарном периоде оказания скорой специализированной медицинской помощи. Компрессии грудной клетки обеспечивались посредством работы электромеханического кардиомассажера LUCAS-II до момента запуска ЭКМО, а искусственная вентиляция легких осуществлялась в протективном режиме через интубационную трубку аппаратом «Hamilton С2». В рамках ЭСЛР выполнялась периферическая веноартериальная ЭКМО через бедренные вену и артерию канюлями 21–23 Fr и 17–19 Fr соответственно. В работе были использованы оксигенаторы «Inspire 8 start P» (Sorin) и «Kewei» (Microport).
При определении показаний к ЭСЛР использовали критерии, предложенные Extracorporeal Life Support Organization (ELSO) [https://www.elso.org]:
- наличие свидетеля смерти, начавшего базовую сердечно-легочную реанимацию до приезда машины станции скорой медицинской помощи, или начало расширенной сердечнолегочной реанимации силами бригады скорой медицинской помощи менее чем через 5 мин от момента остановки кровообращения;
- предполагаемое начало ЭКМО менее чем через 60 мин от момента остановки кровообращения;
- транспортировка в стационар с применением электромеханического кардиомассажера;
- сохранная фотореакция зрачков;
- возраст менее 70 лет;
- наличие электрической активности сердца, не обеспечивающей его насосную функцию;
- отсутствие данных о наличии неизлечимых состояний и осложнений (запущенная онкология, тяжелые проявления диабета, наркомании и т.д.), состоявшемся или продолжающемся кровотечении, травматическом генезе остановки кровообращения.
Кроме вышеупомянутых организационных и клинических критериев, оценили уровень лактата в артериальной крови (до марта 2021 г.) менее 8 ммоль/л и EtСО2 (после марта 2021 г.) более 10 мм рт. ст.
ЭСЛР прекращалась при восстановлении самостоятельной сердечной деятельности и отсутствии необходимости в продолжении экстракорпоральной поддержки гемодинамики либо при неэффективности процедуры вследствие технических трудностей (миграция канюли, тромбоз оксигенатора и т.д.), а также при развитии у пациента ранних признаков биологической смерти.
Для статистической обработки полученных данных применяли методы параметрической оценки с помощью коэффициента Стьюдента для несвязанных совокупностей.
Результаты и их анализ
Всех пациентам, которым проводилась ЭСЛР, разделили на 2 группы:
1-я (n = 6) – пациенты, которым удалось разрешить тяжелую сердечно-легочную недостаточность и впоследствии отказаться от ЭКМО; 2-я (n = 10) – пациенты, которым восстановить самостоятельную сердечную деятельность не удалось, несмотря на устранение причины, приведшей к остановке кровообращения.
Строго придерживаться критериев, которые были избраны для подключения данного метода, во всех случаях не удалось (таблица), при этом технология все же применялась в рамках «терапии отчаяния». Полностью все критерии были соблюдены лишь у трех пациентов. Средний возраст в 1-й группе пациентов составил (43,1±6,3) года (5 мужчин, 1 женщина), во 2-й – (46,4±4,9) года (8 мужчин, 2 женщины). Достоверно отличалась (p < 0,05) продолжительность СЛР вне медицинской организации – (50,8±4,2) мин в 1-й группе против (65,6±4,6) мин во 2-й.
При сравнении лабораторных данных в обеих группах пациентов отмечена существенная разница по таким показателям, как тропонин и D-димер. Остальные лабораторные показатели значимых расхождений не имели.
У пациентов 2-й группы с неэффективной ЭСЛР был существенно больше (p < 0,05) уровень тропонина – (1820±164) против (473±180) нг/л у пациентов в 1-й группе и D-димера – (17 566±429) против (13 122±628) мкг/л (FEU). Данный факт может быть обусловлен прогрессированием эндотелиального повреждения с тромбообразованием на микроциркуляторном уровне.
6 попыток подключения ЭКМО оказались безуспешными из-за технических трудностей. У 10 пациентов удалось начать проведение ЭСЛР с обеспечением эффективного газообмена и кровообращения. Возможности транспортировки позволили обеспечить полноценное выполнение пациентам комплекса лечебно-диагностических мероприятий, в том числе, выполнить спиральную компьютерную томографию с контрастированием головы, органов грудной клетки и брюшной полости. Всем этим пациентам удалось осуществить в экстренном порядке коронароангиографию. В 8 случаях выявлено острое поражение коронарного русла, потребовавшее выполнения баллонной ангиопластики и стентирования. После этого пациенты были переведены в отделение реанимации и интенсивной терапии стационара. У 6 больных в течение 1 сут восстановлен эффективный сердечный ритм, всех их удалось отсоединить от ЭКМО.
