Диагностика межвитковых коротких замыканий в фазных обмотках статора синхронных электродвигателей с постоянными магнитами
- Авторы: Жилейкин М.М.1, Климов А.В.1, Оспанбеков Б.К.1, Смирнов С.С.1
-
Учреждения:
- Инновационный центр «КАМАЗ», Инновационный центр Сколково
- Выпуск: Том 17, № 4 (2023)
- Страницы: 411-422
- Раздел: Электротехнические комплексы и системы
- URL: https://journal-vniispk.ru/2074-0530/article/view/252147
- DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-501751
- ID: 252147
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В настоящее время в сегменте городских пассажирских перевозок все более широкое применение находят электробусы, что обуславливается отсутствием вредных выбросов и низким уровнем шума. В качестве тягового электродвигателя широко используются синхронные машины с постоянными магнитами (СМПМ). Одним из наиболее перспективных методов контроля технического состояния тяговых электродвигателей является диагностика с помощью средств мониторинга, установленных на борту транспортного средства. К достоинствам таких методов следует отнести возможность проведения регулярных частых проверок состояния (в отличие от гораздо более редкого диагностирования в стационарных пунктах технического обслуживания) и более оперативного реагирования на развитие выявленных неисправностей, что существенно сокращает затраты на техническое обслуживание и ремонт дорогостоящего оборудования. К недостаткам относятся ограничения, связанные с дефицитом компоновочного пространства для размещения диагностического оборудования, и с ограниченными возможностями бортовых компьютерных средств по передаче и хранению диагностической информации и с трудоёмкостью вычислительных процедур встроенных экспертно-диагностических систем. Если говорить о видах эксплуатационных отказов СМПМ, которые встречаются наиболее часто и имеют наиболее тяжёлые с точки зрения затрат на восстановление работоспособности, то это межвитковые замыкания в обмотках статора, повышенный эксцентриситет воздушного зазора между статором и ротором, повреждение подшипников, а также повреждения связанного с электродвигателем механического редуктора.
Цель работы — выявление диагностических признаков межвитковых коротких замыканий в фазных обмотках синхронного электродвигателя с постоянными магнитами, с помощью которых можно на ранней стадии выявлять эти неисправности на борту маршрутных городских транспортных средств.
Методы. Разработана математическая модель синхронного электродвигателя с постоянными магнитами с короткозамкнутыми витками фазной обмотки, позволяющая проводить исследование поведения двигателя при различном числе замкнутых витков.
Результаты и выводы. Впервые сформулированы требования к диагностическим признакам для бортовой системы диагностики городского рейсового электробуса, позволяющим выявлять межвитковые замыкания в фазовых обмотках тяговых электродвигателей на ранних стадиях зарождения неисправности. Получены основные параметры процесса цифровой регистрации фазных токов, позволяющие проводить измерения и передачу сигналов по бортовой информационной сети электробуса. Методами имитационного моделирования установлено, что пиковые значения линейного спектра суммарного вектора тока являются устойчивыми диагностическими признаками, позволяющим выявлять межвитковые замыкания в фазовых обмотках тяговых электродвигателей на ранних стадиях зарождения неисправности.
Заключение. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования предложенных методов диагностирования технического состояния узлов тягового электропривода на городском пассажирском электротранспорте.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Михаил Михайлович Жилейкин
Инновационный центр «КАМАЗ», Инновационный центр Сколково
Автор, ответственный за переписку.
