После пандемии: перспективы и вызовы предпринимательству

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Глобальный кризис, спровоцированный пандемией COVID-19, фундаментальным образом трансформировал деятельность отдельных компаний и целых отраслей, оценить долгосрочность последствий для которых пока невозможно. Станут ли эти изменения устойчивыми и сформируют ли деловую среду, в которой отраслевые стимулы — вынуждающие функции (forcing functions) — порождают новые бизнес-возможности? Трансформация предпринимательской практики проанализирована на материале возникшей в ответ на пандемию бесконтактной экономики (low-touch economy). Ее характеристики и особенности рассмотрены на примере тех стимулов, которые уже привели к улучшению условий ведения бизнеса. Эффекты пандемии во многом сходны с традиционными рыночными сигналами, связанными с появлением подрывных технологий, с той разницей, что COVID-19 в равной мере затрагивает все отрасли, т.е. более фундаментален по своим результатам. Кризис, пришедшийся на момент подъема новой шумпетерианской волны (Индустрии 4.0), ускорил распространение ее наиболее значимых черт и характеристик — предвестников (harbingers). Предлагаемая исследовательская и практическая оптика позволяет объективно оценить вероятную продолжительность текущего кризисаи мас­штабы его последствий.

Об авторах

Ольга Белоусова

Гронингенский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: o.belousova@rug.nl
Kadijk 4, 9747 AT Groningen, The Netherlands

Стивен Уолш

Университет Нью-Мексико

Email: walsh@unm.edu
618 Cedar Hill Rd. NE, Albuquerque, NM - 87122, United States

