О выборе конструктивных параметров коренных и шатунных подшипников двигателей легковых автомобилей

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Создание нового ДВС начинается с эскизного проекта, в ходе которого рождается архитектурный замысел двигателя, определяются основные черты его базовых компонентов. Подшипники (в данном случае скольжения) – это краеугольные камни конструкции, которые создают фундамент и формируют основу силовой схемы будущего двигателя. В связи с чем точный выбор этих ключевых компонентов двигателя – непреходящая актуальная задача.

Цель исследований – разработать и предложить инженерный метод выбора параметров подшипников на базе статистического анализа реализованных на практике наиболее удачных конструкций автомобильных двигателей.

Методология и методы. В работе использован метод сравнительного анализа относительных нагрузок, позволяющий проводить оценку условий нагруженности и несущей способности коренных и шатунных подшипников с использованием привычных для двигателистов относительных величин, таких как отношение диаметров шатунной и коренной шеек к диаметру цилиндра (d/Dc, d1/Dc), отношение длины шеек к их диаметрам (Lcp/d, Lmp/d) или к диаметру цилиндра (Lcp/Dc, Lmp/Dc) и т. д.

Результаты и научная новизна. Получены простые, но физически понятные величины, характеризующие условия работы подшипника, с помощью которых, используя имеющиеся каталоги фирм-производителей, конструктор имеет возможность подобрать наиболее близкие своим требованиям вкладыши подшипников – т. е. выбрать тип, размер вкладышей и потенциального поставщика.

Практическая значимость. Предлагаемый метод выбора конструктивных параметров подшипниковых узлов автомобильных двигателей позволяет существенно сократить объем расчетных работ на стадии эскизного проектирования силового механизма (коленчатый вал – блок цилиндров – шатунно-поршневая группа). Приведенные в работе данные могут быть также полезны для обновления давно устаревших данных, изложенных в учебной литературе 70–90-х годов.

Об авторах

Михаил Александрович Зленко

Государственный научный центр «НАМИ»

Email: mikhail.zlenko@nami.ru
ORCID iD: 0000-0002-5351-3622
SPIN-код: 1606-9237

д-р техн. наук, главный научный сотрудник Управления «Двигатели внутреннего сгорания»

Россия, 125438, Москва, ул. Автомоторная, д. 2

Алексей Станиславович Теренченко

Государственный научный центр «НАМИ»

Email: terenchenko@nami.ru
ORCID iD: 0000-0002-1371-3179
SPIN-код: 8166-4320

канд. техн. наук, доцент, директор Центра «Энергоустановки»

Россия, 125438, Москва, ул. Автомоторная, д. 2

Иван Сергеевич Шибаев

Государственный научный центр «НАМИ»

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivan.shibaev@nami.ru
ORCID iD: 0000-0002-8851-959X
SPIN-код: 5320-2940

начальник Управления «Двигатели внутреннего сгорания»

Россия, 125438, Москва, ул. Автомоторная, д. 2

Список литературы

  1. Гайсин С.В., Зленко М.А., Нагайцев М.В. Технический уровень современных V-образных бензиновых двигателей // Труды НАМИ. 2015. № 260. С. 6–40.
  2. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей / под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. Москва. Машиностроение, 1984.
  3. Конструирование двигателей внутреннего сгорания / под ред. Н.Д. Чайнова. Москва: Машиностроение, 2008.
  4. Автомобильные двигатели / под ред. М.С. Ховаха. Москва. Машиностроение, 1977.
  5. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. Учебное пособие для ВУЗов. 4-е изд., стереотип. Москва. Высшая школа, 2008.
  6. Чернавский С.А. Подшипники скольжения. Москва. МАШГИЗ, 1963.
  7. Черногоров Е. Подшипники скольжения. Челябинск, 2013.
  8. ms-motorservice.com [интернет]. Motorservice – организация по сбыту продукции концерна Rheinmetall [дата обращения 11.06.2022]. Доступ по ссылке: https://www.ms-motorservice.com
  9. drivparts.com [Internet]. DRiV serves customers in the automotive aftermarket. Available from: https://www.drivparts.com/en-eu/about-us.html Accessed: Jun 11, 2022.
  10. Kopeliovich D. Engine Bearing materials [Internet]. Available from: https://www.kingbearings.com/wp-content/uploads/2014/10/Engine-Bearing-materials.pdf Accessed: Jun 11, 2022.
  11. Kopeliovich D. Sputtering [Internet]. Available from: http://www.substech.com/dokuwiki/doku.php?id=sputtering Accessed: Jun 11, 2022.
  12. Wood D. What are ‘Sputtered’ Bearings? [Internet] Available from: www.highpowermedia.com/blog/3445/what-are-sputtered-bearings Accessed: Jun 11, 2022.
  13. Deicke K., Schubert W. PVD-coated high-performance bearings // ATZautotechnology. 2002. Vol. 2, N 5. P. 72–74. doi: 10.1007/bf03246732
  14. Kopeliovich D. Bearing Materials For Race Engines [Internet]. Available from: http://www.substech.com/dokuwiki/doku.php?id=bearing_materials_for_race_engines Accessed: Jun 11, 2022.
  15. Bergmann E., Braus J., inventors. Composite material having a slide layer applied by cathode sputtering. United States patent US 4889772A. 1989 Dec 26.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Узел шатунного подшипника.

Скачать (86KB)
3. Рис. 2. Относительный диаметр шатунной и коренной шеек.

Скачать (80KB)
4. Рис. 3. Относительная длина коренной (Lmp/d1) и шатунной (Lcp/d) шеек.

Скачать (73KB)
5. Рис. 4. Относительная длина шатунного подшипника: a – Lcb/Dc; b – Lcb/d.

Скачать (154KB)
6. Рис. 5. Параметр Lcb/Dc в зависимости от среднего эффективного давления.

Скачать (84KB)
7. Рис. 6. Диапазоны применения подшипников различных типов: биметаллические; триметаллические; Sputter.

Скачать (84KB)

© Эко-Вектор, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».