Introduction to the special section “Entrepreneurship: contexts and horizons”

封面

如何引用文章

全文:

全文:

В этом специальном разделе журнала переосмысливаются некоторые современные тенденции в области предпринимательства и посвященной данной тематике литературы. Рассматривается также ряд вызовов, существенно изменивших социально-экономический контекст предпринимательства во всем мире и, как следствие, сформировавших новую повестку научных исследований.

Начало 2020-х гг. ознаменовалось вспышкой пандемии COVID-19, в ответ на которую правительства приняли ряд драматичных мер, в частности ввели различные ограничения и запреты на многие виды бизнеса. Однако для некоторых предпринимателей установленные барьеры стали стимулом к поиску новых ниш и возможностей. Насколько значительным оказался совокупный эффект пандемии в отношении предпринимательства?

В открывающей раздел журнала статье Ондржея Двулеты (Ondřej Dvouletý) на основе имеющихся статистических данных показано, что в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — в Чехии, Венгрии, Польше и Словакии, предпринимательство после COVID-19 быстро восстанавливается и значимых признаков спада не наблюдается. По данным Евростата, большинство соответствующих показателей даже выросли по сравнению с допандемийным периодом. Более того, в некоторых отраслях COVID-19 стимулировал рост, прежде всего в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Возможной причиной стала необходимость «переключения» экономической и социальной жизни в онлайновый режим. По мнению автора, внешние шоки следует рассматривать не только как «черных лебедей», но и как источник новых предпринимательских возможностей.

В частности, пандемия стимулировала использование цифровых процессов и технологий в компаниях. Это центральный момент статьи Ласло Щерба (László Szerb), Энико Циглера (Enikő Czigler) и Гергея Золтана Хорвата (Gergely Zoltán Horváth). В ее основе лежит методология расчета Индекса экосистемы цифрового предпринимательства (ЭЦП) (Szerb et al., 2021). Авторы сравнивают уровень развития экосистем цифрового предпринимательства в бывших социалистических странах ЦВЕ. Отмечается возможная роль социалистического наследия в цифровизации предпринимательской деятельности в странах с переходной экономикой. Анализ имеющихся данных показал, что в целом европейские государства занимают достойные позиции среди 170 обследованных экономик.

Однако страны ЦВЕ не являются лидерами в данной области. По уровню развития ЭЦП они близки к группе государств Южной Европы. Более того, бывшие советские республики и не входящие в ЕС балканские страны близки друг к другу по данному показателю. В качестве кейса более детально рассмотрен профиль ЭЦП России. Расчеты, выполненные по четырем субиндексам, 12 направлениям и 24 переменным, отражают скромные позиции страны в отношении развития ЭЦП.

В целом, на основе анализа по бывшим социалистическим странам ЦВЕ авторы пришли к выводу, что значительный разброс значений индекса ЭЦП объясняется скорее экономическими тенденциями последних лет, чем наследием социалистической экономики. Таким образом, спустя более 30 лет после начала системных преобразований, при оценке уровня развития и эффективности экосистем предпринимательства рассматриваемых стран следует учитывать только особенности их переходного периода и институциональные ловушки соответствующих траекторий развития.

Необходимым аспектом цифровизации предпринимательства и создания новых инновационных компаний во всех случаях являются участие университетов и инновационная деятельность последних. Этим вопросам посвящена статья Ольги Белоусовой, Аарда Груна (Aard Groen) и Анастасии Суторминой. В ее фокусе находится ключевой аспект предпринимательского университета — академическое предпринимательство. Его развитие является длительным процессом и предполагает серьезные перемены. Анализируются три основные характеристики университетского предпринимательства — содержание, процесс и контекст с учетом таких параметров, как предварительное планирование, осмысление, инклюзивность и реагирование. Приводятся примеры академического предпринимательства в различных институциональных контекстах и с участием многих субъектов, обсуждаются перспективы дальнейших исследований рассматриваемого феномена. По мнению авторов, предпринимательский путь каждого университета уникален, поскольку реализуется в различных внутренних и внешних контекстах, следовательно, предложить универсальный способ развития академического предпринимательства невозможно. Каждому университету необходимо разрабатывать и реализовывать собственную предпринимательскую стратегию.

Последняя статья раздела, подготовленная Екатериной Козаченко, Александром Чепуренко и Галиной Широковой, посвящена системному анализу исследований предпринимательства в России за последние 30 лет. Представлен обзор публикаций о российском предпринимательстве в ведущих российских академических журналах в 1991–2023 гг. Выявлены достижения и пробелы российских исследований и методологические вопросы, которые предстоит решать. Указаны наиболее популярные темы, важнейшие результаты теоретического осмысления предпринимательства в России, а также ряд недостатков и противоречий исследовательских программ и эмпирических методов по сравнению с современными публикациями в международных журналах. На основе полученных выводов авторы предлагают использовать для изучения российского предпринимательства «двойной смешанный подход», т. е. в ходе анализа системных изменений учитывать соответствующий макро-, мезо- и микроконтекст и его динамику во времени. Предлагается переосмыслить стандартные определения и концепты теории предпринимательства с учетом российского контекста, а также разрабатывать новые теории среднего уровня на основе исследования уникальных феноменов и институтов российской бизнес-среды.

×

作者简介

Alexander Chepurenko

National Research University Higher School of Economics

编辑信件的主要联系方式.
Email: achepurenko@hse.ru

профессор, департамент социологии, факультет социальных наук

俄罗斯联邦, 101990, Moscow

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».