Поиск регуляторного оптимума деятельности цифровых платформ (сравнительный анализ)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Стремительное развитие цифровых платформ и экосистем, ставших значимым глобальным экономическим феноменом, обусловлено их способностью обеспечивать дополнительные, гибкие и взаимовыгодные возможности для продавцов, покупателей и платформенных занятых. Тем не менее на сегодняшний день правовое оформление этого феномена развивается более медленными темпами, чем экономическое. Для изучения баланса правового и экономического развития цифровых платформ последние концептуализируются как новая форма организации товарно-денежного обмена. Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование цифровых платформ в России и за рубежом, права и обязанности участников рыночных отношений. Исследование не охватывает цифровые платформы в публичном секторе, социальные сети и мессенджеры. Применяются сравнительно-правовой, формально-логический, формально-догматический, историко-правовой методы, анализ, синтез и герменевтика. Выдвигается и доказывается материалами исследования гипотеза о существовании трех закономерных этапов регулирования платформ в мире и в России. В ходе анализа эволюционного трехступенчатого развития правового регулирования электронной коммерции (как феномена, предваряющего платформенную экономику) обнаружено, что оно нередко характеризуется несогласованностью воздействия разных отраслей права, включая наличие пробелов и коллизий, которые способствуют спонтанному достижению выгод заинтересованными субъектами, а не планомерному взаимодействию в рамках нормативной схемы. В наиболее ярком виде это заметно в отсутствии однородного терминологического аппарата, используемого в непосредственно задействованных для регулирования цифровой экономики отраслях законодательства, равно как и единых принципов регуляторной политики, которые учитывали бы межотраслевую специфику. Обобщение зарубежного и отечественного опыта регулирования электронной коммерции и платформенной экономики позволило предложить дефинитивные конструкции для комплексного воздействия на многоаспектную деятельность цифровых платформ (подходящие для гражданского, налогового, конкурентного, информационного и административного права). Кроме того, сформулирована сбалансированная концепция общих принципов прозрачного функционирования цифровых платформ и их взаимодействия с обществом, государством и субъектами экономической деятельности.

Об авторах

А. Кошель

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: koshel@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-4517-8326

Я. Кузьминов

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: kouzminov@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-4598-0631

Е. Кручинская

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: ekruchinskaya@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-4778-3287

Б. Лесив

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: blesiv@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-8085-3983

