Повышение эффективности работы системы смазки современного дизельного двигателя внутреннего сгорания
- Авторы: Ханнанов М.Д.1,2, Алимгулов Э.Р.2, Фардеев Л.И.2, Куликов А.С.2, Гумеров И.Ф.2, Губайдуллин Р.Р.3, Муканов Г.Ж.3, Дойкин А.А.4
-
Учреждения:
- Набережночелнинский институт Казанского федерального университета
- Научно-технический центр «КАМАЗ»
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
- «Адванс Инжиниринг»
- Выпуск: Том 16, № 4 (2022)
- Страницы: 291-301
- Раздел: Тепловые двигатели
- URL: https://journal-vniispk.ru/2074-0530/article/view/126637
- DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-108421
- ID: 126637
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Ведущие производители двигателей для грузовой техники непрерывно конкурируют и пытаются создать двигатели с наилучшими потребительскими характеристиками, которые при этом отвечают современным экологическим нормам. Одной из наиболее важных характеристик для магистральных тягачей является топливная экономичность. В качестве способа улучшения данного параметра было выбрано уменьшение потерь механической энергии на привод масляного насоса.
Цели исследования – определить актуальный уровень механических потерь на приводе масляного насоса двигателя КАМАЗ 6ЧН13/15, сформировать комплекс решений по сокращению указанных потерь.
Методы. Актуальная картина распределения механических потерь для двигателя 6ЧН13/15 была получена методом прокрутки на моторном стенде путем последовательного удаления компонентов двигателя. Сравнительная диаграмма избыточного давления на выходе из неуправляемого и управляемого насосов была получена эмпирически во время испытаний на моторном стенде. Оценка положительного эффекта в результате применения управляемого масляного насоса была определена аналитически.
Результат. В результате применения управляемого масляного насоса удалось снизить величину избыточного давления при номинальных оборотах на выходе из насоса на 25%, что теоретически должно позволить снизить относительные механические потери двигателя на 3%.
Заключение. Практическая ценность исследования заключается в определении эффективных способов снижение потерь механической энергии и улучшении потребительских качеств современных дизельных двигателей.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Марат Дамирович Ханнанов
Набережночелнинский институт Казанского федерального университета; Научно-технический центр «КАМАЗ»
Автор, ответственный за переписку.
Email: marhan87@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9816-0691
SPIN-код: 9825-8736
Scopus Author ID: 1155699
аспирант кафедры «Автомобили, автомобильные двигатели и дизайн»
Россия, Набережные Челны; Набережные ЧелныЭдуард Радиевич Алимгулов
Научно-технический центр «КАМАЗ»
Email: Eduard.Alimgulov@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0002-7808-8327
SPIN-код: 8738-3647
Scopus Author ID: 1155030
руководитель группы перспективных двигателей
Россия, Набережные ЧелныЛенар Ильдарович Фардеев
Научно-технический центр «КАМАЗ»
Email: Lenar.Fardeev@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0002-2508-5915
SPIN-код: 4034-8695
заместитель главного конструктора по перспективным двигателям
Россия, Набережные ЧелныАндрей Сергеевич Куликов
Научно-технический центр «КАМАЗ»
Email: Andrey.Kulikov@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0003-4005-1112
SPIN-код: 1525-7860
Scopus Author ID: 910800
главный конструктор по двигателям
Россия, Набережные ЧелныИрек Флорович Гумеров
Научно-технический центр «КАМАЗ»
Email: gumerov@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0002-5538-8693
SPIN-код: 3475-4219
Scopus Author ID: 910965
к.т.н., заместитель генерального директора – директор по развитию
Россия, Набережные ЧелныРоберт Радикович Губайдуллин
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Email: diablogrr@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8480-1988
SPIN-код: 3962-8290
инженер группы двигателей внутреннего сгорания инжинирингового центра цифровых технологий машиностроения
Россия, ЕкатеринбургГалымжан Жанатович Муканов
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Email: g.mukanov@advengineering.ru
ORCID iD: 0000-0001-5611-4064
SPIN-код: 2593-9112
Scopus Author ID: 1040095
инженер-исследователь департамента стратегического развития инжинирингового центра цифровых технологий машиностроения
Россия, ЕкатеринбургАлексей Алексеевич Дойкин
«Адванс Инжиниринг»
Email: daa@advengineering.ru
ORCID iD: 0000-0001-9534-9878
SPIN-код: 8536-1760
Scopus Author ID: 583401
главный специалист отдела 1D системного моделирования
Россия, ЕкатеринбургСписок литературы
- Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высшая школа, 2008.
- Чайнов Н.Д., Иващенко Н.А., Краснокутский А.Н. и др. Конструирование двигателей внутреннего сгорания: Учебник для ВУЗов. под. ред. Чайнова Н.Д. М.: Машиностроение, 2008.
- Путинцев C.B. Механические потери в поршневых двигателях: Учебное пособие. М.: МГТУ им. Н. Баумана, 2011.
- Щукина В.Н. Анализ методов определения механических потерь для их последующего применения в процессе эксплуатации // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2016. № 5(75). С. 18–21.
- Beroun S., Páv K. Vybrané statě z vozidlových spalovacích motorů: (doplňková skripta pro magisterský studijní program). Liberec: Technická univerzita v Liberci, 2013.
- Procházka R., Dittrich A., Voženílek R., et al. New Ways to Measure Mechanical Losses by Motoring an ICE with Increased Cylinder Pressure // Applied Sciences. 2022. Vol. 12, N 4. P. 2155. doi: 10.3390/app12042155
- Анурьев В.И. Cправочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. Т. 3. 8-е изд., перераб. и доп. под. ред. Жестковой И.Н. М.: Машиностроение, 2001.
- Oil management for commercial vehicles [internet]. Режим доступа: https://www.mahle.com/en/products-and-services/commercial-vehicles/oil-management/ Дата обращения: 30.05.2022.
Дополнительные файлы
