Cross-institutional provision of medical care to social emergency casualties
- Authors: Avitisov P.V.1, Zolotukhin A.V.1, Dzutsev A.H.1
-
Affiliations:
- The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia
- Issue: No 4 (2023)
- Pages: 18-24
- Section: Медицинские проблемы
- URL: https://journal-vniispk.ru/1995-4441/article/view/271147
- DOI: https://doi.org/10.25016/2541-7487-2023-0-4-18-24
- ID: 271147
Cite item
Full Text
Abstract
Introduction. Current advances in war-waging strategies have imposed new demands on public medical care and civil defense forces amid social emergency settings. Elimination of medical and sanitary consequences of emergencies compels to explore new horizons in order to develop advanced approaches and strategies of medical care provided to victims at all stages of medical evacuation among affected population, emergency rescue personnel of various departmental affiliations, including military personnel of military rescue formations.
The objective is to share the experience of cross-departmental medical forces providing medical care to victims amid disrupted and non-functional healthcare services due to biological and social emergency of regional scale.
Results and analysis. The paper describes experience of medical aid efforts in the newly incorporated regions of Russia, suggesting a cross-institutional strategy of dedicated medical care provision to the population and military rescue personnel amid social emergency settings.
Conclusion. Deployment of cross-institutional medical forces allows to reinforce the capacities of regular medical organizations in emergency areas, whereas advanced diagnostic, treatment and medical evacuation technologies allow to stabilize the condition of victims to carry out evacuation “as intended” within most optimal timeframes.
Keywords
Full Text
Введение
Современная система медицинского обеспечения пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) различного характера формируется в зависимости от политических, социально-экономических и пр., в том числе, межгосударственных отношений и условий деятельности органов управления здравоохранением на федеральном и региональном уровнях.
В настоящее время противодействие ведется во всех сферах безопасности государства, что отражается в классификации современных войн (рис. 1).
Рис. 1. Современные типы войн и вооруженных конфликтов (адаптировано по [6]).
Межгосударственное противодействие в виде «гибридных войн» может происходить в следующих формах [5, 8]:
- информационных операций, проводимых для воздействия на органы государственного и военного управления противника для введения его в заблуждение, нарушения обмена данными и провоцирования на принятие выгодных для себя решений;
- кибернетических атак на государственную и коммерческую инфраструктуры с целью выведения работы критически важных объектов противника, а также получения несанкционированного доступа к «чувствительной» информации»;
- протестных акций оппозиционных движений, деструктивных действий «агентов влияния», введенных в структуры местной власти и поддерживающих курс на самоопределение территории;
- психологических операций, направленных на подавление морально-психологического состояния населения и боевого духа личного состава военнослужащих, создание в обществе атмосферы недоверия и формирование мотивации к деструктивным действиям;
- экономического эмбарго, прекращение инвестиций, поставок энергоносителей, блокирование энергооборота в отношении государств, создающих препятствия для достижения целей «гибридных войн»;
- военных конфликтов и диверсионных действий, осуществляемых сепаратистскими силами и террористическими структурами, а также специальными воинскими формированиями без опознавательных знаков их государственной принадлежности;
- ведения скрытой биологической войны с применением возбудителей-химер, иных биологических агентов, модифицирующих ДНК человека. Результатами указанного воздействия на недружественное государство могут стать «спонтанная» эпидемическая вспышка «новой» инфекции, «идиопатический» рост онкологической заболеваемости, снижение рождаемости.
Задача противоборствующих государств состоит в ослаблении противника не только в военной области, но и во всех сферах жизнедеятельности, в том числе, в снижении качества и доступности медицинской помощи [9], осложнении санитарно-эпидемиологической обстановки [7]. Желаемым эффектом является провоцирование недовольства вследствие снижения жизненного уровня, создание в стране политической и экономической нестабильности, что может вызвать смену режима и приход к власти коллаборационистов.
Кроме того, в условиях ведения гибридных войн мероприятия по защите населения и гражданской обороны (ГО) носят ситуативный характер в соответствии со складывающейся обстановкой. Для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от или вследствие военных действий, применяются медицинские силы как государственного здравоохранения, так и ведомственные медицинские силы, сводимые в «группировки сил» на наиболее значимые маршруты медицинской эвакуации и направления потоков раненых и пораженных. Решение на создание группировки медицинских сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО на территории региона определяется руководителем субъекта России в тесном взаимодействии с органами военного командования. До начала известных событий мероприятия по защите населения в условиях военного времени трактовались Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023 г.) «О военном положении», который определял мероприятия ГО и порядок привлечения граждан к ликвидации последствий применения оружия, восстановления поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями в составе специальных формирований.