Email: ZhileykinMM@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0002-8851-959X
SPIN-код: 6561-3300
д-р техн. наук, руководитель группы инженерных расчётов
Россия, МоскваАлександр Владимирович Климов
Инновационный центр «КАМАЗ», Инновационный центр Сколково
Email: Aleksandr.Klimov@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0002-5351-3622
SPIN-код: 7637-3104
канд. техн. наук, руководитель службы электрифицированных автомобилей
Россия, МоскваБауржан Кенесович Оспанбеков
Инновационный центр «КАМАЗ», Инновационный центр Сколково
Email: OspanbekovBK@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0003-2756-7907
SPIN-код: 4857-4073
канд. техн. наук, заместитель руководителя службы электрифицированных автомобилей
Россия, МоскваСтанислав Сергеевич Смирнов
Инновационный центр «КАМАЗ», Инновационный центр Сколково
Email: Smirnov.SS@kamaz.ru
ORCID iD: 0009-0000-9500-0190
SPIN-код: 5329-9930
инженер-программист 1 категории службы электрифицированных автомобилей
Россия, МоскваСписок литературы
- Антонян А.В., Жилейкин М.М., Климов А.В. Обоснование принципов стабилизации движения сочленённого электробуса с задней толкающей секцией // Труды НАМИ. 2022. № 2 (289). С. 89–98. doi: 10.51187/0135-3152-2022-2-89-98
- Афанасьев Н.А., Юсипов М.А. Система технического обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйств промышленных предприятий. (система ТОР ЭО). М.: Энергоатомиздат, 1989.
- Анучин А.С. Системы управления электроприводов: учебник для вузов. М.: МЭИ, 2015.
- Абакумов А.М., Тулупов П.В., Чабанов Ю.А. Электрический привод. Часть 2. Электроприводы переменного тока: учеб. пособ. Самара: СамГТУ, 2014.
- Нго Ф.Л. Расчет индуктивностей синхронного двигателя с инкорпорированными постоянными магнитами // Энергетика. Изв. высш. учеб. заведений и энерг. объединений СНГ. 2017. Т. 60, № 2. С. 133–146. doi: 10.21122/1029-7448-2017-60-2-133-146
- Калачев Ю.Н. SimInTech: моделирование в электроприводе. М.: ДМК Пресс, 2019.
- Thorsen V., Dalva M. Condition Monitoring Methods, Failure Identification and Analysis for High Voltage Motors in Petrochemical Industry // Proc 8a 1EE Int Conf, EMD’97, University of Cambridge. 1997. Vol. 444, P. 109–113. doi: 10.1049/CP:19971048
- A. H. Bonnett and G. C. Soukup, “Rotor failures in squirrel cage induction motors,” IEEE Transactions on Industry Applications, vol. IA-22, no. 6, 1986, pp. 1165–1173.
- Kliman G.B., Stein J. Induction Motor Fault Detection Via Passive Current Monitoring // Current Practices and Trends in Mechanical Failure Prevention Proceedings of the 44th Meeting of the Mechanical Failures Prevention Group Virginia Beach, Virginia April 3-5, 1990. Illinois: Vibration Institute, 1990. P. 13–17.
- Thomson W.T., Chalmers S.J., Rankin D. On-line Current Monitoring and Fault Diagnosis in High Voltage Induction Motors — Case Histories and Cost Savings in Offshore Installations // Offshore Europe ’87, Conf Proc SPE September 1987, Aberdeen. SPE of AIME, 1987. P. SPE16577/1–SPE16577/10.
- Schoen R.R., Habetler T.G., Kamran F., et al. Motor Bearing Damage Detection Using Stator Current Monitoring // IEEE Transactions on Industry Applications. 1995. Vol. 31, N 6. P. 1274–1279. doi: 10.1109/28.475697
- Thomson W.T., Fenger M. Current Signature Analysis to Detect Induction Motor Faults // IEEE Industry Application Magazine. 2001. Vol. 7, N 4. P. 26–34. doi: 10.1109/2943.930988
- Thomson W.T. A Review of On-Line Condition Monitoring Techniques for Three-Phase Squirrel-Cage Induction Motors — Past Present and Future // IEEE Symposium on Diagnostics for Electrical Machines, Power Electronics and Drives, Gijon, Spain, Sept. 1999. Gijon: IEEE, 1999. P. 3–18.
Дополнительные файлы
