Развитие цифровых бизнес-экосистем в России: ключевые факторы и их влияние на финансовые показатели

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Много научной литературы посвящено преимуществам и особенностям развития бизнеса с помощью стратегии, основанной на экосистемном подходе. Однако, проблема актуальности и применимости внедрения бизнес экосистемы, а также проблема способа повышения эффективности изучены недостаточно подробно. Впервые в исследовании проведен углубленный анализ факторов эффективности бизнес-систем, существенно влияющих на их успех. Подробно проанализированы три ключевых фактора — самодостаточность экосистемы, уровень интеграции сервисов и удовлетворенность клиентов. Этот подход позволяет расширить понимание того, как эти факторы взаимодействуют и влияют на стоимость экосистемы, что до настоящего времени изучалось недостаточно глубоко. С этой целью проведен анализ чувствительности показателя NPV – экосистемы, рассчитанный для двух российских технологических компаний МКПАО «Яндекс» и МКПАО «ВК» с помощью метода дисконтированных денежных потоков через драйверы: количество активных клиентов, средний процент оттока клиентов, цифровая воронка продаж и средний чек/комиссия. Самодостаточность экосистемы существенно влияет на NPV: удаление одного бизнес-направления оказывает негативный эффект на стоимость бизнес экосистемы (от -5% до -167%). Уровень интеграции сервисов незначительно влияет на показатель NPV экосистемы. (при отклонении на 50% отклонение NPV не более 16%) Удовлетворенность клиентов может оказывать значительный положительный эффект на NPV экосистемы. (до 3,7% при отклонении в 1%). Данное исследование позволяет сделать вывод, о том, что каждый фактор эффективности внедрения экосистемы связан с способностью собирать и использовать информацию. Для российского технологического сектора было выявлено значительное влияние в двух из трёх ключевых факторах: самодостаточность экосистемы и удовлетворенность клиента. Практическая значимость результатов данного исследования заключается в определении общих факторов, которые показывают при каких условиях внедрение экосистемы является экономически оправданным для технологического сектора.

 

