Метод защиты сочленённого электробуса от бокового опрокидывания
- Авторы: Антонян А.В.1,2, Климов А.В.1,2, Бучкин А.О.2
-
Учреждения:
- Инновационный центр «КАМАЗ»
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 18, № 3 (2024)
- Страницы: 232-243
- Раздел: Транспортные и транспортно-технологические комплексы
- URL: https://journal-vniispk.ru/2074-0530/article/view/277882
- DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-627777
- ID: 277882
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Современная тенденция к применению электробусов в последние несколько лет нарастает. Также на маршруты выходят и сочленённые электробусы. Эти транспортные средства из-за наличия тяжёлых тяговых аккумуляторных батарей, преимущественно на крыше, обладают склонностью к повышенному углу крена и склонностью к опрокидыванию. Поэтому существует необходимость в применении мер по защите от опрокидывания таких транспортных средств.
Цель — разработка закона и алгоритма управления, позволяющего путём снижения крутящего момента снизить склонность сочленённого электробуса к опрокидыванию.
Методы и материалы. При разработке и исследовании алгоритма используется среда имитационного моделирования MATLAB&Simulink с разработанной математической моделью пространственного движения сочленённого электробуса.
Результаты. Представлен вывод формул для вычисления критической скорости прохождения поворота секций для сочленённых транспортных средств, сформулированы алгоритм и закон управления тягой в зависимости от параметров поворота, представлены графики, обосновывающие работоспособность и эффективность алгоритмов.
Заключение. Практическая ценность разработанного алгоритма заключается в практическом применении на сочленённом транспортном средстве с целью снижения склонности к повышенным углам крена и защиты от опрокидывания.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Акоп Ваганович Антонян
Инновационный центр «КАМАЗ»; Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: antonyan.akop@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5566-6569
SPIN-код: 4797-9808
Scopus Author ID: 57217148592
канд. техн. наук, доцент, главный специалист Группы имитационного моделирования и оптимизации алгоритмов, старший научный сотрудник Передовой инженерной школы электротранспорта
Россия, 121205, Москва, Инновационный центр Сколково, Большой бул., д. 62; 107023, Москва, ул. Большая Семеновская, 38Александр Владимирович Климов
Инновационный центр «КАМАЗ»; Московский политехнический университет
Email: klimmanen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5351-3622
SPIN-код: 7637-3104
Scopus Author ID: 57218166154
канд. техн. наук, доцент, руководитель службы электрифицированных автомобилей; старший научный сотрудник Передовой инженерной школы электротранспорта
Россия, 121205, Москва, Инновационный центр Сколково, Большой бул., д. 62; 107023, Москва, ул. Большая Семеновская, 38Андрей Олегович Бучкин
Московский политехнический университет
Email: bucha934@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-8897-2086
инженер-программист 2 категории Группы имитационного моделирования и оптимизации алгоритмов
Россия, 107023, Москва, ул. Большая Семеновская, 38Список литературы
- El-Geneidy A.M., Vijaayakumar N. The Effects of Articulated Buses on Dwell and Running Times // Journal of Public Trasportation. 2011. Vol. 14, N. 3. P. 63–86. doi: 10.5038/2375-0901.14.3.4
- Holland S.P., Mansur E.T., Muller N.Z., et al. The environmental benefits of transportation electrification: Urban buses // Energy Policy. Part A. 2021. Vol. 148. doi: 10.1016/j.enpol.2020.111921
- Kim J., Song I., Choi W. An Electric Bus with a Battery Exchange System // MDPI. Energies. 2015. № 8. P. 6806–6819. doi: 10.3390/en8076806
- Fan Y., Du Ch., Wang Q. Study on the Influence of the Center of Gravity of Fuel Cell City Bus on its Handling Characteristics // Mechanica. 2020. Vol. 26, N. 5. P. 416–425. doi: 10.5755/j01.mech.26.5.23590
- Тарасик, В.П. Теория движения автомобиля. СПб.: БХВ-Петербург, 2022. EDN: FOWIQZ
- Ларин В.В. Теория движения полноприводных колёсных машин: учебник для вузов. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. EDN: QNWYGX
- Гладов Г.И., Петренко А.М. Специальные транспортные средства: Теория. М.: Академкнига, 2006.
- Анкинович Г.Г., Вержбицкий А.Н., Жилейкин М.М. Метод определения параметров движения двухосных колёсных машин для обеспечения работы системы динамической стабилизации // Известия ВУЗов. Машиностроение. 2017. № 3. С. 31–39. doi: 10.18698/0536-1044-2017-4-11-20 EDN: YJMIVZ
- Тадеусевич Р., Боровик Б., Гончаж Т. и др. Элементарное введение в технологию нейронных систем с примерами программ. М.: Горячая линия-Телеком, 2011.
- Антонян А.В. Метод защиты электробуса большого класса от бокового опрокидывания // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2022. № 4. С. 67–74. doi: 10.46960/1816-210X_2022_4_67 EDN: AVEPZB
- Жилейкин М.М. Теоретические основы повышения показателей устойчивости и управляемости колёсных машин на базе методов нечёткой логики. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. EDN: ZCOFWV
- Жилейкин М.М., Котиев Г.О. Моделирование систем транспортных средств. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2021. EDN: ZCUXHH
Дополнительные файлы