Список литературы

  1. Afina Y. et al. (2024) Towards a global approach to digital platform regulation: Preserving openness amid the push for Internet sovereignty. Research Paper. London: Royal Institute of International Affairs, 63 p.
  2. Cheng Y., Deng F. et al. (2023) Enhancing antitrust analysis of digital platforms: what can we learn from recent economic research? Antitrust, vol. 37, no. 3, pp. 20–27.
  3. Deldjoo Y., Jannach D., Bellogin A. et al. (2024) Fairness in recommender systems: research landscape and future directions. User Model User-Adap Inter, no. 34, pp. 59–108.
  4. Drahokoupil J., Jepsen M. (2017) The digital economy and its implications for labor. European Review of Labor and Research, vol. 23, no. 2, pp. 103–107.
  5. Egorova M.A., Petrov A.A., Kozhevina O.V. (2022) Impact of digitalization on the implementation of antimonopoly regulation and control over economic concentration in the high-tech sector. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo=Saint Petersburg State University Bulletin. Law, vol. 13, no. 2. pp. 327–343. (in Russ.)
  6. Fei L. (2023) Regulation under administrative guidance: the case of China’s forcing interoperability on digital platforms. Computer Law & Security Review, no. 48, pp. 1–11.
  7. Frolova E.A. (2023) A review of a book: Stoilov Ya. Principles of law: terms and using. Moscow: Prospekt, 2002, 312 p. Gosudarstvo i pravo=State and Law, no. 1, pp. 200–202 (in Russ.)
  8. Haggard S., Tiede L. (2011) The Rule of Law and Economic Growth: Where are We? World Development, vol. 39, no. 5, pp. 673–685.
  9. Hayek F.A. (1944) The road to serfdom. London: George Routledge & Sons, 296 p.
  10. Healy J., Nicholson D., Pekarek A. (2017) Should we take the gig economy seriously? Labor and Industry, vol. 27, no. 3, pp. 232–248.
  11. Heimburg V., Wiesche M. (2023) Digital platform regulation: opportunities for information systems research. Internet Research, vol. 33, no. 7, pp. 72–85.
  12. Hossain M.B., AI-Hanakta R.Y. et al. (2022) Exploring key success factors for sustainable e-commerce adoption in smes. Polish Journal of Management Studies, vol. 25, no. 1, pp. 162–178.
  13. Ivanov A. Yu. (2019) Digital economy and antitrust law: the unity and conflict of opposites. Pravovedenie=Legal Studies, no. 4, pp. 486–521 (in Russ.)
  14. Kenney M., Zysman J. (2016) The rise of the platform economy. Issues in Science and Technology, vol. 32, no. 3, pp. 61–69.
  15. Lafuente E., Ács Z.J., Szerb L. (2024) Analysis of the digital platform economy around the world: a network DEA model for identifying policy priorities. Journal of Small Business Management, vol. 62, no. 2, pp. 847–891.
  16. Lehdonvirta V. (2018) Flexibility in the gig economy: managing time on three online piecework platforms. New Technology, Work and Employment, vol. 33, no. 1, pp. 16–29.
  17. Lofstedt R. E. (2023) The precautionary principle: risk, regulation and politics. Process, Safety and Environmental Protection, vol. 81, no. 1, pp. 36–43.
  18. Nersesyants V.S. (2003) History of political and legal doctrines. Textbook. Moscow: Norma, 944 p. (in Russ.)
  19. North D.C. (1990) Institutions, institutional change and economic performance. Political economy of institutions and decisions. Cambridge: University Press, 153 p.
  20. Paun C., Ivascu C., Olteteanu A., Dantis D. (2024) The main drivers of e-commerce adoption: a global panel data analysis. Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research, vol. 19, issue 3, pp. 2198–2217.
  21. Rylova M.A. (2014) The precautionary principle as harm prevention and (or) protection of economic interests: European legal experience. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo=Moscow State University Bulletin. Law, no. 2, pp. 30–42 (in Russ.)
  22. Schulte-Nölke H., Rüffer I., Nobrega C. et al. A. (2020) The legal framework for e-commerce in the internal market. European Parliament. Policy Department for Economic, Scientific and Quality of Life Policies, 43 p. https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2020/652707/IPOL_STU(2020)652707_EN.pdf
  23. Shelepov A.V., Kolmar O.I. (2024) Regulation of digital platforms in Russia. Vestnik miezhdunarodnykh organizatciy=International Organizations Bulletin, vol. 19, no. 2, pp. 110–126 (in Russ.)
  24. Silberman M.S., Harmon E. (2018) Rating working conditions on digital labor platforms. Computer Supported Cooperative Work, vol. 28, issue 5, pp. 911–960.
  25. Stewart A., Stanford J. (2017) Regulating work in the gig economy. The Economics and Labor Relations Review, vol. 28, issue 3, pp. 420–437.
  26. Strowel A., Vergote W. (2017) Digital platforms: to regulate or not to regulate? Message to regulators: fix the economics first, then focus on the right regulation. Research Observatory on Sharing Economy, Law and Society, 16 p.
  27. Yang G., Deng F. et al. (2022) Digital paradox: platform economy and high-quality economic development — new evidence from provincial panel data in China. Sustainability, vol. 14, no. 4, pp. 22–25.
  28. Zap’yantsev A.A. (2024) Creation and regulation of digital platforms in China. Azia i Africa segodnia=Asia and Africa Today, no. 4. pp. 55–60. (in Russ.)
  29. Zhai K. (2021) Alibaba hit by record $2.8 billion antitrust fine in China. The Wall Street Journal. April 10.
  30. Zhukov V.N., Frolova E.A. et al. (2024) Theory of state and law. Textbook. Moscow: Prospekt, 640 p. (in Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кошель А., Кузьминов Я., Кручинская Е., Лесив Б., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».