Ввиду проведения специальной военной операции, необходимо установить правовой режим на территориях Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), в Запорожской и Херсонской областях, а также в смежных районах.
В соответствии с Указом Президента России от 19.10.2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756»:
- на вновь присоединенных территориях (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) вводится максимальный уровень реагирования, в рамках которого должностные лица осуществляют мероприятия в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»;
- в смежных регионах (Республика Крым, Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Ростовская области и г. Севастополь) вводится средний уровень реагирования и проводятся мобилизационные мероприятия в сфере экономики, по территориальной обороне, ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных сил России, других войск и воинских формирований и нужд населения. Осуществляются временное отселение жителей в безопасные районы, введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи и др.;
- в остальных субъектах России, входящих в Центральный федеральный округ (ЦФО) и Южный федеральный округ (ЮФО), вводится режим повышенной готовности. Органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о проведении отдельных мероприятий по территориальной обороне, ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
- на других территориях субъектов России вводится уровень базовой готовности по проведению необходимых мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Цель – представить опыт применения разноведомственных медицинских сил и средств в ходе оказания медицинской помощи пострадавшим в условиях нарушения функционирования системы здравоохранения территориального уровня в зоне ЧС социального характера.
Материал и методы
В очаге ЧС и зоне проведения специальной военной операции, а также в смежных регионах образуются потоки раненых, больных и пораженных военнослужащих и гражданского населения на фоне разрушения инфраструктуры территориальной системы здравоохранения.
Данное обстоятельство приводит к необходимости оказания медицинской помощи раненым, больным и пораженным, в том числе, в различных зданиях и сооружениях (приспособленных помещениях).
Возможным решением восстановления потенциала лечебно-эвакуационного обеспечения в зонах ведения специальных боевых действий является применение подвижных медицинских формирований сводных медицинских отрядов (СМО), например, из федеральных округов России: Приволжского (ПФО), Сибирского (СибФО), Северо-Кавказского (СКФО), Уральского (УрФО), ЦФО и ЮФО (рис. 2).
Рис. 2. Схема размещения СМО разных ведомств на путях медицинской эвакуации.
Приданные к функционирующим медицинским стационарам гражданского здравоохранения подвижные медицинские формирования, интегрируясь, используются как приемно- сортировочные и эвакуационные отделения. Наиболее эффективным решением, позволяющим объединить разноведомственные силы здравоохранения в условиях возникновения массовых санитарных потерь на линии соприкосновения и в очагах поражения в населенных пунктах, является объединение медицинских учреждений и формирований в единый лечебно-диагностический комплекс на наиболее сложных лечебно-эвакуационных направлениях.
Данное организационное построение позволяет приблизить оказание специализированной, в том числе, медицинской высокотехнологичной помощи 2-го уровня. Смысл восстановления потенциала территориального здравоохранения – лечение гражданского населения на месте – снижение нагрузки на госпитали (окружные, центральные) по военнослужащим.
Основной упор при медицинской эвакуации раненых, больных и пораженных из зоны специальной военной операции и вновь присоединенных областей был сделан на автомобильный транспорт в связи с возможностью поражения авиационной техники зенитно- ракетными комплексами ближнего и среднего радиуса действия.
Таким образом, ситуационно формируется трехэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения населения и личного состава спасательных воинских формирований (рис. 3).
Рис. 3. Схема формирования лечебно-эвакуационного направления при возникновении очага санитарных потерь. УБ – участковая больница; ЦРБ – центральная районная больница; РБ – республиканская больница; ЦВГ – центральный военный госпиталь; ГВКГ – главный военный клинический госпиталь; ОблКБ – областная клиническая больница; РесКБ – республиканская клиническая больница.
Объединение медицинских сил Минздрава ДНР, Минобороны России и Минздрава России позволило эффективно оказывать медицинскую помощь как военнослужащим, так и гражданскому населению. В настоящее время система лечебно-эвакуационного обеспечения в зоне специальной военной операции выглядит следующим образом: выделяется базовое медицинское учреждение, которое обеспечивается медицинским персоналом и оборудованием Минздрава России. За указанным медицинским учреждением закрепляются полоса «боевого соприкосновения» и лечебно-эвакуационного направления для военнослужащих, а также жилые районы, где возможны очаги поражения вследствие ракетно-артиллерийских ударов. При этом формируются два условных входящих потока из пострадавших – мирного населения и военнослужащих.
Больница усиливается персоналом медицинского отряда специального назначения (МОСН) медицинской службы Вооруженных сил России для военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, и СМО, формируемым медицинским персоналом медицинских учреждений Минздрава России для мирного населения.
