Трансформация ценности в инновационных бизнес-моделях: пример фармацевтической индустрии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Создание и развитие инновационных бизнес-моделей (БМ) — один из ключевых факторов успеха бизнеса. Современные сложные вызовы стимулируют поиск новых БМ на различных рынках. Особое значение приобретает цифровая составляющая, вклад которой рассмотрен на примере инновационных стратегий фармацевтической компании. Продемонстрированы процессы разработки и внедрения инновационных БМ в практику соответствующего сектора, который проходит ускоренную цифровую трансформацию в поиске новых источников ценности и преодоления текущего кризиса. Рассматриваемый кейс отражает элементы, этапы и логику развития инновационных БМ. Исследование охватывает рынки шести стран, представляющих различные системы и механизмы создания ценности. Показаны эффективные способы применения технологических инноваций с привлечением управленческих инструментов и выстраивания их в целостную систему с учетом потребностей ключевых участников цепочки создания ценности.

Об авторах

Денис Климанов

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: dklimanov@hse.ru

Ольга Третьяк

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: otretyak@hse.ru

Ури Горен

Teva Pharmaceuticals

Email: uri.goren@teva.co.il
5 Basel St. Petach Tikva 49131, Israel

Тимоти Уайт

Teva Pharmaceuticals

Email: timothy.white@tevaeu.com
Piet Heinkade 107, 1019 GM Amsterdam, Netherlands

