Разработка индекса устойчивости цифровых экосистем и его применение: на примере российских компаний

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании рассматриваются проблемы бизнес-экосистем, эффективность и устойчивость которых определяются организацией взаимодействия всех участников с использованием цифровых инструментов. Целью исследования является разработка индекса устойчивости цифровой экосистемы, отражающего изменение стоимости компании. В статье определены основные характеристики цифровых бизнес-экосистем путём адаптации существующей таксономии цифровых экосистем к условиям российского рынка, а также проведена оценка устойчивости российских компаний — таких как Яндекс и VK Group — с использованием разработанного авторами индекса устойчивости цифровой экосистемы (DESIn), предназначенного для определения стратегической позиции компаний на рынке. Авторы выявили ключевые классификационные признаки цифровых экосистем и осуществили измерение их устойчивости на основе финансовых и нефинансовых показателей в рамках индекса DESIn. Полученные результаты и разработанный индекс устойчивости цифровых экосистем могут быть использованы российскими компаниями для разработки стратегий, анализа конкурентных позиций и выбора оптимальных направлений развития цифровых экосистем.

Об авторах

Сергей Гришунин

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Автор, ответственный за переписку.
Email: sergei.v.grishunin@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5563-5773

Candidate of Sciences (PhD), CFA, Senior Lecturer

Россия, Санкт-Петербург

Ирина Ивашковская

НИУ ВШЭ

Email: iivashkovskaya@hse.ru

Doctor of Economics, Professor, Head of Corporate Finance Center, Head of School of Finance

Россия, Москва

Наталья Бренделева

ИП Бренделева Н.А.

Email: Nab01@bk.ru
ORCID iD: 0009-0002-9275-4952
Россия, Москва

Артем Андреев

О "Тбанк"

Email: Artemikkk00@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-6337-6199

Analyst PE/VC

Россия, Москва

Алан Байрамуков

ООО ДОРОГИ

Email: Bairamukovalan@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-7661-9706

