Том 15, № 1 (2022)

Обложка

Весь выпуск

Страница главного редактора

Биоэтика в эпоху перемен: незащищенные группы

Седова Н.Н.

Аннотация

В статье рассматривается такое явление, как переориентация биоэтики в эпоху перемен. Акцентируется внимание на том, что пандемия COVID-19 обнажила новые проблемы в практической медицине. Особое внимание сейчас следует уделить незащищенным группам, которые в наибольшей степени пострадали при пандемии – детям и пожилым людям. При этом автор выражает несогласие с объединением геронтологии и гериатрии в одну, исключительно медицинскую, научную специальность в перечне ВАК 2022 года. Высказана мысль о том, что синтезирующим все аспекты сопровождения старости феноменом может и должна выступать биоэтика. Автор призывает развивать это направление, в том числе на страницах данного журнала.

Биоэтика. 2022;15(1):3-5
pages 3-5 views

Теоретическая биоэтика

Врачевание – это деятельное милосердие и основание солидарности. Дискуссия о прошлом и будущем биоэтики, приуроченная к 75-летию Павла Дмитриевича Тищенко

Тищенко П.Д., Седова Н.Н., Петров К.А.

Аннотация

10 января 2022 года исполнилось 75 лет Павлу Дмитриевичу Тищенко – одному из основателей отечественной биоэтики. Присоединяясь к многочисленным поздравлениям, журнал «Биоэтика» публикует текст дискуссии, приуроченной этому событию. Начало обсуждению положил вопрос об истории становления отечественной биоэтики в перспективе одновременного ее возникновения в Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге, Казани. Участники обменялись мнениями о значении идей И.Т. Фролова для становления московской школы биоэтики. В процессе обсуждения было раскрыто влияние концепта «фронтира», предложенного Тристрамом Энгельгардтом младшим на формирование отличительных черт отечественной биоэтики. Подчеркивается, что на ранних этапах становления отечественная биоэтика была в большей степени озабочена проблемами клинических испытаний, нежели моральными дилеммами, вырастающими из врачебной практики. Важным этапом для самоосмысления биоэтики послужили события афганской компании, обнажившие несовершенство системы здравоохранения в СССР. Дискуссия не обошлась без критического рассмотрения традиционных принципов биоэтики. Обсуждение проблемы философских оснований современной биоэтики позволило сформулировать два теоретических положения. Первое – определяет то, что философские теории не поспевают за революционными изменениями в области медицинской и научной практики. Второе – определяет необходимость формирования устойчивых отношений учитель – ученик, достаточных для приобщения к традиции мышления. Участники отметили несомненное гуманизирующее влияние этих принципов на клиническую практику и научные исследования. Вместе с тем, были определены риски, связанные с попыткой простого перенесения сложившихся в западной традиции принципов в практики отечественной медицины и науки. Была высказана идея корректировки принципов в соответствии с традициями отечественной философии и этики. Так, врачебное искусство должно мыслиться в отрыве от сферы услуг как деятельное милосердие, а многие биоэтические проблемы – как общественные вызовы, требующие солидаризации. Отмечена опасность превращения биоэтики из формы живого общения специалистов по вопросам ценностных оснований совместной деятельности в формализованную процедуру.

Биоэтика. 2022;15(1):6-18
pages 6-18 views

Биоэтика как деконструкция

Смирнов К.С.

Аннотация

В статье анализируется парадоксальный ракурс биоэтики, предполагающий ее экспликацию в качестве деконструкции. Прослеживается эволюция программы деконструкции и ее неожиданная конвергенция с биоэтическим дискурсом. Более того, сам этот дискурс можно рассматривать как деконструкцию этической мысли. Биоэтика в данном случае выступает как радикализация этики. Такого рода радикализация необходима в противовес логоцентрическому давлению и навязанному рассмотрению человека с позиций так называемых наук о жизни. Радикализация этики обнаруживает несостоятельность либеральной формы биоэтики, сводящей сущность человека к совокупности биологических и социальных потребностей. Вместе с тем консервативная биоэтика демонстрирует эвристический потенциал, исходя из уникальной способности человека к трансцендированию. Далее, логика развития биоэтики позволяет предложить идею биоэтоса как ризомической, горизонтальной структуры, способной стать альтернативой логоцентрической установке.

Биоэтика. 2022;15(1):19-23
pages 19-23 views

Судьба медико-гуманитарного образования в России

Моисеев В.И., Моисеева О.Н.

Аннотация

Статья отмечает различные тревожные тенденции дегуманизации современного медицинского образования в России и мире и, кроме экономико-политических решений, предлагает обратиться к наиболее фундаментальному основанию негативного отношения к гуманитарным предметам в современном биомедицинском образовании – борьбе редукционистского и холистического мировоззрений. Если в современной биомедицине все более господствует жесткий редукционизм, сводящий живое к неживому на уровне атомов и молекул, то гуманитарному знанию органично присущ целостный подход к человеку, то есть холистические основания и принципы. Раскол этих двух направлений проецирует себя в расколе базовых медицинских предметов и гуманитарных дисциплин. Единственным радикальным способом преодоления такого раскола авторам видится трансформация самого биомедицинского знания в направлении холо-редукционизма – синтеза холизма и редукционизма. Подобный интегративный тип знания будет проецировать себя в принципиально иных, союзных, отношениях более редукционистских и холистических направлений единой интегральной биомедицины.