Об авторах

Л. Иван

ООО «ПСБ Инвестиции и Инновации», Москва, Россия

Автор, ответственный за переписку.
Email: lukin.ivan.57@gmail.com

Список литературы

  1. Spektr: The Largest Russian Ecosystems of 2023-2024 are Listed. In: BFM.ru. 15.01.2024. (In Russ.) URL: https://www.bfm.ru/news/542134v (Accessed on 01.05.2024)
  2. Peltoniemi M., Vuori E. Business ecosystem as the new approach to complex adaptive business environments. Proceedings of EBusiness Research Forum. URL: https://wordpress-futures-prod.s3.amazonaws.com/wp-content/uploads/sites/10/2018/01/09023251/Business-Ecosystem.pdf (Accessed on 05.08.2024).
  3. The Largest Russian Ecosystems of 2023-2024. In: SPECTR. 2024. (In Russ.) URL: https://cdn1.tenchat.ru/static/vbc-gostinder/2024-04-18/df10d848-8f6c-40bc-ab4b-08861a9fb50b.pdf (accessed on 30.04.2024)
  4. Sedashov N. How Russian Companies Develop Ecosystems – 2022. In: VC.ru. 18.01.2022. (In Russ.) URL: https://vc.ru/u/163530-nikolay-sedashov/349623-kak-rossiiskie-kompanii-razvivayut-ekosistemy-2022 (Accessed on 30.04.2024)
  5. Makarova T.Y. What is an Ecosystem in Business and Why is it Necessary. In: RBC Trends. 10.09.2021. (In Russ.) URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed35fdbbf3 (Accessed on 30.04.2024)
  6. Arbuzova T.A. Five Russian Ecosystems Launched 67 New Services in Two Years. RBC Trends. 07.08.2024. (In Russ.)URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/65a91ebd9a79473ff65679ef (Accessed on 30.04.2024)
  7. Factors Betraying the Nearing Death of a Business Ecosystem. In: RBC Pro. 02.04.2021. (In Russ.) URL: https://pro.rbc.ru/demo/606469449a79470457d98ae6 (Accessed on 28.04.2024)
  8. Moore J.F. Predators and prey: a new ecology of competition. Harv Bus Rev. 1993;71(3):75-86.
  9. Moore J.F. The Death of Competition: Leadership & Strategy in the Age of Business Ecosystems. New York: Harper Business; 1996:320.
  10. Moore J.F. The rise of a new corporate form. The Washington Quarterly. 1998;21(1):167–181. https://doi.org/10.1080/01636609809550301 DOI: https://doi.org/10.1080/01636609809550301
  11. Rothschild M. Bionomics: Economy as Ecosystem. New York: Henry Holt and Company; 1990:423.
  12. Li Y-R. The technological roadmap of Cisco’s business ecosystem: Analyzing and Managing Business Networks in the Software Industry. Software Ecosystems. 2013:307–321. https://doi.org/10.4337/9781781955635.00023 DOI: https://doi.org/10.4337/9781781955635.00023
  13. Stanley J., Briscoe G. The ABC of digital business ecosystems. Communications law. 2010;15(1):12–25. https://doi.org/10.48550/arXiv.1005.1899
  14. Nachira F., Dini P., Nicolai A. A network of digital business ecosystems for Europe: roots, processes and perspectives. In: Digital Business Ecosystem. European Commission Information Society and Media; 2007.
  15. Darking M.L., Whitley E.A. Towards an Understanding of FLOSS: Infrastructures, Materiality and the Digital Business Ecosystem. Science Studies. 2007;20(2):13–33. DOI: https://doi.org/10.23987/sts.55210
  16. Herdon M, Várallyai L, Péntek Á. Digital business ecosystem prototyping for SMEs. Journal of Systems and Information Technology. 2012;14(4):286–301. https://doi.org/10.1108/13287261211279026 DOI: https://doi.org/10.1108/13287261211279026
  17. Adner R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem. Harv Bus Rev. 2006;84(4):98-107; 148.
  18. Urmetzer F, Neely A, Martinez V. Business Ecosystems: Towards a Classification Model. Cambridge Service Alliance. 2017. URL:https://cambridgeservicealliance.eng.cam.ac.uk/system/files/documents/2017AprilPaperBusinessEcosystemsFTU.pdf (Accessed on 30.04.2024)
  19. Pidun U., Reeves M., Schüssler M. Chapter 2 do you need a business ecosystem? In: Reeves M., Pidun U., eds. Business Ecosystems. Berlin, Boston: De Gruyter; 2022:13–26. https://doi.org/10.1515/9783110775167-002 DOI: https://doi.org/10.1515/9783110775167-002
  20. Choosing an ecosystem, picking a role, and selecting a business model. In: Sengupta J., Vinayak H.V., Chung V., et al. The ecosystem playbook: Winning in a world of ecosystems. 2019:5-14.
  21. He L, Cheng Y, Su X. Research on the sustainability of the enterprise business ecosystem from the perspective of boundary: The china case. Sustainability. 2020;12(16):6435. https://doi.org/10.3390/su12166435 DOI: https://doi.org/10.3390/su12166435
  22. Panda D.K. The dynamics of business ecosystem identity: An ethnographic study on an Indian microenterprise clusters. Qualitative Research in Organizations and Management. 2020;15(3):235-256. https://doi.org/10.1108/QROM-10-2018-1688 DOI: https://doi.org/10.1108/QROM-10-2018-1688
  23. The Concept of General Regulation of Operations of Groups of Companies which Develop Various Digital Services on the basis of a Single Ecosystem. 2021. (In Russ.) URL:https://www.economy.gov.ru/material/file/cb29a7d08290120645a871be41599850/koncepciya_21052021.pdf (Accessed on 25.05.2023).