Маршрутизация потоков обеспечивается ведомственными силами по назначению. От места поражения эвакуация осуществляется санитарными автомобилями и попутным транспортом, затем на безопасном удалении реанимобилями организаций Минздрава России до учреждений 2-го уровня.
Результаты и их анализ
Мобильные реанимационные бригады Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), службы медицины катастроф усиливают возможности станций скорой медицинской помощи при осуществлении медицинской эвакуации на длинном плече эвакуации для тяжелых больных и пораженных.
С точки зрения технологии оказания медицинской помощи, в полной мере зарекомендовала себя позволившая снизить летальность методика «контроля повреждений», которая сводится к следующему.
1-й этап – проводится в базовой медицинской организации, усиленной медицинскими формированиями различной ведомственной принадлежности:
- гемостаз всех обнаруженных кровотечений посредством перевязки сосудов, их клипирования, тампонады гемостатиками, установки временных протезов;
- удаление нежизнеспособных или критически поврежденных органов (почка, селезенка, участки кишечника);
- стоматизация, выведение на переднюю брюшную стенку участков кишечника, общего желчного протока, мочеточника с целью недопущения развития перитонита;
- трепанация черепа с целью недопущения вклинения ствола головного мозга;
- дренирование плевральной полости;
- фиксация костных отломков при огнестрельных переломах с помощью полевого набора остеосинтеза.
2-й этап – осуществляется в реанимационном отделении:
- восполнение объема циркулирующей крови;
- нормализация кислотно-основного состояния организма;
- нормализация реологических свойств крови, борьба с коагулопатией.
При стабилизации состояния – медицинская эвакуация с помощью реанимобилей, модулей медицинских самолетных (вертолетных) в специализированный стационар для оказания специализированной, в том числе, высокотехнологичной помощи.
3-й этап – проводится в специализированном стационаре:
- реконструктивная, безопасная окончательная операция с возможной пересадкой внутренних органов;
- специализированное лечение до окончательных исходов.
4-й этап – реабилитация для максимального восстановления функций раненых и больных.
В связи с формированием спасательных центров на вновь присоединенных территориях для выполнения задач по предназначению в рамках мероприятий РСЧС и ГО в очагах поражения и в связи с неудовлетворительной транспортной доступностью пунктов сбора пострадавших, развертываемых в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, нами предлагается создать при штате медицинской службы спасательного центра «Группу медицинского усиления» с введением должностей военнослужащих:
- начальник группы медицинского усиления, врач-хирург;
- врач-хирург (+ специализация по травматологии);
- врач-анестезиолог-реаниматолог;
- врач-терапевт-токсиколог (+ специализация по инфекционным болезням);
- фельдшер;
- 2 операционные сестры;
- медицинская сестра-анестезистка;
- 4 медицинские сестры.
Внести в штат центра, согласно табелю оснащения, автоперевязочную на базе автомобиля КАМАЗ, комплекты укладок медицинского оборудования, оснащения, инструментов и лекарственных средств.
Установить мобилизационные задания для подвижных медицинских госпиталей (ПМГ), аэромобильных госпиталей, выездных госпиталей ФМБА, ПМГ Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им А.М. Никифорова МЧС России, так как при объявлении мобилизации этот персонал убывает в войска и теряется работоспособность формирований.
Заключение
Использование сводных медицинских отрядов для усиления базовых медицинских организаций в районах ЧС, современных технологий диагностики, лечения, медицинской эвакуации позволяет стабилизировать состояние раненых и проводить их «эвакуацию по предназначению» в оптимальные сроки.
Для этого предлагаем внести необходимые изменения в нормативные документы по планированию мероприятий гражданской обороны.
About the authors
Pavel V. Avitisov
The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia
Author for correspondence.
Email: avitisov@mail.ru
Dr. Med. Sci. Prof., Head of the department of medico-biological and ecological protection
Russian Federation, 1А, Sokolovskaya Str., Novogorsk microdistrict, Khimki, Moscow region, 141435Andrey V. Zolotukhin
The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia
Email: a.zolotukhin@amchs.ru
PhD Med. Sci., Associate Prof. of the department of medico-biological and ecological protection
Russian Federation, 1А, Sokolovskaya Str., Novogorsk microdistrict, Khimki, Moscow region, 141435Alik H. Dzutsev
The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia
Email: a.dzucev@amchs.ru
Senior lecturer of the department of medico-biological and ecological protection
Russian Federation, 1А, Sokolovskaya Str., Novogorsk microdistrict, Khimki, Moscow region, 141435References
- Avitisov P.V., Gasanov Sh.M. Analiz vozmozhnostei territorial’nogo zdravookhraneniya v okazanii meditsinskoi pomoshchi porazhennym v usloviyakh vooruzhennogo konflikta [The analysis of possibilities of system regional healthcare in the provision of medical care of the affected in situations of armed conflict]. Nauchnye i obrazovatel’nye problemy grazhdanskoi zashchity [Scientific and educational problems of civil protection]. 2019; (3):38–50. (In Russ.)