В последующем 1 пациент после продолжительного лечения был в стабильном состоянии с отсутствием неврологических и когнитивных расстройств переведен в палату специализированного (кардиологического) отделения. В остальных случаях в результате прогрессирования тяжелых полиорганных нарушений по истечении 5 сут была констатирована биологическая смерть.
Из 16 попыток ЭСЛР с применением транспортного аппарата в 62,5 % случаев (10 пациентов) удалось обеспечить проведение полноценных лечебно-диагностических мероприятий, а восстановление эффективного сердечного ритма с последующим отсоединением ЭКМО было достигнуто более чем у 37,5 % пациентов (6 пациентов), что соответствует мировой статистике [7].
Соответствие исследуемой группы критериям для подключения ЭСЛР
Критерий применения | Группа | |
1-я | 2-я | |
Наличие свидетеля смерти | 6 | 10 |
Немедленное начало СЛР свидетелем смерти | 3 | 5 |
Транспортировка в стационар с применением механического устройства для кардиокомпрессий | 5 | 10 |
Время от момента остановки кровообращения до ЭСЛР не более 1 ч | 2 | 1 |
Наличие электрической активности сердца | 4 | 7 |
Уровень лактата в артериальной крови не более 8 ммоль/л | 1 | 3 |
EtCO2 более 10 мм рт. ст. | 6 | 9 |
Сохранные фотореакции | 3 | 4 |
Возраст менее 70 лет | 6 | 10 |
Хочется отметить, что все случаи, когда ЭСЛР применялась в рамках «терапии отчаяния», успехом не увенчались. В настоящее время в отделении строго соблюдаются все критерии подключения технологии для устранения «эмоционального» компонента, принятие решения осуществляется дистанционно.
Обращает на себя внимание необходимость активного обучения населения приемам первой помощи, так как во всех случаях успешного восстановления сердечного ритма при сердечно-легочной реанимации у пациентов она была инициирована реаниматором немедленно на месте происшествия. Выявленное значимое влияние на эффективность ЭСЛР продолжительности реанимационных мероприятий, которое проводилось силами службы скорой медицинской помощи в догоспитальном периоде, свидетельствует о целесообразности пересмотра алгоритма работы выездных бригад с данной группой пациентов в случае широкого внедрения технологии. К сожалению, существующая в настоящее время практика многократных попыток восстановления сердечного ритма на месте, а не в движении, отсутствие в перечне обязательного оснащения автомобилей скорой медицинской помощи класса В и С электромеханических устройств для непрямого массажа сердца практически блокирует возможность распространения ЭСЛР. Об отрицательном влиянии длительной СЛР косвенно говорит значимое увеличение тропонина в группе неэффективного применения технологии, которое, вероятнее всего, связано с более серьезным повреждением сердечной мышцы в результате первичного (коронарного) или вторичного (механического) воздействия, и D-димера, которое может быть следствием прогрессирующего эндотелиального повреждения с тромбообразованием в микроциркуляторном русле, приводящее к необратимому снижению органного кровотока. Часть технических проблем (тромбоз контура, снижение производительности аппарата) также могут быть обусловлены внутрисосудистым свертыванием крови.
Заключение
Технология транспортной экстракорпоральной мембранной оксигенации, применяемая при расширенной экстракорпоральной сердечно-легочной реанимации у пациентов с рефрактерной внегоспитальной остановкой кровообращения, позволяет дополнительно использовать широкий спектр диагностических и лечебных процедур, недоступных при стандартных реанимационных мероприятиях, в том числе, чрескожные коронарные вмешательства. В нашем случае успешное выполнение экстренной коронарографии и стентирование коронарных сосудов в условиях продолжающейся расширенной экстракорпоральной сердечно-легочной реанимации было осуществлено у 50 % пациентов.
Необходимо существенно сокращать продолжительность реанимационных мероприятий бригадами скорой медицинской помощи на месте в пользу расширенной сердечнолегочной реанимации в движении с применением электромеханического устройства для непрямого массажа сердца. Длительность догоспитального периода у пациентов, которым может быть применена расширенная экстракорпоральная сердечно-легочная реанимация, не должна превышать 40 мин. Любое затягивание времени проведения реанимации вне медицинской организации увеличивает объем поврежденного миокарда при непрямом массаже сердца, усиливает гипоксическое поражение, а также приводит к необратимым изменениям во внутренних органах, обусловленных быстро прогрессирующей эндотелиальной дисфункцией с тромбозом микрососудистого русла.