Аард Грун

Гронингенский университет

Email: a.j.groen@rug.nl
Kadijk 4, 9747 AT Groningen, The Netherlands

Список литературы

  1. Agnew J., Entrikin J.N. (2004) The Marshall plan today: Model and metaphor, London, New York: Routlege.
  2. Ahuja A.S., Reddy V.P., Marques O. (2020) Artificial intelligence and COVID-19: A multidisciplinary approach. Integrative Medicine Research, 9(3), 100434. DOI: https://doi.org/10.1016/j.imr.2020.100434
  3. Aitkin D., Kahan M., Barnes S. (1970) What happened to the depression generation? Labour History, 17, 174-181.
  4. Alam F., Almaghthawi A., Katib I., Albeshri A., Mehmood R. (2021) iResponse: An AI and IoT-enabled framework for autonomous COVID-19 pandemic management. Sustainability, 13(7), 3797. DOI: https://doi.org/10.3390/su13073797
  5. Aliasghar O., Sadeghi A., Rose E.L. (2020) Process innovation in small- and medium-sized enterprises: The critical roles of external knowledge sourcing and absorptive capacity. Journal of Small Business Management, 1-28. DOI: https://doi.org/10.1080/00472778.2020.1844491
  6. Anker T.B. (2021) At the boundary: Post-COVID agenda for business and management research in Europe and beyond. European Management Journal, 39 (2), 171-178. DOI: https://doi.org/10.1016/j.emj.2021.01.003
  7. Baekkeskov E. (2016) Same threat, different responses: Experts steering politicians and stakeholders in 2009 H1N1 vaccination policy-making. Public Administration, 94(2), 299-315. DOI: https://doi.org/10.1111/padm.12244
  8. Belhouideg S. (2020) Impact of 3D printed medical equipment on the management of the Covid19 pandemic. The International Journal of Health Planning and Management, 35(5), 1014-1022. DOI: https://doi.org/10.1002/hpm.3009
  9. Beliaeva T., Shirokova G., Wales W., Gafforova E. (2020) Benefiting from economic crisis? Strategic orientation effects, trade-offs, and configurations with resource availability on SME performance. International Entrepreneurship and Management Journal, 16, 165-194. DOI: https://doi.org/10.1007/s11365-018-0499-2
  10. Boin A., Lodge M. (2016) Designing resilient institutions for transboundary crisis management: A time for public administration. Public Administration, 94 (2), 289-298. DOI: https://doi.org/10.1111/padm.12264
  11. Brokaw T. (2000) The greatest generation, New York: Random House.
  12. Brynjolfsson E., Horton J.J., Ozimek A., Rock D., Sharma G., TuYe H.Y. (2020) COVID-19 and remote work: An early look at US data (NBER Working Paper 27344), Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research.
  13. Carnevale J.B., Hatak I. (2020) Employee adjustment and well-being in the era of COVID-19: Implications for human resource management. Journal of Business Research, 116, 183-187. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.037
  14. Chavez V.A., Stinnett R., Tierney R., Walsh S. (2017) The importance of the technologically able social innovators and entrepreneurs: A US national laboratory perspective. Technological Forecasting & Social Change, 121, 205-215. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.09.002
  15. Chen H.C., Yeh C.W. (2021) Global financial crisis and COVID-19: Industrial reactions. Finance Research Letters, 101940. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2021.101940
  16. Christensen C.M. (1997) The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail, Boston, MA: Harvard Business School Press.
  17. Cros M., Epaulard A., Martin P. (2021) Will Schumpeter Catch Covid-19?Evidence from France, London: Centre for Economic Policy Research. https://voxeu.org/article/will-schumpeter-catch-covid-19-evidence-france, дата обращения 17.09.2021.
  18. Davidsson P. (2004) Researching Entrepreneurship, New York: Springer Science, Business Media, Inc.
  19. Davidsson P. (2015) Entrepreneurial opportunities and the entrepreneurship nexus: A re-conceptualization. Journal of Business Venturing, 30(5), 674-695.
  20. Davidsson P., Recker J., von Briel F. (2021) COVID-19 as External Enabler of Entrepreneurship Practice and Research. Business Research Quarterly, 24(3), 214-223. DOI: https://doi.org/10.1177/23409444211008902
  21. Doern R., Williams N., Vorley T. (2019) Special issue on entrepreneurship and crises: Business as usual? An introduction and review of the literature. Entrepreneurship & Regional Development, 31(5-6), 400-412. DOI: https://doi.org/10.1080/08985626.2018.1541590
  22. Durodié B. (2020) Handling uncertainty and ambiguity in the COVID-19 pandemic. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 12(S1), S61-S62. DOI: https://doi.org/10.1037/tra0000713
  23. Durst S., Henschel T. (2021) COVID-19 as an accelerator for developing strong(er) businesses? Insights from Estonian small firms. Journal of the International Council for Small Business, 2(1), 1-29. DOI: https://doi.org/10.1080/26437015.2020.1859935
  24. Eggers F. (2020) Masters of disasters? Challenges and opportunities for SMEs in times of crisis. Journal of Business Research, 116, 199-208. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.025
  25. Elders J., Spiering V., Walsh S. (2001) Microsystems Technology (MST) and MEMS Applications: An Overview. MRS Bulletin, 26(4), 312-315. DOI: https://doi.org/10.1557/mrs2001.69
  26. Fakhruddin B.S., Blanchard K., Ragupathy D. (2020) Are we there yet? The transition from response to recovery for the COVID-19 pandemic. Progress in Disaster Science, 7, 100102-100102. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pdisas.2020.100102
  27. Floetgen R.J., Strauss J., Weking J., Hein A., Urmetzer F., Böhm M., Krcmar H. (2021) Introducing platform ecosystem resilience: Leveraging mobility platforms and their ecosystems for the new normal during COVID-19. European Journal of Information Systems, 30(3), 304-321. DOI: https://doi.org/10.1080/0960085X.2021.1884009
