Диагностика межвитковых коротких замыканий в фазных обмотках статора синхронных электродвигателей с постоянными магнитами

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В настоящее время в сегменте городских пассажирских перевозок все более широкое применение находят электробусы, что обуславливается отсутствием вредных выбросов и низким уровнем шума. В качестве тягового электродвигателя широко используются синхронные машины с постоянными магнитами (СМПМ). Одним из наиболее перспективных методов контроля технического состояния тяговых электродвигателей является диагностика с помощью средств мониторинга, установленных на борту транспортного средства. К достоинствам таких методов следует отнести возможность проведения регулярных частых проверок состояния (в отличие от гораздо более редкого диагностирования в стационарных пунктах технического обслуживания) и более оперативного реагирования на развитие выявленных неисправностей, что существенно сокращает затраты на техническое обслуживание и ремонт дорогостоящего оборудования. К недостаткам относятся ограничения, связанные с дефицитом компоновочного пространства для размещения диагностического оборудования, и с ограниченными возможностями бортовых компьютерных средств по передаче и хранению диагностической информации и с трудоёмкостью вычислительных процедур встроенных экспертно-диагностических систем. Если говорить о видах эксплуатационных отказов СМПМ, которые встречаются наиболее часто и имеют наиболее тяжёлые с точки зрения затрат на восстановление работоспособности, то это межвитковые замыкания в обмотках статора, повышенный эксцентриситет воздушного зазора между статором и ротором, повреждение подшипников, а также повреждения связанного с электродвигателем механического редуктора.

Цель работы — выявление диагностических признаков межвитковых коротких замыканий в фазных обмотках синхронного электродвигателя с постоянными магнитами, с помощью которых можно на ранней стадии выявлять эти неисправности на борту маршрутных городских транспортных средств.

Методы. Разработана математическая модель синхронного электродвигателя с постоянными магнитами с короткозамкнутыми витками фазной обмотки, позволяющая проводить исследование поведения двигателя при различном числе замкнутых витков.

Результаты и выводы. Впервые сформулированы требования к диагностическим признакам для бортовой системы диагностики городского рейсового электробуса, позволяющим выявлять межвитковые замыкания в фазовых обмотках тяговых электродвигателей на ранних стадиях зарождения неисправности. Получены основные параметры процесса цифровой регистрации фазных токов, позволяющие проводить измерения и передачу сигналов по бортовой информационной сети электробуса. Методами имитационного моделирования установлено, что пиковые значения линейного спектра суммарного вектора тока являются устойчивыми диагностическими признаками, позволяющим выявлять межвитковые замыкания в фазовых обмотках тяговых электродвигателей на ранних стадиях зарождения неисправности.

Заключение. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования предложенных методов диагностирования технического состояния узлов тягового электропривода на городском пассажирском электротранспорте.

Об авторах

Михаил Михайлович Жилейкин

Инновационный центр «КАМАЗ», Инновационный центр Сколково

Автор, ответственный за переписку.
Email: ZhileykinMM@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0002-8851-959X
SPIN-код: 6561-3300

д-р техн. наук, руководитель группы инженерных расчётов

Россия, Москва

Александр Владимирович Климов

Инновационный центр «КАМАЗ», Инновационный центр Сколково

Email: Aleksandr.Klimov@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0002-5351-3622
SPIN-код: 7637-3104

канд. техн. наук, руководитель службы электрифицированных автомобилей

Россия, Москва

Бауржан Кенесович Оспанбеков

Инновационный центр «КАМАЗ», Инновационный центр Сколково

Email: OspanbekovBK@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0003-2756-7907
SPIN-код: 4857-4073

канд. техн. наук, заместитель руководителя службы электрифицированных автомобилей