  24. Ecosystems in Business. SberKnowledge. New Trends in Management. 2019;(19). (In Russ.) URL: https://sberuniversity.ru/upload/uf/a0c/qwa34rmymqin2r5zy8vrqmsriqep57wr/SberKnowlege_vypusk-19_-2019_Ekosistemy-v-biznese_zhurnal_web_versiya_1.pdf (Accessed on 25.05.2024). DOI: https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-1-19-25
  25. Kobylko A.A. Prospects of developing business ecosystems: competition, cooperation, specialization. Russian Journal of Economics and Law. 2022;16(4):728-744. (In Russ.) https://doi.org/10.21202/2782-2923.2022.4.728-744 DOI: https://doi.org/10.21202/2782-2923.2022.4.728-744
  26. Abdrakhmanova G.I., Gokhberg L.M., Demianova A.V. et al. Platform Economy in Russia: Development Potential: Analytical Report. Edited by Gokhberg L.M., Glazkov B.M., Rudnik P.B. et al. Moscow: HSE Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge, 2023:72. (In Russ.)
  27. Digital Ecosystems in Russia: Evolution, Typology, Approaches to Regulation. 2022. (In Russ.) URL: https://www.iep.ru/files/news/Issledovanie_jekosistem_Otchet.pdf (Accessed on 25.05.2023).
  28. Barinova V.A., Zemtsov S.P. From direct smes’ support to entrepreneurship policy in Russia: Why do regional entrepreneurial ecosystems matter? Regional Research of Russia. 2023;13(3):440–457. https://doi.org/10.1134/s2079970523700776 DOI: https://doi.org/10.1134/S2079970523700776
  29. Guseva M.N., Brikoshina I.S., Yashalova N.N. Digital Business Ecosystems: Russian Experience. Sci. Tech. Inf. Proc. 2023;50:190–195. https://doi.org/10.3103/S0147688223030061 DOI: https://doi.org/10.3103/S0147688223030061
  30. Chen A., Lin Y., Mariani M. et al. Entrepreneurial growth in digital business ecosystems: an integrated framework blending the knowledge-based view of the firm and business ecosystems. J Technol Transf. 2023;48:1628–1653. https://doi.org/10.1007/s10961-023-10027-9 DOI: https://doi.org/10.1007/s10961-023-10027-9
  31. Tsai C.H., Zdravkovic J., Stirna J. Capability Management of Digital Business Ecosystems – A Case of Resilience Modeling in the Healthcare Domain. In: Herbaut N., La Rosa M., eds. Advanced Information Systems Engineering. CASE 2020. Lecture Notes in Business Information Processing. 2020;386. https://doi.org/10.1007/978-3-030-58135-0_11 DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-58135-0_11
  32. Cojocaru L.E.., Sarraipa J., Jardim-Golcalves R., et al. Digital Business Ecosystem Framework for the Agro-Food Industry. In: Mertins K., Bénaben F., Poler R., et al., eds. Enterprise Interoperability VI. Proceedings of the I-ESA Conferences. 2014;7. https://doi.org/10.1007/978-3-319-04948-9_24 DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-04948-9_24
  33. Fedotova G., Stepanishin V., Kapustina Y., et al. Digital ecosystem of Russian Agricultural Bank as an innovative platform for sustainable development of the agro-industrial complex. E3S Web Conf. 2024;486:01006. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202448601006 DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202448601006
  34. Caraganciu A., Musso F., Francioni B. The Influence of Business Ecosystems on Innovation-Based Industries: A Research on the Mechanical Sector in Italy. In: Mărginean S., Ogrean C., Orăștean R., eds. Emerging Issues in the Global Economy. Springer Proceedings in Business and Economics. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-71876-7_9 DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-71876-7_9
  35. Bagnoli C, Albarelli A, Biazzo S, et al. The integration of digital business models: The amazon case study. In: Digital Business Models for Industry 4.0. Future of Business and Finance. Springer, Cham. 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-030-97284-4_4 DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-97284-4_4
  36. Dong X., Jin S., Lu X. Comparison of Xiaomi Smart Home and Huawei HarmonyOS Business Ecosystem. In: Li X., Yuan C., Ganchev I., eds. Proceedings of the 2022 International Conference on Business and Policy Studies. CONF-BPS 2022. Applied Economics and Policy Studies. Springer, Singapore; 2022. https://doi.org/10.1007/978-981-19-5727-7_66 DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-19-5727-7_66
  37. Financial Results. In: Site for Investors, Yandex. (In Russ.) URL: https://ir.yandex.ru/financial-releases?year=2022 (Accessed on 01.05.2024).
  38. ВКонтакте: музыка, видео, чат. In: Google.com.. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.vkontakte.android&hl=ru&gl=US&pli=1 (Accessed on 01.05.2024)
  39. Бороздина Н. Медиапотребление в России. In: Mediascope.net. URL:https://mediascope.net/upload/iblock/f0e/1oz8wxt8pows5kg4lykxdskxympgzf3s/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.pdf (Accessed on 01.05.2024).
  40. Public Cloud – Russia. In: Statista. URL: https://www.statista.com/outlook/tmo/public-cloud/Russia (Accessed on 01.05.2024).
  41. Longe T. Mobile app churn rate & key benchmarks 2024. In: Bluespace. UXCam; 2023 URL: https://uxcam.com/blog/mobile-app-churn-rate/ (Accessed on 01.05.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Иван Л., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».