- Avitisov P.V., Lobanov A.I., Gaifullina O.V. K sozdaniyu sistemy meditsinskogo obespecheniya naseleniya v ugrozhaemyi period [To create a system of medical support for the population during a period of threat]. Voenno-meditsinskii zhurnal [Military medical journal]. 2004; (3):55–59. (In Russ.)
- Berelavichus V.Yu., Cheplyaev A.A. Ekstrennaya pereprofilizatsiya otdelenii polevogo mnogoprofil’nogo gospitalya VTsMK «Zashchita» v sluchae massovogo odnomomentnogo postupleniya ranenykh s ognestrel’nymi i minno-vzryvnymi travmami v gorode Groznom (mart 2000 g.) [Emergency repurposing of departments of the field multidisciplinary hospital of ACDM “Zashchita” in the event of a massive simultaneous admission of wounded with gunshot and mine-explosive injuries in Grozny (March 2000)]. Meditsina katastrof [Disaster medicine]. 2000; (4):39–41. (In Russ.)
- Berezhnoy E.S., Golovchits V.N. Printsipy aviatsionnogo obespecheniya spasatel’no-evakuatsionnykh rabot pri likvidatsii posledstvii katastrof [Principles of Aviation Support for Rescue and Evacuation Work of Liquidation of Consequences of Disasters]. Voenno-meditsinskii zhurnal [Military medical journal]. 1993; (1):10–13. (In Russ.)
- Voloshin V.G., Danilenko A.I. Gibridnye voiny. Istoriya i sovremennost’ [Hybrid war. History and modernity]. Spetsial’naya tekhnika i tekhnologii transporta [Special equipment and transport technologies]. 2019; (1):158–162. (In Russ.)
- Goncharov S.F., Bobii B.V. Meditsinskoe obespechenie naseleniya pri vooruzhennykh konfliktakh [Medical provision of the population during armed conflicts]. Moscow. 2017. 123 p.
- Konyshev I.S. Gibridnye voiny: mediko-gigienicheskie i epidemiologicheskie aspekty, rol’ i mesto informatsionnykh tekhnologii [Hybrid warfare: medical-hygienic and epidemiological aspects, the role and place of information technologies]. Voennaya mysl’ [Voennaya mysl’]. 2016; (11):29–36. (In Russ.)
- Kopichev O.A., Nikolaev A.E. Sovremennye voiny: analiz tendentsii razvitiya mezhgosudarstvennogo protivoborstva, klassifikatsiya form i sposobov bor’by, formirovanie priznakov i kriteriev voennogo konflikta [Modern wars: analysis of trends in the development of interstate confrontation, classification forms and methods of struggle, formation of signs and criteria of military conflict]. Sistemy upravleniya, svyazi i bezopasnosti [Systems of control, communication and security]. 2021; (1):1–32. DOI: 10. 24411/2410-9916-2021-10101. (In Russ.)
- Kul’nev S.V., Krainyukov P.E., Tolstosheev V.N., Lemeshkin R.N., Shamrei V.K. Organizatsiya okhrany zdorov’ya voennosluzhashchikh pri otrazhenii sovremennykh ugroz bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Organization of health protection of military personnel in the response of modern threats to the security of the Russian Federation]. Meditsinskii vestnik MVD [MIA Medical Bulletin]. 2023; 122(1)58–66. doi: 10.52341/20738080_2023_122_1_58. (In Russ.)
- Lobanov A.I. Organizatsiya meditsinskogo obespecheniya gumanitarnoi operatsii v Yuzhnoi Osetii [Organization of medical support in the course of humanitarian operation in South Ossetia]. Nauchnye i obrazovatel’nye problemy grazhdanskoi zashchity [Scientific and educational problems of civil protection]. 2010; (2):46–49. (In Russ.)
- Ertukhanov M-Sh.S. Organizatsiya neotlozhnoi khirurgicheskoi pomoshchi mirnomu naseleniyu v gorodskoi bol’nitse v zone vooruzhennogo konflikta [Organization of emergency surgical care for civilians in a city hospital in an armed conflict zone]: Abstract dissertation PhD Med. Sci. Moscow. 2005. 29 p. (In Russ.)
Supplementary files
