Правовое регулирование информационных систем автотранспортной телематики в России и за рубежом

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме правового обеспечения функционирования информационных систем автотранспортной телематики в целях обеспечения потребности государственных и муниципальных органов, физических и юридических лиц в доступе к телематической автотранспортной информации и ее использовании. Авторы выделяют два основных подхода к совершенствованию законодательства в сфере транспортной телематики: комплексное регулирование и «точечные» изменения законодательства. И тот, и другой подходы предполагают внесение изменений в законодательство, устранение пробелов, в том числе определение правового режима информации, формируемой в процессе использования транспортной телематики, создание условий, обеспечивающих эффективное функционирование «Автонет», защиту персональных данных. Объектом исследования стали нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере информационных систем автотранспортной телематики в части порядка создания, эксплуатации и использования таких систем, в том числе в части сбора, хранения, обработки и предоставления данных, формируемых транспортными средствами, включая одометры, находящиеся в эксплуатации на территории Евразийского экономического союза. Авторы учли требования к картографическому обеспечению информационных систем автотранспортной телематики, проанализировали зарубежный опыт правового регулирования отношений по поводу создания, эксплуатации и использования информационных систем автотранспортной телематики, а также правового режима включенной в них информации. Целью работы стало изучение направлений совершенствования правового регулирования и устранения административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет». Методологический аппарат исследования составили общие и специальные методы научного познания: философский метод, формально-логический метод, системно-структурный метод, исторический метод, формально-юридический метод анализа, догматический метод, метод толкования права, сравнительно-правовой метод, метод экспертного оценивания. При применении указанных общих методов научного познания были использованы такие приемы исследования, как структурирование, описание, анализ и синтез результатов работы, сформулированных на основе проведенного анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и зарубежных стран.

Об авторах

Людмила Терещенко

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Email: Ltereschenko@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-2170-5339
Доктор юридических наук, доцент

Юрий Трунцевский

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Email: trunzev@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9906-0585
Доктор юридических наук, профессор

Феликс Лещенков

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Email: noreply@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-2221-6710
Научный сотрудник

Список литературы

  1. Azzopardi M., Cortis D. (2013) Implementing Automotive Telematics for Insurance Covers of Fleets. Journal of technology management & innovation, vol. 8, no. 4, pp. 5967.
  2. Chuchaev A.I., Malikov S.V. (2019) Liability for damage caused by a highly automated vehicle: state and prospects. Actualnye problemy rossiyskogo prava = Current Issues of Russian Law, no. 6, pp. 117-124. (In Russ.).
  3. Guillen M., Nielsen J.P., Pérez-Marín A.M. & Elpidorou V. (2020) Can Automobile Insurance Telematics Predict the Risk of Near-Miss Events? North American Actuarial Journal, vol. 24, no. 1, pp. 141-152.
  4. Khabrieva T.Ya. (2018) Law and challenges of digital reality. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, no. 9, pp. 5-16. (In Russ.).
  5. Khabrieva T.Ya., Chernogor N.N. (2018) Law in digital reality. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law, no. 1, pp. 85-102. (In Russ.).
  6. Klopf J. (2018) Die Verkehrspsychologie im transdisziplinären Spannungsfeld von Technik und Umwelt. Vom Wagenlenker der Antike zum Autonomen Fahren — das neue Bewusstsein der Maschinen? Psychologie in Österreich. Themenschwerpunkt: Verkehrspsychologie, vol. 38, S. 7-18.
  7. Komarov V. V., Garagan S. A. (2012) Intelligent tasks of telematics transport systems and intelligent transport system. T-Comm: Telecommunicatsii i transport, 2012, vol. 6, no. 4, pp. 34-38. (In Russ.).
  8. Komarov V. V., Garagan S. A. (2016) Using the infrastructure of the Era-GLONASS system as the basis of telematics transport systems. Transport v Rossiskoi Federatsii = Transport in Russia, no. 1, pp. 22-25. (In Russ.).
  9. Pavlenko V. (2016) Improving processes of monitoring vehicles using telematics systems. Vestnik Khar'kovskogo natsionalnogo avtomobilno-dorozhnogo yniversiteta = Herald of Kharkov Car University, № 75. pp. 139-144.
  10. Pomerantz F. (2015) Auto insurance telematics data privacy and ownership. FORC Journal, vol. 26, pp. 1-16.
  11. Przybyl P., Vorobyova T. (2014) Complexity of transport telematics systems. Aktualnie voprosi innovatsionnoi economiki = Current Issues of Innovation Economics, no. 8-2, pp. 82-91. (In Russ.).
  12. Sharpe B., Schaller D. (2019) Telematics in The Canadian Trucking Industry. White Paper December 2019. International Council on Clean Transportation. 24 p. Available at: :https://theicct.org/sites/default/files/publications/Telematics_Canadian_trucking_industry_20191210.pdf
  13. Sitdikov I. M. (2012) Transport and telematics system as the basis for Informatization of the transport complex. Segodnya i zavtra rossiyskoy ekonomiki = Today and tomorrow of the Russian economy, no. 52, pp. 151-154. (In Russ.).
  14. Tikhomirov Yu. A. (2020) Law: the moment of rest or the anticipatory impact on social processes. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law, no. 4, pp. 5-16. (In Russ.).
  15. Wahlström J., Skog I. and Händel P. (2017) Smartphone-Based Vehicle Telematics: A Ten-Year Anniversary. IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems, vol. 18, no. 10, pp. 2802-2825.
  16. Zubarev S. M. (2018) Implementation of the National technological initiative: on the correlation of the concepts “administrative barriers” and “legal barriers”. Administrativnoe pravo i protcess = Administrative Law and Process, no. 10, pp. 4-9. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Терещенко Л., Трунцевский Ю., Лещенков Ф., 2021

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».