Development of a multicultural educational environment of a university by means social and pedagogical consulting

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Introduction. The modern Russian historical society has developed and continues to exist as a multinational state, in which the number of ethnic mixed families and multinational groups increases every year, which ultimately leads to an expansion of the framework of interethnic communication and the formation of multicultural literacy in individuals. In this regard, in the first planned educational policy of the regions, problems arise in the development of a multicultural educational environment. The multicultural educational environment of a university is a specially organized socio-psychological environment in which each subject of the educational process, regardless of his ethnicity, will have equal opportunities for personal self-realization, dynamic development and self-improvement. The experience of our work convinces us that the potential of socio-pedagogical consulting, aimed primarily at providing pedagogical professional assistance in the process of adapting students to living conditions in a new multicultural educational space, can be used as an effective means of developing a multicultural educational environment. We consider social and pedagogical consulting in the system of higher professional education as a specially organized process of providing qualified pedagogical assistance to students in the process of their socialization in the multicultural educational environment of the university, the development of social norms of life, the creation of favorable conditions for intercultural communication, etc. The purpose of the study is to substantiate the feasibility of using socio-pedagogical consulting as a means of developing a multicultural educational environment at a university. Materials and methods. Theoretical analysis, generalization of literature on the research problem, questioning. Research results. The features of the organization of a multicultural educational environment at a university, its objectives, principles and structural components were studied and analyzed. The role of social and pedagogical consulting in the development of a multicultural educational environment at a university is theoretically substantiated. Social and pedagogical consulting in the higher education system is aimed at solving the following tasks: providing high-quality professional psychological and pedagogical assistance to the student during his adaptation to new learning conditions in the multicultural educational environment of a modern university; inclusion of students in the educational, scientific, social, educational life of the university; creating favorable conditions for the development of friendly relations between student groups, etc. Conclusion. The results of this study may be useful for theoretical and practical application to teachers of higher and secondary vocational educational institutions involved in the development of a multicultural educational environment.

Full Text

Современное российское общество исторически сложилось и продолжает существовать как многонациональное поликультурное государство, в котором с каждым годом увеличивается число этнически смешанных семей, многонациональных коллективов, что, несомненно, приводит к расширению рамок межэтнического общения и формирования у личности поликультурной грамотности. Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном пространстве становится сегодня одной из приоритетных задач в образовании.

Поликультурная образовательная среда вуза рассматривается как специально организованное социально-психологическое пространство, в котором каждый субъект учебно-воспитательного процесса независимо от своей этнической принадлежности будет иметь равные возможности для личностной самореализации, социального развития и самосовершенствования. А. Н. Джуринский выделяет следующие задачи поликультурной образовательной среды вуза: создание благоприятных условий для адаптации личности в поликультурном образовательном пространстве; изучение родной культуры и сохранение традиций, воспитание уважительного отношения к другим этническим культурам; развитие гармонии во взаимоотношении между представителями различных этнических групп и др.1

Опыт работы убеждает нас в том, что в качестве эффективного средства развития поликультурной образовательной среды вуза может быть использован потенциал социально-педагоги-ческого консалтинга, направленного прежде всего на оказание профессиональной педагогической помощи в процессе адаптации студентов к новым условиям жизни в поликультурном образовательном пространстве вуза [1].

Существенный интерес для нашего исследования представляют труды Н. В. Василенко2, посвященных проблемам развития консалтинга в системе высшего профессионального образования, который может быть реализован в рамках следующих направлений: социально-педагоги-ческом, педагогическом, психологическом и управленческом и др.

Социально-педагогический консалтинг в системе высшего профессионального образования рассматривается нами как специально организованный процесс оказания квалифицированной педагогической помощи студентам в процессе их социализации в поликультурной образовательной среде вуза, выработки социальных норм жизнедеятельности, создания благоприятных условий для межкультурного общения и др. [2].

Организация работы социально-педагоги-ческого консалтинга направлена на решение следующих задач:

  • объединение усилий педагогов по оказанию качественной профессиональной психолого-педагогической помощи студенту в ходе его адаптации к новым условиям обучения в поликультурной образовательной среде современного вуза;
  • включение студентов в образовательную, научную, социальную, воспитательную жизнь вуза;
  • создание условий для знакомства с культурой и традициями народов, проживающих в России;
  • развитие дружеских отношений между студенческими коллективами;
  • отражение в учебном материале гуманистических идей, сочетание основ национальной (родной), русской и мировых культур в содержании образования и др. [3].

К основным принципам организации поликультурной образовательной среды вуза средствами социально-педагогического консалтинга относят:

  • сохранение целостности этнокультурного и образовательного пространства России;
  • приобщение подрастающих поколений к духовному и нравственному наследию народов России;
  • формирование морально-этнических установок и навыков поведения, необходимых для профессиональной деятельности и др. [4].

Поликультурная образовательная среда вуза включает в себя три важнейшие сферы – образовательную, воспитательную и практическую.

Область образовательной деятельности предполагает знакомство студентов с историей, культурой и традициями различных народов, проживающих в современной России с помощью изучения педагогических, естественно-научных и др. дисциплин, преподаваемых в вузе.