  28. Gardiner B. (2020) This landmark law saved millions of lives and trillions of dollars. National Geographic, 29.12.2020. https://www.nationalgeographic.com/environment/article/clean-air-act-saved-millions-of-lives-trillions-of-dollars, дата обращения 05-29-2021.
  29. Gerard D., Lave L.B. (2005) Implementing technology-forcing policies: The 1970 Clean Air Act Amendments and the introduction of advanced automotive emissions controls in the United States. Technological Forecasting and Social Change, 72(7), 761-778. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2004.08.003
  30. Harms R., Alfert C., Cheng C.-F., Kraus S. (2021) Effectuation and causation configurations for business model innovation: Addressing COVID-19 in the gastronomy industry. International Journal of Hospitality Management, 95, 102896. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2021.102896
  31. Hattenberg D.Y., Belousova O., Groen A.J. (2020) Defining the Entrepreneurial Mindset and Discussing its Distinctiveness in Entrepreneurship Research. International Journal of Entrepreneurship and Small Business, 44(1). DOI: https://doi.org/10.1504/IJESB.2021.10041401
  32. Ho E.L.-E., Maddrell A. (2021) Intolerable intersectional burdens: A COVID-19 research agenda for social and cultural geographies. Social & Cultural Geography, 22(1), 1-10. DOI: https://doi.org/10.1080/14649365.2020.1837215
  33. Ivanov D. (2020) Predicting the impacts of epidemic outbreaks on global supply chains: A simulation-based analysis on the coronavirus outbreak (COVID-19/SARS-CoV-2) case. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review, 136, 101922. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tre.2020.101922
  34. Ivanov D., Dolgui A. (2020) Viability of intertwined supply networks: Extending the supply chain resilience angles towards survivability. A position paper motivated by COVID-19 outbreak. International Journal of Production Research, 58(10), 2904-2915. DOI: https://doi.org/10.1080/00207543.2020.1750727
  35. James T.S., Alihodzic S. (2020) When Is It Democratic to Postpone an Election? Elections During Natural Disasters, COVID-19, and Emergency Situations. Election Law Journal: Rules, Politics, and Policy, 19(3), 344-362. DOI: https://doi.org/10.1089/elj.2020.0642
  36. Kirk C.P., Rifkin L.S. (2020) I'll trade you diamonds for toilet paper: Consumer reacting, coping and adapting behaviors in the COVID-19 pandemic. Journal of Business Research, 117, 124-131. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.028
  37. Larrañeta E., Dominguez-Robles J., Lamprou D.A. (2020) Additive manufacturing can assist in the fight against COVID-19 and other pandemics and impact on the global supply chain. 3D Printing and Additive Manufacturing, 7(3), 100-103. DOI: https://doi.org/10.1089/3dp.2020.0106
  38. Lee S.M., Lee D. (2021) Opportunities and challenges for contactless healthcare services in the post-COVID-19 Era. Technological Forecasting and Social Change, 167, 120712. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2021.120712
  39. Leonard-Barton D. (1992) Core capabilities and core rigidities: A paradox in managing new product development. Strategic Management Journal, 13 (S1), 111-125. DOI: https://doi.org/10.1002/smj.4250131009
  40. Liguori E.W., Phillips F., Neumeyer X., Mahto R.V., Santos S.C., Walsh S. (2020) Winds of change: The evolving relationship of entrepreneurship, small businesses, technology, and innovation. A Joint JSBM & TFSC Call for Papers. https://www.researchgate.net/profile/Raj-Mahto/project/CFP-Joint-SI-for-JSBM-and-TSFC/attachment/5fe217b93b21a2000163bf6f/AS:971574115069959@1608652728951/download/TSFC-JSBM+Final+CFP.pdf, дата обращения 15.09.2021.
  41. Liguori E.W., Pittz T.G. (2020) Strategies for small business: Surviving and thriving in the era of COVID-19. Journal of the International Council for Small Business, 1(2), 106-110. DOI: https://doi.org/10.1080/26437015.2020.1779538
  42. Linton J.D., Walsh S.T. (2004) Roadmapping: From sustaining to disruptive technologies. Technological Forecasting & Social Change, 71 (1-2), 1-3. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2003.10.004
  43. Maddrell A. (2020) Bereavement, grief, and consolation: Emotional-affective geographies of loss during COVID-19. Dialogues in Human Geography, 10(2), 107-111. https://doi.org/10.1177%2F2043820620934947.
  44. Marbouh D., Abbasi T., Maasmi F., Omar I.A., Debe M.S., Salah K., Jayaraman R., Ellahham S. (2020) Blockchain for COVID-19: Review, Opportunities, and a Trusted Tracking System. Arabian Journal for Science and Engineering, 45(12), 9895-9911. DOI: https://doi.org/10.1007/s13369-020-04950-4
  45. Marin A. (2020) Telemedicine takes center stage in the era of COVID-19. Science (November), 731-733. https://www.science.org/content/article/telemedicine-takes-center-stage-era-covid-19, дата обращения 12.09.2021.
  46. Miller D. (1983) The correlates of entrepreneurship in three types of firms. Management Science, 29, 770-791. DOI: https://doi.org/10.1287/mnsc.29.7.770
  47. Nambisan S. (2017) Digital Entrepreneurship: Toward a Digital Technology Perspective of Entrepreneurship. Entrepreneurship Theory and Practice, 41(6), 1029-1055. https://doi.org/10.1111%2Fetap.12254.
  48. Neumeyer X., Santos S.C., Morris M.H. (2020) Overcoming Barriers to Technology Adoption When Fostering Entrepreneurship Among the Poor: The Role of Technology and Digital Literacy. IEEE Transactions on Engineering Management, 68(6), 1605-1618. DOI: https://doi.org/10.1109/TEM.2020.2989740
