Экзистенциальная терапия шумерско-аккадской цивилизации: чему учит опыт предков?
- Авторы: Иванов К.В.1
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2023)
- Страницы: 6-11
- Раздел: Теоретическая биоэтика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2070-1586/article/view/253772
- DOI: https://doi.org/10.19163/2070-1586-2023-16-1-6-11
- ID: 253772
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Терапия экзистенциального дистресса инкурабельных больных не менее важная задача паллиативной медицины, чем купирование физической боли. Вместе с тем ненадежность используемых в данной области средств, отмечаемая специалистами, вынуждает обратить внимание на их альтернативу в виде психоделиков-энтеогенов, чей терапевтический потенциал, судя по содержанию мировой мифологии, был хорошо известен нашим далеким предкам.
Исследование этого кладезя информации об историческом опыте человечества могло бы многое объяснить в вопросе «исторической амнезии» общества в отношении данных субстанций и, возможно, что-то изменить в нынешнем походе к пользе умирающих.
Цель: исследовать причину запрета архаичной практики использования энтеогенов и выяснить источник современной танатофобии на модели первой в человеческой истории высокой цивилизации Шумера и Аккада.
Методы: анализ литературных источников, исторический метод, системный подход.
Результаты. Определена роль использования энтеогенов в терапии танатофобии. Доказано деструктивное влияние на производственную сферу архаичной традиции свободного в рамках культа доступа к данным субстанциям, угрожавшего самому существованию цивилизации.
Заключение. Предлагаемый краткий анализ известного сюжета месопотамской мифологии «Полет Этаны» позволяет усмотреть в нем литературно-художественное свидетельство действенности архаичной традиции использования энтеогенов в качестве средства терапии танатофобии. Вместе с тем раскрывается противоречивый характер влияния данной практики на духовно-психологические и общественно-экономические основы шумеро-аккадской цивилизации, объясняется причина объективно-исторического запрета на применение энтеогенов с иллюстрацией экзистенциальных последствий этого события для населения Двуречья.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Константин Владимирович Иванов
Волгоградский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: konst.ivanoff2015@yandex.ru
старший преподаватель кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины, Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград, Россия
Россия, ВолгоградСписок литературы
- Гроф С. Величайшее путешествие: сознание и тайна смерти. М.: АСТ, 2008. 476 с.
- Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: АСТ, 2008. 352 с.
- Иванов К.В. «О все видавшем», или эпос о Гильгамеше как реквием по Архаике // Размышления о Человеке: коллективная монография / Н.Н. Седова, К.С. Смирнов, Г.С. Табатадзе [и др.]. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2021. C. 50–75.
- Иванов К.В. Дерево хулуппу и его роль в истории шумерской цивилизации // Размышления о Человеке: коллективная монография / под редакцией Н. Н. Седовой. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2019. C. 102–114.
- Blinderman C.D. Psycho-existential distress in cancer patients: a return to «entheogens» // Journal of Psychopharmacology. 2016. Vol. 30 (12). P. 1206.
- Иванов К.В. Шумеры: сюжет о падении, или миф об Адапе // Размышления о Человеке: коллективная монография / под редакцией Н. Н. Седовой. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2020. C. 56–69.
- Маккенна Т. Пища богов. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1995. 374 с.
Дополнительные файлы