В процессе обучения студенты овладевают этнокультурным кругозором, учатся взаимодействовать с представителями разных национальностей и культур, развивают такие качества, как: толерантность, понимание индивидуальной неповторимости, уважение, этническое самосознание и др. [5].

В этом случае поликультурная образовательная среда вуза выполняет функции коррекции, обогащения, развития и совершенствования опыта студента, способствует превращению его в реальное знание.

Особое значение в развитии поликультурной образовательной среды вуза отводится механизму социально-педагогического консалтинга – наставничеству. В роли наставника выступают педагоги-кураторы, которые оказывают социально-педагогическую помощь студентам в адаптации и личностной реализации в поликультурной образовательной среде вуза [6]. Наставники в своей работе могут использовать следующие методы социально-педагогического консалтинга: разработка индивидуальных образовательных маршрутов, проведение индивидуальных консультаций, педагогическое сопровождение студентов, проведение педагогической диагностики личности, оказание услуги в разработке научных проектов, помощь представителям национальных диаспор в адаптации к новым условиям проживания и обучения и др.

Опыт нашей работы убеждает нас в том, что система наставничества (кураторства) в поликультурной образовательной среде позволяет решить следующие задачи:

  • повысить качество обучения и воспитания студентов, с учетом их индивидуальных особенностей, интересов, художественного вкуса, сформированных ценностных установок и взглядов;
  • создать условия для более быстрой адаптации к новым условиям обучения в поликультурной образовательной среде вуза с помощью проведения индивидуальных консультаций, куратор-ских часов, методических семинаров и др.;
  • своевременно разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты и траектории личностного развития студентов с целью их дальнейшего самосовершенствования;
  • значительно снизить количество межличностных конфликтов между преподавателями и студентами различных этнических групп;
  • расширять рамки межэтнического общения при организации воспитательной, проектной и других видов деятельности [7].

Область воспитательной деятельности предполагает организацию культурно-массовых мероприятий, направленных на развитие у студентов творческих способностей, личностного роста, культурного самоопределения, навыков эффективного взаимодействия с представителями различных этнических культур [8]. Следует отметить, что при организации подобного рода воспитательных мероприятий нами используется механизм социально-педагогического консалтинга – педагогическая поддержка. Социально-педагогическая поддержка ‒ это профессиональная деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на решение личностных проблем студента, связанных с его адаптацией в поликультурной образовательной среде вуза. Основные виды (тактики) социально педагогической поддержки ‒ «тактика защиты», «тактика помощи», «тактика содействия», «тактика взаимодействия».

Особое значение в поликультурной образовательной среде вуза отводится организации педагогической практики студентов в учебных заведениях республики. В ходе практики будущие педагоги выполняют следующие виды деятельности: самостоятельно организуют работу с детьми; проводят педагогический эксперимент или творческую исследовательскую работу с целью углубления профессиональных умений и навыков; активно участвуют в деятельности педагогического коллектива; оказывают помощь педагогу в проведении педагогических консультаций с родителями и др.

В настоящее время к показателям эффективной поликультурной образовательной среды вуза относят:

  • количество студентов, участвующих в мероприятиях, проводимых в вузе, посвященных проблемам сохранения национальных культур, традиций, языку и т. д.;
  • количество конфликтов, возникающих на национальной почве;
  • толерантное отношение и эффективное взаимодействие между субъектами образовательного процесса;
  • характер межкультурных коммуникаций в педагогическом коллективе;
  • характер оказания педагогической помощи студентам, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах, связанных с адаптацией к новым условиям региона, вуза;
  • удовлетворенность организацией образовательной, научной, социальной, воспитательной жизнью вуза;
  • формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций студентов по отношению к себе и собственной культуре и др. [9].

Для оценки поликультурной образовательной среды в вузе нами было проведено анкетирование студентов 1‒4-х курсов, обучающихся по УГСН «Образование и педагогические науки» (профили «Технология и информатика», «Дизайн и декоративно-прикладное искусство».

Так, на вопрос «Нравится ли Вам учиться в нашем вузе? Стоит ли проводить в образовательных учреждениях Республики Марий Эл мероприятия, посвященные вопросам сохранения национальных культур, языка и традиций народов, проживающих на территории нашего региона?» большинство респондентов (90 %) ответили на вопрос «да» – положительно, они считают, что такие мероприятия проводить надо, это сближает и роднит людей; 25 % молодежи против; 5 % затрудняются ответить.

Большинство респондентов (80 %) отметили, что их устраивают условия обучения в вузе. Студенты отметили, что социально-психологическая атмосфера внутри коллектива вуза спокойная и дружелюбная.

Результаты показали, что большинство студентов (70 %) высоко оценили помощь наставников (кураторов), направленную на решение их личностных проблем. Среди проблем были отмечены: «адаптационные трудности», «коммуникативные барьеры», «страх быть непонятым» и др. Среди важных качеств куратора отмечались: гуманность, профессионализм, коммуникабельность, нравственность, педагогический такт.