***
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией статьи.
Об авторах
Вадим Михайлович Теплов
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Автор, ответственный за переписку.
Email: vadteplov@mail.ru
доктор. мед. наук, руков. отд. скорой мед. помощи, доц. каф. скорой мед. помощи и хирургии повреждений
Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8Денис Михайлович Прасол
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Email: denis.prasol@gmail.com
зав. стационарного отделения скорой мед. помощи, ассистент каф. скорой мед. помощи и хирургии повреждений
Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8Олег Николаевич Резник
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Email: onreznik@gmail.com
доктор мед. наук, руков. отд. трансплантологии и органного донорства, НИИ хирургии и неотложной медицины
Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8Екатерина Андреевна Цебровская
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Email: tserina@bk.ru
врач стационарного отделения скорой мед. помощи, ассистент каф. скорой мед. помощи и хирургии повреждений
Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8Владимир Владимирович Коломойцев
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Email: 89112441622@yandex.ru
врач стационарного отделения скорой мед. помощи, ассистент каф. скорой мед. помощи и хирургии повреждений
Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8
Никита Дмитриевич Архангельский
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Email: arhanikmd@yandex.ru
врач стационар. отделения скорой мед. помощи, ассистент каф. скорой мед. помощи и хирургии повреждений
Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8Сергей Федорович Багненко
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Email: bagnenko_spb@mail.ru
доктор мед. наук профессор, академик РАН, ректор
Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8Список литературы
- Базылев В.В., Евдокимов М.Е., Пантюхина М.А. Целесообразность включения экстракорпоральной поддержки кровообращения в алгоритм реанимационных мероприятий у кардиохирургических пациентов (клинический пример) // Мед. алфавит. 2020. № 13. С. 48–51.
- Бокерия Л.А., Шаталов К.В., Махалин М.В. [и др.]. Применение экстракорпоральной мембранной оксигенации в сердечно-сосудистой хирургии (15 -летний опыт ФГБУ «НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» РАМН) // Бюл. НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Сердечно-сосудистые заболевания. 2013. Т. 14, № S6. С. 176.
- Осиев А.Г., Байструков В.И., Бирюков А.В. Использование экстракорпоральной мембранной оксигенации при проведении экстренного чрескожного коронарного вмешательства у пациента с острым инфарктом миокарда, осложненным кардиогенным шоком // Междунар. журн. интервенционной кардиологии. 2012. № 30. С. 46–50.
- Попцов В.Н., Спирина Е.А., Еремеева О.А. [и др.]. Четырехлетний опыт применения периферической веноартериальной экстракорпоральной мембранной оксигенации как метода механической поддержки кровообращения // Анестезиология и реаниматология. 2015. Т. 60, № 4S. С. 97.
- Теплов В.М., Комедев С.С., Скворцов А.Е. [и др.]. Первый опыт применения экстракорпоральной мембранной оксигенации в комплексе расширенной сердечно-легочной реанимации в стационарном отделении скорой медицинской помощи // Скорая мед. помощь. 2018. Т. 19, № 1. С. 67–71.
- Шлык И.В., Стрельцова А.А., Теплов В.М. [и др.]. Кардиомиопатия со смешанным фенотипом, ассоциированная с вариантом в гене DSP (клинико-морфологическое наблюдение и обзор сведений литературы) // Рос. кардиол. журн. 2020. Т. 95, № 10. C. 195–204. doi: 10.15829/1560-4071-2020-4102.
- Cave D.M., Gazmuri R.J., Otto C.W. [et al.]. Part 7: CPR Techniques and Devices 2010 American Heart Association Guidelines for cardiopulmonary resuscitation and emergency cardiovascular care // Circulation. 2010. Vol. 22. P. 720–728. doi: 10.1161/CIRCULATIONAHA.110.970970.
- Singer B., Reynolds J.C., Lockey D.J., O’Brien B. Pre-hospital extra-corporeal cardiopulmonary resuscitation // Scand. J. Trauma Resusc. Emerg. Med. 2018. Vol. 26, N 1. P. 21. doi: 10.1186/s13049-018-0489-y.
Дополнительные файлы
