Введение. Понятия линейности и нелинейности представляют следствие проекции на архитектуру физических терминов, характеризующих противостояние традиций определенности, статичности, предсказуемости, т.е. «линейности», состояниям неопределенности, динамичности, апериодичности, т.е. «нелинейности», которая была воспринята архитекторами как сигнал свободы творчества, как знак авангардного протеста против «ортодоксальной», консервативной архитектуры. Выявляется деконструктивная, разрушительная идеология апологетов нелинейности.Материалы и методы. С расширением диапазона научного аппарата теории архитектуры и ее связи с другими научными дисциплинами усиливаются процессы взаимного терминологического обмена, вскрывающие аспекты морфо-генеза, выпадавшие ранее из внимания теоретиков и практиков архитектуры. Поэтому к методологическим инструментам статьи привлекаются современные концепции философии, физики, биологии, социологии.Результаты. Исследуются исторические прецеденты, оказавшие опосредованное или непосредственное влияние на ход линейного развития мирового зодчества. Вводятся понятия и термины, входящие в обменный методологический фонд архитектуры, ее включение в «клуб» современного научного знания. Отстаивается концепция линейности архитектуры как феномена универсальной закономерности бытия материи. Рассматриваются явления девиации процессов, их инерционность, бинарные оппозиции диалектики морфогенеза, теоретическое осмысление эволюционных этапов, заблуждения и их критика.Выводы. Утверждается тезис о линейности как тотальном признаке организованности, завершенности, целесообразности, представляющих синтезировано качество архитектуры как составляющей материального и духовного прогресса цивилизации.