  49. Paiola M., Gebauer H. (2020) Internet of things technologies, digital servitization and business model innovation in B2B manufacturing firms. Industrial Marketing Management, 89, 245-264. DOI: https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2020.03.009
  50. Rapaccini M., Saccani N., Kowalkowski C., Paiola M., Adrodegari F. (2020) Navigating disruptive crises through service-led growth: The impact of COVID-19 on Italian manufacturing firms. Industrial Marketing Management, 88, 225-237. DOI: https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2020.05.017
  51. Ratten V. (2020) Coronavirus (Covid-19) and entrepreneurship: Changing life and work landscape. Journal of Small Business & Entrepreneurship, 32(5), 503-516. DOI: https://doi.org/10.1080/08276331.2020.1790167
  52. Rogler L.H. (2002) Historical generations and psychology: The case of the Great Depression and World War II. American Psychologist, 57(12), 1013-1023. https://doi.apa.org/doi/. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.57.12.1013
  53. Ruutu S., Casey T., Kotovirta V. (2017) Development and competition of digital service platforms: A system dynamics approach. Technological Forecasting and Social Change, 117, 119-130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.12.011
  54. Santos Vieira de Jesus D., Kamlot D., Jacubowski Correia Dubeux V. (2020) Innovation in the ‘New Normal' Interactions, the Urban Space, and the Low Touch Economy: The Case of Rio de Janeiro in the Context of the COVID-19 Pandemic. International Journal of Social Science Studies, 8(5), 17-27. DOI: https://doi.org/10.11114/ijsss.v8i5.4900
  55. Sapienza H.J., Autio E., George G., Zahra S.A. (2006) A Capabilities Perspective on the Effects of Early Internationalization on Firm Survival and Growth. The Academy of Management Review, 31(4), 914-933. DOI: https://doi.org/10.5465/amr.2006.22527465
  56. Scheidgen K., Gümüsay A.A., Günzel-Jensen F., Krlev G., Wolf M. (2021) Crises and entrepreneurial opportunities: Digital social innovation in response to physical distancing. Journal of Business Venturing Insights, 15(6), e00222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbvi.2020.e00222
  57. Shane S., Venkataraman S. (2000) The promise of entrepreneurship as a field of research. Academy of Management Review, 25(1), 217-228. DOI: https://doi.org/10.2307/259271
  58. Sharma A., Adhikary A., Borah S.B. (2020) Covid-19′s impact on supply chain decisions: Strategic insights from NASDAQ 100 firms using Twitter data. Journal of Business Research, 117, 443-449. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.035
  59. Shepherd D.A., Patzelt H., Haynie J.M. (2010) Entrepreneurial spirals: Deviation-amplifying loops of an entrepreneurial mindset and organizational culture. Entrepreneurship Theory and Practice, 34(1), 59-82. https://doi.org/10.1111%2Fj.1540-6520.2009.00313.x.
  60. Shepherd D.A., Williams T.A. (2014) Local Venturing as Compassion Organizing in the Aftermath of a Natural Disaster: The Role of Localness and Community in Reducing Suffering. Journal of Management Studies, 51(6), 952-994. DOI: https://doi.org/10.1111/joms.12084
  61. Sheth J. (2020) Impact of Covid-19 on consumer behavior: Will the old habits return or die? Journal of Business Research, 117, 280-283. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.059
  62. Simón-Moya V., Revuelto-Taboada L., Ribeiro-Soriano D. (2016) Influence of economic crisis on new SME survival: Reality or fiction? Entrepreneurship & Regional Development, 28(1-2), 157-176. DOI: https://doi.org/10.1080/08985626.2015.1118560
  63. Sinn H.W. (1999) The Crisis of Germany's Pension Insurance System and How it Can be Resolved (NBER Working Paper w7304), Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research.
  64. Springer S. (2020) Caring geographies: The COVID-19 interregnum and a return to mutual aid. Dialogues in Human Geography, 10(2), 112-115. https://doi.org/10.1177%2F2043820620931277.
  65. Stanciu S., Radu R.I., Sapira V., Bratoveanu B.D., Florea A.M. (2020) Consumer Behavior in Crisis Situations. Research on the Effects of COVID-19 in Romania. Economics and Applied Informatics, 26(1), 5-13. DOI: https://doi.org/10.35219/eai1584040975
  66. Teece D.J. (2014) The Foundations of Enterprise Performance: Dynamic and Ordinary Capabilities in an (Economic) Theory of Firms. The Academy of Management Perspectives, 28(4), 328-352. https://www.jstor.org/stable/43822373.
  67. Von Briel F., Davidsson P., Recker J. (2017) Digital Technologies as External Enablers of New Venture Creation in the IT Hardware Sector. Entrepreneurship Theory and Practice, 42(1), 47-69. https://doi.org/10.1177%2F1042258717732779.
  68. Walsh S. (2001) Portfolio Management for the Commercialization of Advanced Technologies. Engineering Management Journal, 13(1), 33-37. DOI: https://doi.org/10.1109/IEMC.1998.727803
  69. Walsh S.T., Kirchhoff B. (2003) Entrepreneurs Opportunities in Technology-based Markets. In: Technological Entrepreneurship (ed. P. Phan), Greenwich, Ct.: Information Age Publishing, pp. 17-31.
  70. Walsh S.T., Kirchhoff B.A., Newbert S. (2002) Differentiating market strategies for disruptive technologies. IEEE Transactions on Engineering Management, 49(4), 341-351. DOI: https://doi.org/10.1109/TEM.2002.806718
  71. Walsh S.T., Linton J.D. (2011) The strategy-technology firm fit audit: A guide to opportunity assessment and selection. Technological Forecasting and Social Change, 78, 199-216. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2010.06.023

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».