Влияют ли ESG факторы на инвестиционную привлекательность публичных компаний?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Несмотря на большое количество исследований, посвящённых влиянию раскрытия информации об ESG или ESG-результатов на показатели деятельности компаний, данная тема остаётся спорной и вызывает разногласия. Возрастающая роль ESG-рейтингов в процессе принятия инвестиционных решений поднимает вопрос о том, влияет ли сам ESG-рейтинг и его составляющие на инвестиционную привлекательность публичных компаний.

На основе выборки из американских компаний индекса S&P 500 и европейских компаний индекса S&P 350 за период с 2010 по 2020 год исследуется взаимосвязь между ESG-результативностью и инвестиционной привлекательностью, измеряемой с помощью показателей Q Тобина, рентабельности собственного капитала (ROE), стоимости капитала и вероятности выплаты дивидендов. Применяя анализ разницы средних, панельную регрессию и метод сопоставления по оценке склонности (propensity score matching), делается вывод о том, что высокая ESG-результативность положительно влияет на показатель Q Тобина на обоих рынках. Также получены данные, что переход ESG-рейтинга компании выше медианного уровня может способствовать более справедливой рыночной оценке, повышению вероятности выплаты дивидендов и снижению стоимости капитала, при этом рентабельность собственного капитала остаётся без существенных изменений.

В отличие от большинства предыдущих работ, сосредоточенных на одном показателе, например, рыночной стоимости компании или стоимости заимствований, данное исследование предлагает комплексный подход к оценке инвестиционной привлекательности и рассматривает не только совокупный ESG-рейтинг, но и его отдельные компоненты: экологический, социальный и управленческий. Кроме того, акцент делается на влиянии ESG-показателей в отраслевом разрезе.

В целом, результаты исследования свидетельствуют о том, что менеджеры уделяют особое внимание ESG-показателям в случае их нахождения ниже медианного уровня, однако хорошая ESG-результативность сама по себе не гарантирует высокой инвестиционной привлекательности.

Об авторах

V. Nazarova

НИУ ВШЭ

Автор, ответственный за переписку.
Email: nvarvara@list.ru

V. Lavrova

"Газпром нефть"