Биоэтика. 2022;15(1):24-32
pages 24-32 views

Практическая биоэтика

Принцип «биологическое разнообразие через биологическое равноправие»

Тирас Х.П.

Аннотация

Современная практика биологического исследования потребовала формирования новой этики биологии, которая стала синтезом наблюдения и эксперимента. В статье рассмотрены этические аспекты современной биологии с точки зрения критики антропоцентрического подхода. Выдвинуто положение о времени жизни современной биологической группы как основного критерия ее места и роли в эволюции живого. Следствием этого является необходимость формирования отношения к биоразнообразию как единовременному и равноправному сосуществованию разнообразных групп представителей живой природы.

Предложена концептуальная связь новой этики биологии с классической этической конструкцией – «золотым правилом» этики и неразрывно связанной с ним этики натуралистической биологии, идущей от этики науки Гете и Мейена.

Предлагаемая этическая концепция биологии включает несколько элементов, названных автором «принципами», которые в совокупности охватывают все стороны этики биологического исследования. Это принципы:

  1. Биологическое разнообразие как основа биологического «равноправия».
  2. «Watch no touch» – смотри, (но) не трогай – этика «виртуального эксперимента».
  3. «Этичное – значит точное» – соблюдение этически «чистых» подходов к объекту как условие получения точной информации о живом объекте.
Биоэтика. 2022;15(1):33-39
pages 33-39 views

Преимплантационное генетическое тестирование: православно-христианская рефлексия этических проблем метода

Тарабрин Р.Е.

Аннотация

Актуальность. Преимплантационное генетическое тестирование используется в протоколах экстракорпорального оплодотворения для диагностики генетической патологии эмбрионов. Генетически дефектные эмбрионы не переносятся в полость матки, в результате чего процент рождения здоровых детей увеличивается.

Цель работы – изучение этических проблем использования преимплантационного генетического тестирования в православно-христианском дискурсе.

Материалы и методы. Проведен анализ положений православной этики, выраженных в церковных постановлениях Русской Православной Церкви и общецерковном учении о нравственности, в контексте их применения для биотического анализа преимплантационного генетического тестирования (ПГТ).

Результаты. Несмотря на то, что ПГТ может иметь положительное значение для выбора способа родоразрешения в дальнейшем и для наиболее раннего начала внутриутробного лечения, данная практика встречает определенные этические возражения в православно-христианском дискурсе. Выявленные генетические нарушения эмбрионов при ПГТ побуждают женщину отказаться от переноса «больного» эмбриона, что приводит, в конечном счете, к его гибели. Отсутствие внутриутробного взаимодействия между матерью и эмбрионом на этапе преимплантационной диагностики делает такой выбор легко осуществимым. Учитывая, что православное христианство утверждает начало жизни человека с момента зачатия, отказ от беременности «больным эмбрионом» будет равносильно его убийству. Кроме того, среди этических проблем ПГТ можно выделить возможность его использования для селекции эмбрионов по полу или по другим выбранным признакам, что также относится к безнравственным действиям в православном христианстве.

Заключение. Возможность участия православных пар во вспомогательных репродуктивных технологиях должна исключать использование этически неприемлемого в рамках православного христианства ПГТ. Супружеская пара, вступающая в протокол ЭКО, должна быть готовой родить и воспитать такого ребенка, который получится в результате оплодотворения в пробирке.

Биоэтика. 2022;15(1):40-45
pages 40-45 views

Социальная группа «65+»: этическая дилемма пандемии

Еремина М.В., Доника А.Д.

Аннотация

Актуальность. Условия чрезвычайной ситуации создают беспрецедентный, но легитимный подход, когда права и свободы личности могут быть ограничены в интересах общества. С первых дней пандемии стала выделяться особая социальная группа населения, с условным названием «65+».

Цель работы – дать этическую оценку отношения социума к группе населения «65+», показать противоречие медицинского и биоэтического подходов к критериям выделения группы.

Материалы и методы. Проведен обзор фундаментальных и современных работ в проблемном поле. Эмпирическую базу работы составили материалы социологического опроса с использованием Google forms (N = 520).