Список литературы

  1. Amit R., Zott C. (2012) Creating value through business model innovation. MIT Sloan Management Review, 53(3), 41-49.
  2. Arora P. (2019) The next billion users: Digital life beyond the West, Cambridge, MA: Harvard University Press.
  3. Chakravorti B., Bhalla A., Chaturvedi R. (2017). 60 Countries' Digital Competitiveness, Indexed. Harvard Business Review, July 2017. https://hbr.org/2017/07/60-countries-digital-competitiveness-indexed, дата обращения 08.07.2021.
  4. Chakravorti B., Chaturvedi R.S. (2018) Digital Planet 2017: How Competitiveness and Trust in Digital Economies Vary Across the World, Medford, MA: Tufts University. https://sites.tufts.edu/digitalplanet/dei17/, дата обращения 08.07.2021.
  5. Chesbrough H. (2007) Business model innovation: It's not just about technology anymore. Strategy and Leadership, 35(6), 12-17. DOI: https://doi.org/10.1108/10878570710833714
  6. Chesbrough H., Rosenbloom R.S. (2002) The role of the business model in capturing value from innovation: Evidence from Xerox Corporation's technology spin?off companies. Industrial and Corporate Change, 11(3), 529-555. DOI: https://doi.org/10.1093/icc/11.3.529
  7. Cowan L. (2020) COVID-19: Time to revisit customer segmentation (Cicero White Paper), Washington, D.C.: Cicero. https://cicerogroup.com/covid-19-time-to-revisit-customer-segmentation/, дата обращения 08.07.2021.
  8. Dabbs G., Rickwood S., Smith A., Wooden C. (2018) Channel preference versus promotional reality (IQVIA White Paper), Durham, NC: IQVIA. https://www.iqvia.com/-/media/iqvia/pdfs/library/white-papers/channel-preference-versus-promotional-reality.pdf, дата обращения 08.07.2021.
  9. Ehret M., Kashyap V., Wirtz J. (eds.) (2013) Business models: Impact on business markets and opportunities for marketing research. Industrial Marketing Management, 42(5), 649-655. DOI: https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2013.06.003
  10. Evans S., Vladimirova D., Holgado M., Van Fossen K., Yang M., Silva E.A., Barlow C.Y. (2017) Business model innovation for sustainability: Towards a unified perspective for creation of sustainable business models. Business Strategy and the Environment, 26(5), 597-608. DOI: https://doi.org/10.1002/bse.1939
  11. Feldman O. (2018) Global views on healthcare - 2018: What does the world think about healthcare?, Washington, D.C.: IPSOS Global Advisor. https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2018-08/node-455221-455431.zip, дата обращения 08.07.2021.
  12. Flavian C., Ibanez-Sanchez S., Orus C. (2019) The impact of virtual, augmented and mixed reality technologies on the customer experience. Journal of Business Research, 100, 547-560. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2018.10.050
  13. Foss N.J., Saebi T. (2017) Fifteen years of research on business model innovation: How far have we come, and where should we go? Journal of Management, 43(1), 200-227. https://doi.org/10.1177%2F0149206316675927.
  14. Gatignon H., Lecocq X., Pauwels K., Sorescu A. (2017) A marketing perspective on business models Academy of Marketing Science, 7(3-4), 85-89. DOI: https://doi.org/10.1007/s13162-017-0108-5
  15. Grosch B., Gupta A., Lucke J., Voller S. (2014) Breaking through the noise: Pharmaceutical multichannel marketing in a digital world, Boston, MA: Boston Consulting Group.
  16. Hynes N., Elwell A.D. (2016) The role of inter-organizational networks in enabling or delaying disruptive innovation: A case study of mVoIP. Journal of Business and Industrial Marketing, 31(6), 722-731. DOI: https://doi.org/10.1108/JBIM-10-2012-0168
  17. Keen P., Qureshi S. (2006) Organizational transformation through business models: A framework for business model design. Paper presented at the 39th Annual Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS'06) 4-7 January 2006, Kauai, HI, USA. DOI: https://doi.org/10.1109/HICSS.2006.376
  18. Kemp S. (2019) Digital 2019: Global internet use accelerates, London: We Are Social. https://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-global-internet-use-accelerates, дата обращения 08.07.2021.
  19. King A., Mcdermott J., Kulkarni A., Bansal N. (2020) Reflecting and reframing: Assessing the impact of COVID-19 on strategic plans & programs and paving the path forward, Washington, D.C.: IPSOS Global Advisor. https://www.ipsos.com/sites/default/files/ipsos-research-opportunities-for-reframing-plans-against-covid.pdf, дата обращения 08.07.2021.
  20. Klimanov D., Tretyak O. (2014) Business Models: Major Research Directions and Search of Conceptual Foundations. Russian Management Journal, 12(3), 107-130 (in Russ.).
  21. Klimanov D., Tretyak O. (2019) Linking business model research and marketing: New network-based approach to business model analysis. Journal of Business and Industrial Marketing, 34(1), 117-136. DOI: https://doi.org/10.1108/JBIM-12-2017-0330
  22. Klimanov D., Tretyak O., Goren U., White T. (2021) Transformation of Value in Innovative Business Models: The Case of Pharmaceutical Market. Foresight and STI Governance, 15(3), 52-65. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2021.3.52.65
  23. Kushwaha T., Shankar V. (2013) Are multichannel customers really more valuable? The moderating role of product category characteristics. Journal of Marketing, 77(4), 67-85. https://doi.org/10.1509%2Fjm.11.0297.
  24. Leischnig A., Ivens B.S., Kammerlander N. (2017) A new conceptual lens for marketing: A configurational perspective based on the business model concept. AMS Review, 7(3-4), 138-153. DOI: https://doi.org/10.1007/s13162-017-0107-6
  25. Lindgren P., Taran Y., Boer H. (2010) From single firm to network-based business model innovation. International Journal of Entrepreneurship and Innovation Management, 12(2), 122-137.
  26. Mukherjee A., McGinnis J. (2007) E-healthcare: An analysis of key themes in research. International Journal of Pharmaceutical and Healthcare Marketing, 1(4), 349-363. DOI: https://doi.org/10.1108/17506120710840170
  27. Nenonen S., Storbacka K. (2010) Business model design: Conceptualizing network value co-creation. International Journal of Quality and Service Sciences, 2(1), 43-59. DOI: https://doi.org/10.1108/17566691011026595
  28. Palo T., Tahtinen J. (2013) Networked business model development for emerging technology-based services. Industrial Marketing Management, 42(5), 773-782. DOI: https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2013.05.015
  29. Rangaswamy A., Van Bruggen G.H. (2005) Opportunities and challenges in multichannel marketing: An introduction to the special issue. Journal of Interactive Marketing, 19(2), 5-11. DOI: https://doi.org/10.1002/dir.20037
  30. Rickwood S. (2020) Rising to the challenge: Five key focus areas for life sciences during and after COVID-19 pandemic, Durham, NC: IQVIA. https://www.iqvia.com/library/white-papers/rising-to-the-challenge, дата обращения 08.07.2021.
  31. Robertson T.S. (2017) Business model innovation: A marketing ecosystem view. AMS Review, 7(3-4), 90-100. DOI: https://doi.org/10.1007/s13162-017-0101-z
  32. Ronte H., Taylor K., Haughey J. (2018) Medtech and internet of medical things: How connected medical devices are transforming healthcare, London: Deloitte Centre for Health Solutions.
  33. Rust R.T. (2020) The future of marketing. International Journal of Research in Marketing, 37(1), 15-26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijresmar.2019.08.002
  34. Schneider S., Spieth P. (2013) Business model innovation: Towards an integrated future research agenda. International Journal of Innovation Management, 17(1), 1-34. DOI: https://doi.org/10.1142/S136391961340001X
  35. Sharma A., Mehrotra A. (2007) Choosing an optimal channel mix in multichannel environments. Industrial Marketing Management, 36(1), 21-28. DOI: https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2006.06.012
  36. Standish J., Bossi M. (2020) How will COVID-19 change the retail consumer?, Dublin: Accenture. https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-126/Accenture-COVID-19-Retail-Consumer-Resarch-Wave-Four-POV.pdf, дата обращения 14.06.2021.
  37. Teece D.J. (2010) Business models, business strategy and innovation. Long Range Planning, 43(2-3), 172-194. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lrp.2009.07.003
  38. Velu C. (2016) Evolutionary or revolutionary business model innovation through coopetition? The role of dominance in network markets. Industrial Marketing Management, 53, 124-135. DOI: https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2015.11.007
  39. Yang M., Evans S., Vladimirova D., Rana P. (2017) Value uncaptured perspective for sustainable business model innovation. Journal of Cleaner Production, 140, 1794-1800. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2016.07.102

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».