65 % студентов отметили необходимость и значимость создания в вузе «системы социально-педагогической поддержки», работы консалтингового центра, куда могли бы обратиться за индивидуальной помощью все, кто оказался в трудной ситуации за профессиональной помощью.

На вопрос «Ощущали ли Вы трудности в межкультурном взаимодействии со студентами и преподавателями?» 85 % студентов отметили, что не испытывают значительных трудностей.

На вопрос «Возникают ли в вузе конфликты на национальной почве?» 90 % учащихся ответили, что в вузе нет национальных конфликтов, 10 % вообще «не знают, о чем идет речь».

Опыт нашей работы подтверждает, что развитие поликультурной образовательной среды вуза средствами социально-педагогического консалтинга в системе высшего профессионального образования – сложный многоуровневый процесс, направленный на оказание квалифицированной помощи студентам, испытывающим различные проблемы в адаптации к образовательному процессу вуза, поликультурной среде города, учебному коллективу и тд., и убеждает в необходимости постоянного творческого поиска путей его совершенствования.

Как нам удалось выяснить, в вузе созданы хорошие предпосылки для развития поликультурной образовательной среды вуза средствами социально-педагогического консалтинга, с помощью таких механизмов как: организация системы наставничества, социально-педагогическая поддержка представителей национальных диаспор, проектирование  индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, помощь в разработке и защите студенческих проектов, индивидуальное сопровождение при подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам и др.

1 Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме : учеб. и практикум для вузов. М : Юрайт, 2024. 257 с.

2 Василенко Н. В. Консалтинг в образовании : учеб. пособие. СПб. : КультИнформПресс, 2011. С. 274–275.

×

About the authors

Natalya G. Arzamastseva

Mari State University

Author for correspondence.
Email: natta69@mail.ru

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Technology and Professional Education

Russian Federation, 1, Lenin Sq., Yoshkar-Ola, 424000

Anastasia A. Bulygina

Mari State University

Email: nastyartemevaa@mail.ru

Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Technology and Professional Education

Russian Federation, 1, Lenin Sq., Yoshkar-Ola, 424000

References

  1. Lavrentiev S. Yu., Akhmetov L. G., Krylov D. A. Tendentsii razvitiya konsaltingovoi deyatel'nosti v innovatsionnoi obrazovatel'noi srede vuza [Trends in the development of consulting activities in the innovative educational environment of the university]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 1, pp. 1928. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-1-19-28
  2. Surovtsova E. I. Polikul'turnaya obrazovatel'naya sreda kak fenomen sovremennoi dukhovnoi zhizni obshchestva [Multicultural educational environment as a phenomenon of cultural life of modern community]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2014, no. 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-fenomen-sovremennoy-duhovnoy-zhizni-obschestva (accessed 01.10.2025). (In Russ.).
  3. Shabalina O. L., Lavrentiev S. Yu., Krylov D. A. Upravlencheskii konsalting v sfere obrazovaniya: traditsii i innovatsii [Management consulting in the sphere of education: tradition and innovation]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2020, vol. 14, no. 3, pp. 329337. (In Russ). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-3-329-337
  4. Shemetova A. B. Polikul'turnoe obrazovanie kak napravlenie v professional'noi shkole [Poly-cultural education as tendency of vocational school]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2013, no. 1, pp. 159‒162. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-obrazovanie-kak-napravlenie-v-professionalnoy-shkole (accessed 01.10.2024). (In Russ.).
  5. Karpushina L. P., Vardanyan V. A., Kozlova T. A. Polikul'turnaya obrazovatel'naya sreda obshcheobrazovatel'noi organizatsii kak pedagogicheskii fenomen [Multicultural educational environment of general educational organisation as a pedagogical phenomenon]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal “Kontsept” = Scientific-methodological electronic journal “Кoncept”, 2023, no. 12, pp. 22‒33. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11123
  6. Sosnina T. V. Rol' obrazovatel'nogo konsaltinga v modernizatsii sovremennoi shkoly [The role of educational consulting in the modernization of modern schools]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya = The Science of Person: Humanitarian Researches, 2015, no. 4 (22), pp. 142–147. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovatelnogo-konsaltinga-v-modernizatsii-sovremennoy-shkoly (accessed 01.10.2024). (In Russ.).
  7. Gukalenko O. V. Polikul'turnoe obrazovanie: teoriya i praktika : monografiya [Multicultural education: theory and practice : monograph]. Rostov-na-Donu, RGPU Publishing House, 2003, 512 p. (In Russ.).
  8. Shvetsova N. K., Krylov D. A. Pedagogicheskii konsalting kak osobyi vid professional'noi deyatel'nosti [Pedagogical consulting as a special type of professional activity]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2022, vol. 16, no. 3, pp. 364−370. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-364-370
  9. Merzlyakova N. S. Professional'naya mobil'nost' studenta universiteta v kontekste polikul'turnogo obrazovaniya [Professional mobility of a university student in the context of multicultural education]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya = Almanac of modern science and education. Tambov, Gramota Publ, 2014, no. 1, pp. 68‒71. (In Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».