Россия, Москва

Станислав Сергеевич Смирнов

Инновационный центр «КАМАЗ», Инновационный центр Сколково

Email: Smirnov.SS@kamaz.ru
ORCID iD: 0009-0000-9500-0190
SPIN-код: 5329-9930

инженер-программист 1 категории службы электрифицированных автомобилей

Россия, Москва

Список литературы

  1. Антонян А.В., Жилейкин М.М., Климов А.В. Обоснование принципов стабилизации движения сочленённого электробуса с задней толкающей секцией // Труды НАМИ. 2022. № 2 (289). С. 89–98. doi: 10.51187/0135-3152-2022-2-89-98
  2. Афанасьев Н.А., Юсипов М.А. Система технического обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйств промышленных предприятий. (система ТОР ЭО). М.: Энергоатомиздат, 1989.
  3. Анучин А.С. Системы управления электроприводов: учебник для вузов. М.: МЭИ, 2015.
  4. Абакумов А.М., Тулупов П.В., Чабанов Ю.А. Электрический привод. Часть 2. Электроприводы переменного тока: учеб. пособ. Самара: СамГТУ, 2014.
  5. Нго Ф.Л. Расчет индуктивностей синхронного двигателя с инкорпорированными постоянными магнитами // Энергетика. Изв. высш. учеб. заведений и энерг. объединений СНГ. 2017. Т. 60, № 2. С. 133–146. doi: 10.21122/1029-7448-2017-60-2-133-146
  6. Калачев Ю.Н. SimInTech: моделирование в электроприводе. М.: ДМК Пресс, 2019.
  7. Thorsen V., Dalva M. Condition Monitoring Methods, Failure Identification and Analysis for High Voltage Motors in Petrochemical Industry // Proc 8a 1EE Int Conf, EMD’97, University of Cambridge. 1997. Vol. 444, P. 109–113. doi: 10.1049/CP:19971048
  8. A. H. Bonnett and G. C. Soukup, “Rotor failures in squirrel cage induction motors,” IEEE Transactions on Industry Applications, vol. IA-22, no. 6, 1986, pp. 1165–1173.
  9. Kliman G.B., Stein J. Induction Motor Fault Detection Via Passive Current Monitoring // Current Practices and Trends in Mechanical Failure Prevention Proceedings of the 44th Meeting of the Mechanical Failures Prevention Group Virginia Beach, Virginia April 3-5, 1990. Illinois: Vibration Institute, 1990. P. 13–17.
  10. Thomson W.T., Chalmers S.J., Rankin D. On-line Current Monitoring and Fault Diagnosis in High Voltage Induction Motors — Case Histories and Cost Savings in Offshore Installations // Offshore Europe ’87, Conf Proc SPE September 1987, Aberdeen. SPE of AIME, 1987. P. SPE16577/1–SPE16577/10.
  11. Schoen R.R., Habetler T.G., Kamran F., et al. Motor Bearing Damage Detection Using Stator Current Monitoring // IEEE Transactions on Industry Applications. 1995. Vol. 31, N 6. P. 1274–1279. doi: 10.1109/28.475697
  12. Thomson W.T., Fenger M. Current Signature Analysis to Detect Induction Motor Faults // IEEE Industry Application Magazine. 2001. Vol. 7, N 4. P. 26–34. doi: 10.1109/2943.930988
  13. Thomson W.T. A Review of On-Line Condition Monitoring Techniques for Three-Phase Squirrel-Cage Induction Motors — Past Present and Future // IEEE Symposium on Diagnostics for Electrical Machines, Power Electronics and Drives, Gijon, Spain, Sept. 1999. Gijon: IEEE, 1999. P. 3–18.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Двухфазная обобщённая электрическая машины.

Скачать (61KB)
3. Рис. 2. Расположение постоянных магнитов.

Скачать (82KB)
4. Рис. 3. Воздушные зазоры между статором и ротором.

Скачать (63KB)
5. Рис. 4. Схема синхронного двигателя.

Скачать (144KB)
6. Рис. 5. Зависимости угловой скорости вращения ротора в процессе разгона при различном количестве короткозамкнутых витков в фазной обмотке: 1 — исправный электродвигатель; 2 — один виток замкнут: 3 —два витка замкнуты; 4 — три витка замкнуты.

Скачать (104KB)
7. Рис. 6. Крутящие электромагнитные моменты исследуемого тягового электродвигателя: 1 — исправный электродвигатель; 2 — один виток замкнут: 3 — два витка замкнуты; 4 — три витка замкнуты.

Скачать (120KB)
8. Рис. 7. Процесс увеличения частоты вращения ротора электродвигателя при регистрации фазных токов.

Скачать (102KB)
9. Рис. 8. Линейный спектр вектора суммарного тока исправного электродвигателя (n = 0).

Скачать (109KB)
10. Рис. 9. Линейный спектр вектора суммарного тока электродвигателя с закороченным одним витком фазной обмотки (n = 1).

Скачать (94KB)
11. Рис. 10. Линейный спектр вектора суммарного тока электродвигателя с закороченными двумя витками фазной обмотки (n = 2).

Скачать (95KB)
12. Рис. 11. Линейный спектр вектора суммарного тока электродвигателя с закороченными тремя витками фазной обмотки (n = 3).

Скачать (103KB)

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».