Результаты. Согласно анализу статистических показателей занятости в РФ до пандемии (2019 г.) доля работающих в возрасте 60–64 года составила 32,4 %, в интервале 65–69 лет – 13,7 % от численного состава возрастной группы, что свидетельствует о высокой социальной активности группы «65+» (примерно каждый третий-четвертый пенсионер продолжает работать) и демонстрирует трудовой потенциал группы. В то же время противоэпидемические мероприятия, связанные с ограничениями трудовой и социальной активности, коснулись именно этой группы, что привело к стигматизации по возрастному критерию. Многолетнее противостояние пандемии ослабило неразвившуюся в полной мере в национальном здравоохранении психологическую тактику отношения к возрастным пациентам, основанную на этике заботы. Проведенный в марте 2021 г. опрос студентов медицинского вуза (возраст 21–24 года) показал, что большинство (82,8 %) респондентов рассматривали ограничения как недопустимую дискриминацию.

Заключение. Обзор современных исследований, анализ текущей ситуации показали, что феномен постарения нации и уязвимость старшей возрастной группы населения к новой коронавирусной инфекции обусловили противоречие подходов к рассматриваемой возрастной группе с позиций медицины и биоэтики. Гуманная, по своей сути, мера защиты особенно уязвимой по медицинским показателям группы стала восприниматься социумом как повод для стигматизации. Решение дилеммы возможно в контексте конвергенции медицинских и гуманитарных наук в междисциплинарном проблемном поле геронтологии и гериатрии.

Биоэтика. 2022;15(1):46-50
pages 46-50 views

Прикладная биоэтика

Размышления об этике пациента

Табатадзе Г.С., Костенко О.В., Табатадзе В.Г.

Аннотация

В статье рассматривается одна из наименее исследованных нравственно-этических проблем – поведение пациента по отношению к врачу и медперсоналу. Показано, что субъективные нравственно-психологические качества пациента имеют важнейшее значение. Анализируется такой важный фактор, определяющий поведение пациента, как мотивации, которыми он руководствуется. Выделяются нравственно-этические качества пациента, необходимые для гармонизации отношений «пациент – врач». Многолетние эмпирические наблюдения в системе взаимоотношений пациента и врача позволяют обосновать выводы, что характер связей между ними опосредуется целями, которыми они руководствуются; что поведение пациента зависит от уровня его духовности, его нравственно-этических качеств, интересов, ценностей; что гармонизация отношений врача и пациента обеспечивается не только тем, что врач «должен», но и тем, что «должен» пациент, то есть совместными усилиями.

Биоэтика. 2022;15(1):51-57
pages 51-57 views

Вопросы эвтаназии и паллиативная помощь в пульмонологии

Яковлева Е.В., Бородулина Е.А.

Аннотация

Актуальность. В настоящее время эвтаназия официально разрешена только в ряде стран, а в большинстве государств, как и в Российской Федерации, запрещена законом. Однако в клинической практике существует большое количество неизлечимых пациентов, испытывающих некупируемую боль, поэтому проблема эвтаназии является актуальной.

Цель работы – проанализировать современное состояние проблемы эвтаназии и паллиативной помощи в пульмонологии с медицинской и философской точек зрения.

Материал и методы. Проведен обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме эвтаназии за последние 10 лет. Поиск литературы осуществлен по базам данных Elibrary и PubMed.

Результаты. В настоящее время эвтаназия (греч. еu – «добро» и thanatos – «смерть») понимается как сознательный акт, относительно быстро и безболезненно ведущий к смерти неизлечимого и испытывающего страдания человека. Лучшей и, возможно, единственной альтернативой эвтаназии является паллиативная помощь. В пульмонологии основное внимание паллиативной помощи уделяется раннему выявлению дыхательной недостаточности, купированию одышки, страха и боли. Эффективное осуществление паллиативной помощи в респираторной медицине должно опираться на многопрофильную команду врачей-пульмонологов, физиотерапевтов, медсестер, психологов.

Заключение. Проблема эвтаназии к настоящему времени все так же остается спорной как с медицинской, так и с этической точек зрения. Принятие эвтаназии законом может стать фактором, удерживающим органы власти от финансирования разработок по поиску новых методов лечения. Не исключен риск злоупотребления эвтаназией с целью получения органов для трансплантации или для избавления от тяжелобольных, обременяющих родственников. Cледует рассмотреть вопрос о введении дополнительных образовательных циклов по вопросам современных возможностей паллиативной медицинской помощи, техническим средствам реабилитации и особенностям их применения у пациентов с различными нозологиями в терминальной стадии при подготовке врачей и медицинских сестер.

Биоэтика. 2022;15(1):58-62
pages 58-62 views

События

Сетевая форма преподавания биоэтики

Костенко С.А., Власов С.Н.

Аннотация

Цифровая образовательная среда позволяет широко внедрять сетевую форму обучения. В сообщении приводится пример обмена лекциями по биоэтике между Ростовским, Волгоградским, Пермским медицинскими университетами, Пущинским государственным естественно-научным институтом. Отмечаются новые возможности для студентов, магистров и аспирантов в приобщении к этическим ценностям жизни. Выдвигается предложение заключать договоры между вузами, как это предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», по внедрению сетевой формы гуманитарного образования. И прежде всего в области биоэтики.

Биоэтика. 2022;15(1):63-64
pages 63-64 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».