Email: v_lavrova@inbox.ru

Список литературы

  1. MSCI ESG Research. (2020, November). MSCI ESG Ratings Methodology [Online]. Avail-able at: https://www.msci.com/documents/ (Accessed 10 February 2021).
  2. Amel-Zadeh, A., and Serafeim, G. (2018), ‘Why and How Investors Use ESG Information: Evidence from a Global Survey’, Financial Analysts Journal, vol. 74, no. 3, pp. 87-103. DOI: https://doi.org/10.2469/faj.v74.n3.2
  3. Arabella Advisors. (2018). The Global Fossil Fuel Divestment and Clean Energy Invest-ment Movement [Online]. Available at: https://www.arabellaadvisors.com (Accessed 20 March 2021).
  4. World Bank Group. (2017, December 12). World Bank Group Announcements at One Plan-et Summit [Online]. Available at: https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2017/12/12/ (Accessed 20 March 2021).
  5. Bernow, S., Nuttall, R. (2020, May 26). Why ESG is here to stay [Online]. McKin-sey&Company. Available at: https://www.mckinsey.com/business-functions/strategy-and-corporate-finance/our-insights/ (Accessed 15 March 2021).
  6. Kell, G. (2018, July 11). The Remarkable Rise of ESG [Online]. Forbes. Available at: https://www.forbes.com/sites/georgkell/ (Accessed 8 February 2021).
  7. Wagner, C., and Ballentine, C. (2020, October 25). Record Flows Pour Into ESG Funds as Their ‘Wokeness’ Is Debated [Online]. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/ (Accessed 20 March 2021).
  8. PwC. (2019). Older and wiser: Is responsible investment coming of age? Private Equity Re-sponsible Investment Survey 2019 [Online]. Available at: https://www.pwc.com/gx/en/services/sustainability/ (Accessed 10 February 2021).
  9. Armstrong, R. (2020, October 23). The fallacy of ESG investing [Online]. Financial Times. Available at: https://www.ft.com/content/ (Accessed 15 March 2021).
  10. Bardos, K., Ertugrul, M., and Gao, L. (2020), ‘Corporate social responsibility, product mar-ket perception, and firm value’, Journal of Corporate Finance, vol. 62, pp. 1-18. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcorpfin.2020.101588
  11. Fatemi, A., Glaum, M., and Kaiser, S. (2018), ‘ESG performance and firm value: The mod-erating role of disclosure’, Global Finance Journal, vol. 38, pp. 45-64. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gfj.2017.03.001
  12. Li, Y., Gong, M., Zhang, X., and Koh, L. (2018), ‘The impact of environmental, social, and governance disclosure on firm value: The role of CEO power’, The British Accounting Re-view, vol. 50, pp. 60-75. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bar.2017.09.007
  13. Wong, W. C., Batten, J. A., and Ahmad, H. (2020), ‘Does ESG certification add firm val-ue?’, Finance Research Letters, pp. 1-18. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2020.101593
  14. Dhaliwal, D., Li, O. Z., Tsang, A., and Yang, Y. G. (2014), ‘Corporate social responsibility disclosure and the cost of equity capital: The roles of stakeholder orientation and financial transparency’, Journal of Accounting and Public Policy, vol. 33, no. 4, pp. 328-355. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jaccpubpol.2014.04.006
  15. Eliwa, Y., Aboud, A., and Saleh, S. (2019), ‘ESG practices and the cost of debt: Evidence from EU countries’, Critical Perspectives on Accounting, https://doi.org/10.1016/j.cpa.2019.102097.
  16. S&P Global Ratings. (n.d.). ESG in Credit Ratings [Online]. Available at: https://www.spglobal.com/ratings/en/products-benefits/products/esg-in-credit-ratings (Ac-cessed 21 March 2021).
  17. Nauman, B. (2020, June 1). ESG pressure on dividend payouts to continue after crisis [Online]. FT. Available at: https://www.ft.com/content/ (Accessed 10 February 2021).
  18. Rjiba, H., Jahmane, A., and Abid, I. (2020), ‘Corporate social responsibility and firm value: Guiding through economic policy uncertainty’, Finance Research Letters, vol. 35, pp. 1-7. DOI: https://doi.org/10.1016/j.frl.2020.101553
  19. Nirino, N., Santoro, G., Miglietta, N., and Quaglia, R. (2021), ‘Corporate controversies and company's financial performance: Exploring the moderating role of ESG practices’, Tech-nological Forecasting & Social Change, vol. 162, pp. 1-7. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120341
  20. Cheung, A., Hu, M., and Schwiebert, J. (2018), ‘Corporate social responsibility and divi-dend policy’, Accounting and Finance, vol. 58, no. 3, pp. 787–816. DOI: https://doi.org/10.1111/acfi.12238
  21. Alonso-Almeida, M., Rodrıguez-Anton, J., and Rubio-Andrada, L. (2012), ‘Reasons for im-plementing certified quality systems and impact on performance: an analysis of the hotel industry’, The Service Industries Journal, vol. 32 no. 6, pp. 919-936. DOI: https://doi.org/10.1080/02642069.2010.545886
  22. Velte, P. (2017), ‘Does ESG Performance have an impact on financial performance? Evi-dence from Germany’, Journal of global responsibility, vol. 80, no. 2, pp. 169-178. DOI: https://doi.org/10.1108/JGR-11-2016-0029
  23. Alareeni, B., and Hamdan, A. (2020), ‘ESG impact on performance of US S&P 500-listed firms’, Corporate Governance, vol. 20, no. 7, pp. 1409-1428. DOI: https://doi.org/10.1108/CG-06-2020-0258
  24. Ortas, E., Alvarez, I., and Garayar, A. (2015), ‘The Environmental, Social, Governance, and Financial Performance Effects on Companies that Adopt the United Nations Global Com-pact’, Sustainability, vol. 7, pp. 1932-1956. DOI: https://doi.org/10.3390/su7021932
  25. Landi, G., and Sciarelli, M. (2019), ‘Towards a more ethical market: the impact of ESG rat-ing on corporate financial performance’, Social Responsibility Journal, vol. 15, no. 1, pp. 11-27. DOI: https://doi.org/10.1108/SRJ-11-2017-0254
  26. Zhao, C., Guo Y., Yuan, J., Wu, M., Li, D., Zhou, Y., and Kang, J. (2018), ‘ESG and Corpo-rate Financial Performance: Empirical Evidence from China’s Listed Power Generation Companies’, Sustainability, vol. 10, pp. 1-18 DOI: https://doi.org/10.3390/su10082607
  27. Benlemlih, M. (2019), ‘Corporate social responsibility and dividend policy’, Research in International Business and Finance, vol. 47, pp. 114 - 138. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2018.07.005
  28. Samet, M., and Jarboui, A. (2017), ‘Corporate social responsibility and payout decisions’, Managerial Finance, vol. 43, pp. 982–998. DOI: https://doi.org/10.1108/MF-01-2017-0020
  29. Taliento, M., Favino, C., and Netti, A. (2019), ‘Impact of Environmental, Social, and Gov-ernance Information on Economic Performance: Evidence of a Corporate ‘Sustainability Advantage’ from Europe’, Sustainability, vol. 11, pp. 1738 – 1764. DOI: https://doi.org/10.3390/su11061738
  30. Matos, P., Barros, V., and Sarmento, J. (2020), ‘Does ESG Affect the Stability of Dividend Policies in Europe?’, Sustainability, vol. 12, no. 21, pp 8804. DOI: https://doi.org/10.3390/su12218804
  31. Galbreath, G. (2013), ESG in Focus: The Australian Evidence, ‘Journal of Business Ethics’, 118, pp. 529-541. DOI: https://doi.org/10.1007/s10551-012-1607-9
  32. Fell, J. (2001). What can Tobin’s Q tell us about market stock valuation? European Central Bank Research.
  33. Gugler, K., Mueller, D., and Yurtoglu, B. (2004), ‘Marginal q, Tobin’s q, Cash Flow, and Investment’, Southern Economic Journal, vol. 70, no. 3, pp. 512-531. DOI: https://doi.org/10.1002/j.2325-8012.2004.tb00586.x
  34. Sustainanalytics. (n. d.). [Online]. Available at: https://www.sustainalytics.com/esg-data/ (Accessed 21 March 2021).
  35. Chen, H., and Yang, S. (2020), ‘Do Investors exaggerate corporate ESG information? Evi-dence of the ESG momentum effect in the Taiwanese market’, Pacific-Basin Finance Jour-nal, vol. 63, pp. 1-13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2020.101407
  36. Diamond, A., and Sekhon, J. (2013), ‘Genetic Matching for Estimating Causal Effects: A General Multivariate Matching Method for Achieving Balance in Observational Studies’, The Review of Economics and Statistics, vol. 95, no. 3, pp. 932-945. DOI: https://doi.org/10.1162/REST_a_00318
  37. Shipman, J., Swanquist, Q., and Whited, R. (2017), ‘Propensity score matching in account-ing research’, Accounting. Review, vol. 92, pp. 213–244. DOI: https://doi.org/10.2308/accr-51449

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Nazarova V., Lavrova V., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».