Deputy CEO of Commerce

Россия, Черкесск

Список литературы

  1. Matthias Koch, Daniel Krohmer, Matthias Naab, Dominik Rost, Marcus Trapp, A matter of definition: Criteria for digital ecosystems, Digital Business, Volume 2, Issue 2, (2022). ISSN 2666-9544, https://doi.org/10.1016/j.digbus.2022.100027
  2. IG1275 Ecosystem Taxonomy v1.0.0, Digital Ecosystem Management Project, – 01.02.2022 https://www.tmforum.org/resources/how-to-guide/ig1275-ecosystem-taxonomy-v1-0-0/
  3. Sarafin Greg Companies that utilize business ecosystems will be better positioned to drive innovation and capital efficiency to create customer value (2021) https://www.ey.com/en_gl/alliances/what-business-ecosystem-means-and-why-it-matters
  4. Tjark Freundt, Paul Jenkins, Tamás Kabay, Hamza Khan, and Istvan Rab, Growth and resilience through ecosystem building (2023) https://www.mckinsey.com/capabilities/growth-marketing-and-sales/our-insights/growth-and-resilience-through-ecosystem-building?cid=eml-web
  5. Kulapov M.N., Pereverzeva E.I., Kirillova O.Yu. (2022) Biznes-ekosistemy: opredeleni-ya, tipologii, praktiki razvitiya [Business ecosystems: definitions, typologies, develop-ment practices]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 12. (3). – 1597–1612. doi: 10.18334/vinec. 12.3.115234
  6. Adams, R., Jeanrenaud, S., Bessant, J., Denyer, D., & Overy, P. (2016). Sustainability-oriented innovation: A systematic review. International Journal of Management Reviews, 18(2), 180–205. https://doi.org/10.1111/ijmr.12068
  7. Attanasio G. Preghenella N. De Toni A. Battistella C. (2021). Stakeholder engagement in business models for sustainability: The stakeholder value flow model for sustainable de-velopment. Business Strategy and the Environment, 31(3), 860–874. 10.1002/bse.2922 https://doi.org/10.1002/bse.2922
  8. Freudenreich, Birte, et al. “A Stakeholder Theory Perspective on Business Models: Value Creation for Sustainability.” Journal of Business Ethics, vol. 166, no. 1, 2020, pp. 3–18. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/45386888. Accessed 5 Apr. 2024.
  9. Riquelme-Medina Marta, Stevenson Mark, Barrales-Molina Vanesa, Llorens-Montes Francisco Javier, Coopetition in business Ecosystems: The key role of absorptive capaci-ty and supply chain agility, Journal of Business Research, Volume 146, 2022, Pages 464-476, ISSN 0148-2963, https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2022.03.071
  10. Prince Kwame Senyo, Kecheng Liu, John Effah, Digital business ecosystem: Literature review and a framework for future research, International Journal of Information Man-agement, Volume 47, 2019, Pages 52-64, ISSN 0268-4012, https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2019.01.002 (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0268401218305991)
  11. Adner Ron, Puranam Phanish, Zhu Feng, What Is Different About Digital Strategy? (2019) From Quantit ative to Qualitative Change, https://doi.org/10.1287/stsc.2019.0099
  12. Gawer, A. (2022). Digital platforms and ecosystems: remarks on the dominant organiza-tional forms of the digital age. Innovation, 24(1), 110–124. https://doi.org/10.1080/14479338.2021.1965888 (https://www.tandfonline.com/doi/citedby/10.1080/14479338.2021.1965888?scroll=top&needAccess=true)
  13. P.K. Senyo, K. Liu, J. Effah, Digital business ecosystem: literature review and a frame-work for future research, Int. J. Inf. Manag., 47 (2019), pp. 52-64, 10.1016/j.ijinfomgt.2019.01.002 (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0268401218305991)
  14. Kuprevich, T. (2023). Digital business-models: concept, features and directions of de-velopment. URL: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/98754
  15. 3Shi, Yuwei, and Tom Manning. Understanding Business Models and Business Model Risks. The Journal of Private Equity, vol. 12, no. 2, 2009, pp. 49–59. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43503589. Accessed 5 Apr. 2024.gjty
  16. Taeuscher, Karl & Laudien, Sven. Uncovering the Nature of Platform-based Business Models: An Empirical Taxonomy. (2017) https://www.researchgate.net/publication/307978320_Uncovering_the_Nature_of_Platform-based_Business_Models_An_Empirical_Taxonomy/citations
  17. Dominik Lis Boris Otto Towards a Taxonomy of Ecosystem Data Governance January 2021 doi: 10.24251/HICSS.2021.733 Conference: Proceedings of the 54th Hawaii In-ternational Conference on System Sciences URL: http://hdl.handle.net/10125/71353
  18. Staub, Nicola & Haki, Kazem & Aier, Stephan & Winter, Robert. (2021). Taxonomy of Digital Platforms: A Business Model Perspective. doi: 10.24251/HICSS.2021.744 (https://www.researchgate.net/publication/348231414_Taxonomy_of_Digital_Platforms_A_Business_Model_Perspective)
  19. Mio, Chiara, Antonio Costantini, and Silvia Panfilo. 2022. Performance measurement tools for sustainable business: A systematic literature review on the sustainability bal-anced scorecard use. Corporate Social Responsibility and Environmental Management 29: 367–84. https://doi.org/10.1002/csr.2206
  20. Gleißner, W., Günther, T. & Walkshäusl, C. Financial sustainability: measurement and empirical evidence. J Bus Econ 92, 467–516 (2022). https://doi.org/10.1007/s11573-022-01081-0 (https://link.springer.com/article/10.1007/s11573-022-01081-0)
  21. Settembre-Blundo, D., González-Sánchez, R., Medina-Salgado, S. et al. Flexibility and Resilience in Corporate Decision Making: A New Sustainability-Based Risk Management System in Uncertain Times. Glob J Flex Syst Manag 22 (Suppl 2), 107–132 (2021). https://doi.org/10.1007/s40171-021-00277-7
  22. Benfer, Martin, et al. “Resilience Measures in Global Production Networks: A Literature Review and Conceptual Framework.” Die Unternehmung, vol. 75, no. 4, 2021, pp. 491–520. JSTOR, https://www.jstor.org/stable/27284470. Accessed 14 Apr. 2024
  23. Rasool, F., Greco, M. and Grimaldi, M. (2022), “Digital supply chain performance met-rics: a literature review”, Measuring Business Excellence, Vol. 26 No. 1, pp. 23-38. https://doi.org/10.1108/MBE-11-2020-0147

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гришунин С., Ивашковская И., Бренделева Н., Андреев А., Байрамуков А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».