О выборе конструктивных параметров коренных и шатунных подшипников двигателей легковых автомобилей
- Авторы: Зленко М.А.1, Теренченко А.С.1, Шибаев И.С.1
-
Учреждения:
- Государственный научный центр «НАМИ»
- Выпуск: Том 16, № 1 (2022)
- Страницы: 5-12
- Раздел: Тепловые двигатели
- URL: https://journal-vniispk.ru/2074-0530/article/view/106459
- DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-106459
- ID: 106459
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Создание нового ДВС начинается с эскизного проекта, в ходе которого рождается архитектурный замысел двигателя, определяются основные черты его базовых компонентов. Подшипники (в данном случае скольжения) – это краеугольные камни конструкции, которые создают фундамент и формируют основу силовой схемы будущего двигателя. В связи с чем точный выбор этих ключевых компонентов двигателя – непреходящая актуальная задача.
Цель исследований – разработать и предложить инженерный метод выбора параметров подшипников на базе статистического анализа реализованных на практике наиболее удачных конструкций автомобильных двигателей.
Методология и методы. В работе использован метод сравнительного анализа относительных нагрузок, позволяющий проводить оценку условий нагруженности и несущей способности коренных и шатунных подшипников с использованием привычных для двигателистов относительных величин, таких как отношение диаметров шатунной и коренной шеек к диаметру цилиндра (d/Dc, d1/Dc), отношение длины шеек к их диаметрам (Lcp/d, Lmp/d) или к диаметру цилиндра (Lcp/Dc, Lmp/Dc) и т. д.
Результаты и научная новизна. Получены простые, но физически понятные величины, характеризующие условия работы подшипника, с помощью которых, используя имеющиеся каталоги фирм-производителей, конструктор имеет возможность подобрать наиболее близкие своим требованиям вкладыши подшипников – т. е. выбрать тип, размер вкладышей и потенциального поставщика.
Практическая значимость. Предлагаемый метод выбора конструктивных параметров подшипниковых узлов автомобильных двигателей позволяет существенно сократить объем расчетных работ на стадии эскизного проектирования силового механизма (коленчатый вал – блок цилиндров – шатунно-поршневая группа). Приведенные в работе данные могут быть также полезны для обновления давно устаревших данных, изложенных в учебной литературе 70–90-х годов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Михаил Александрович Зленко
Государственный научный центр «НАМИ»
Email: mikhail.zlenko@nami.ru
ORCID iD: 0000-0002-5351-3622
SPIN-код: 1606-9237
д-р техн. наук, главный научный сотрудник Управления «Двигатели внутреннего сгорания»
Россия, 125438, Москва, ул. Автомоторная, д. 2Алексей Станиславович Теренченко
Государственный научный центр «НАМИ»
Email: terenchenko@nami.ru
ORCID iD: 0000-0002-1371-3179
SPIN-код: 8166-4320
канд. техн. наук, доцент, директор Центра «Энергоустановки»
Россия, 125438, Москва, ул. Автомоторная, д. 2Иван Сергеевич Шибаев
Государственный научный центр «НАМИ»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivan.shibaev@nami.ru
ORCID iD: 0000-0002-8851-959X
SPIN-код: 5320-2940
начальник Управления «Двигатели внутреннего сгорания»
Россия, 125438, Москва, ул. Автомоторная, д. 2Список литературы
- Гайсин С.В., Зленко М.А., Нагайцев М.В. Технический уровень современных V-образных бензиновых двигателей // Труды НАМИ. 2015. № 260. С. 6–40.
- Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей / под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. Москва. Машиностроение, 1984.
- Конструирование двигателей внутреннего сгорания / под ред. Н.Д. Чайнова. Москва: Машиностроение, 2008.
- Автомобильные двигатели / под ред. М.С. Ховаха. Москва. Машиностроение, 1977.
- Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. Учебное пособие для ВУЗов. 4-е изд., стереотип. Москва. Высшая школа, 2008.
- Чернавский С.А. Подшипники скольжения. Москва. МАШГИЗ, 1963.
- Черногоров Е. Подшипники скольжения. Челябинск, 2013.
- ms-motorservice.com [интернет]. Motorservice – организация по сбыту продукции концерна Rheinmetall [дата обращения 11.06.2022]. Доступ по ссылке: https://www.ms-motorservice.com
- drivparts.com [Internet]. DRiV serves customers in the automotive aftermarket. Available from: https://www.drivparts.com/en-eu/about-us.html Accessed: Jun 11, 2022.
- Kopeliovich D. Engine Bearing materials [Internet]. Available from: https://www.kingbearings.com/wp-content/uploads/2014/10/Engine-Bearing-materials.pdf Accessed: Jun 11, 2022.
- Kopeliovich D. Sputtering [Internet]. Available from: http://www.substech.com/dokuwiki/doku.php?id=sputtering Accessed: Jun 11, 2022.
- Wood D. What are ‘Sputtered’ Bearings? [Internet] Available from: www.highpowermedia.com/blog/3445/what-are-sputtered-bearings Accessed: Jun 11, 2022.
- Deicke K., Schubert W. PVD-coated high-performance bearings // ATZautotechnology. 2002. Vol. 2, N 5. P. 72–74. doi: 10.1007/bf03246732
- Kopeliovich D. Bearing Materials For Race Engines [Internet]. Available from: http://www.substech.com/dokuwiki/doku.php?id=bearing_materials_for_race_engines Accessed: Jun 11, 2022.
- Bergmann E., Braus J., inventors. Composite material having a slide layer applied by cathode sputtering. United States patent US 4889772A. 1989 Dec 26.
Дополнительные файлы
