Сектор интеллектуальных услуг в России: последствия кризиса 2014–2015 гг.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

За последние годы сектор интеллектуальных услуг вышел на лидирующие позиции в экономике знаний, посколькупривлекает квалифицированные кадры, создает высокую добавленную стоимость и служит драйвером инновационногоразвития многих стран. В России темпы роста этого сектора существенно замедлились после кризиса 2008 г.: многиеотрасли так и не достигли прежних объемов выпуска, заметно снизился общий вклад сектора в ВВП. Негативныепроцессы в российской экономике конца 2014 начала 2015 гг. дополнили негативный фон развития сектораинтеллектуальных услуг.Авторы статьи констатируют, что доля компаний, испытавших падение оборота, в общем числе предприятийзначительно выросла во всех отраслях. Анализ подтвердил и изменения в динамике спроса: отмечены нестабильностьклиентской базы и нарушения сроков исполнения заказчиками контрактных обязательств перед компаниями сектора.Отраслевой анализ выявил существенные расхождения в темпах и траекториях развития сегментов сектораинтеллектуальных услуг в России, наблюдаемые и в зарубежных странах. Для верификации этих эффектов былииспользованы (количественные) данные опроса 656 российских компаний производителей интеллектуальных услуг и(качественные) результаты глубинных интервью с 24 ведущими экспертами сектора.

Об авторах

Вероника Белоусова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: vbelousova@hse.ru

Николай Чичканов

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: nchichkanov@hse.ru

Список литературы

  1. Asikainen A-L. (2015) Innovation modes and strategies in knowledge intensive business services // Service Business. Vol. 9. № 77. Р. 77-95.
  2. Aslesen H.W., Isaksen A. (2010) Knowledge-Intensive Business Services as knowledge mediators in different regional contexts: The case of Norway // Knowledge-intensive business services: Geography and Innovation. Burlington, VT: Ashgate Publishing. P. 99-122.
  3. Bettiol M., Di Maria E., Grandinetti R. (2011) Market extension and knowledge management strategies of knowledge-intensive business services // Knowledge Management Research & Practice. Vol. 9. P. 305-314.
  4. Camacho J.A., Rodriguez M. (2008) Patterns of innovation in the service sector: Some insights from the Spanish innovation survey // Economics of Innovation and New Technology. Vol. 17. № 5. 459-471.
  5. Charmaz K. (2006) Constructing grounded theory: A practical guide through qualitative analysis. Thousand Oaks, CA: Sage.
  6. Consoli D., Elche-Hortelano D. (2010) Variety in the knowledge base of Knowledge Intensive Business Services // Research Policy. Vol. 39. P. 1303-1310.
  7. Corrocher N., Cusmano L., Morrison A. (2009) Modes of innovation in knowledge-intensive business services evidence from Lombardy // Journal of Evolutionary Economics. Vol. 19. № 2. Р. 173-196.
  8. Doloreux D., Freel M., Shearmur R. (2010) Introduction // Knowledge-intensive business services: Geography and Innovation. Burlington, VT: Ashgate Publishing. P. 1-18.
  9. Doloreux D., Shearmur R. (2010) Exploring and comparing innovation patterns across different knowledge intensive business services // Economics of Innovation and New Technology. Vol. 19. № 7. Р. 605-625.
  10. Doloreux D., Shearmur R. (2013) Innovation Strategies: Are Knowledge-Intensive Business Services Just Another Source of Information? // Industry and Innovation. Vol. 20. № 8. Р. 719-738.
  11. Doroshenko M., Miles I., Vinogradov D. (2013) Knowledge intensive business services as generators of innovations. HSE WP BRP ‘Science, Technology and Innovation' № 12. Moscow: NRU Higher School of Economics.
  12. Freel M. (2010) Knowledge-Intensive Business Services users and uses: Exploring the propensity to innovation-related cooperation with Knowledge-Intensive Business Services // Knowledge-intensive business services. Burlington, VT: Ashgate Publishing. P. 75-98.
  13. Green J., Thorogood N. (2004) Qualitative methods for health research (1st ed.). London: SAGE Publications Ltd.
  14. Griffin A., Hauser J. R. (1993) The voice of the customer // Marketing Science. Vol. 12. № 1. P. 1-27.
  15. Marasco A., Masiello B., Izzo F. (2013) Client involvement and innovation in Creative-Intensive Business Services: A framework for exploring co-innovation in advertising agency-client relationships // Economies et Sociétés. Vol. 47. № 3-4. Р. 445-478.
  16. Miles I. (1993) Bringing computer power to the consumer market // Technology Analysis & Strategic Management. Vol. 5. № 2. P. 151-172.
  17. Muller E., Doloreux D. (2009) What we should know about knowledge-intensive business services // Technology in Society. Vol. 31. P. 64-72.
  18. Muller E., Zenker A. (2001) Business services as actors of knowledge transformation: The role of KIBS in regional and national innovation systems // Research Policy. Vol. 30. № 9. P. 1501-1516.
  19. Quandl (2016a) Services share of GDP by country (from World Bank cross country data). Режим доступа:https://www.quandl.com/collections/economics/services-share-of-gdp-by-country, дата обращения 02.05.2016.
  20. Quandl (2016b) Services share of employment by country (from World Bank cross country data). Режим доступа:https://www.quandl.com/collections/economics/services-share-of-employment-by-country, дата обращения 02.05.2016.
  21. Santos-Vijande M.L., González-Mieres C., López-Sánchez J.A. (2013) An assessment of innovativeness in KIBS: Implications on KIBS' co-creation culture, innovation capability, and performance // Journal of Business & Industrial Marketing. Vol. 28. P. 86-102.
  22. Thomson S.B. (2011) Sample Size and Grounded. Theory // JOAAG. Vol. 5. № 1. Р. 45-52.
  23. Zieba M. (2013) Knowledge-Intensive Business Services and their role in the knowledge-based economy. GUT Working Paper Series A (Economics, Management, Statistics) № 7/2013 (7). Gdansk: Gdansk University of Technology.
  24. Березин И.С. (2016) Экспертные оценки объема и динамики рынков интеллектуальных услуг в России: 2005-2015 // Маркетинг в России. 2016. Справочник Гильдии маркетологов / Под общ. ред. И.С. Березина. М.: Гильдия маркетологов. С. 33-70.
  25. Березин И.С., Дорошенко М.Е. (2015) Количественные и качественные изменения на рынке интеллектуальных услуг в России: 2005-2013 // Маркетинг в России. 2015 / Науч. ред. И.С. Березин. М.: Гильдия маркетологов. С. 85-128.
  26. Дорошенко М., Майлс Й., Виноградов Д. (2014) Интеллектуальные деловые услуги: российский опыт // Форсайт. T. 8. № 4. C. 24-39.
  27. Майлс Й. (2011) Сервисные инновации в XXI веке // Форсайт. Т. 5. № 2. С. 4-15.
  28. Рождественская Е.Ю. (2012) Биографический метод в социологии. М.: НИУ ВШЭ.
  29. Росстат (2016b) Цены. Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#, дата обращения 02.05.2016.
  30. Росстат (2016а) Национальные счета. Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#, дата обращения 02.05.2016.
  31. ЦБ РФ (2016b) Обзор банковского сектора Российской Федерации (интернет-версия). Режим доступа:http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1601.pdf, дата обращения 02.05.2016.
  32. ЦБ РФ (2016а) Динамика официального курса заданной валюты. Режим доступа:http://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx, дата обращения 02.05.2016.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».