ИНФОРМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОРАЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы информационного воздействия на противника. Обобщен исторический опыт зарождения и становления информационного воздействия как средства поражения, выявлена суть данного явления.
Рассмотрены некоторые методы информационного воздействия в целях достижения политического влияния, экономического давления и военного преимущества над противостоящей стороной.

Об авторах

А. Н. Зыков

Военный инновационный технополис «ЭРА»

Автор, ответственный за переписку.
Email: Zjkov79@mail.ru

д-р воен. наук, доцент, слушатель

Россия

А. В. Морозов

Военный инновационный технополис «ЭРА»

Email: andrew7@yandex.ru

чл.-корр. РАРАН, д-р техн. наук, профессор, начальник Управления Министерства обороны Российской Федерации по руководству деятельностью военного инновационного технополиса

Россия

Список литературы

  1. Макиавелли Н.О. О военном искусстве: пер. с итал. М.: Воениздат, 1939. 181 с.
  2. Черняк Е.Б. Химеры старого мира. М.: Молодая гвардия, 1970. 10 с.
  3. Крамер С.Н. История начинается в Шумере; под ред. и с предисл. В.В. Струве; пер. Ф.Л. Мендельсона. М.: Наука, 1965. 148 с.
  4. Сулейманов Ш.С., Назаров Е.А. Информационные войны: история и современность: уч. пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017. 124 с.
  5. Сунь Цзы (VI–V вв. до н.э.) Искусство войны/ Сунь-Цзы; под ред. Томаса Клири; пер. с англ. Н. Рыбальченко. М.: София, 2008. 223 с.
  6. Платон, (427-347 до н. э.). Сочинения : в 3 т.; пер. с древнегреч.; под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1968–1972.
  7. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Том 4. М.: Мысль, 1984.
  8. Токов Е., Касюк А. Психологические операции вооруженных сил США в войнах и конфликтах XX века // Зарубежное военное обозрение. 1997. № 6. С. 16–23.
  9. Лавренов С.Я., Хмельников В.С. Открытие Второго фронта в Европе. К 75-летию со дня проведения Нормандской операции (6 июня–30 августа 1944 г.) // Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer. 2019. № 6 (353). С. 72–87.
  10. Stuxnet: начало // kaspersky daily. URL: https://www.kaspersky.ru/blog/stuxnet-victims-zero/6119/?ysclid=lxmxx1awp7553897625 (дата обращения: 20.06.2024).
  11. Вирус Stuxnet может быть нацелен на урановые заводы Symantec // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20101116/297125122.html?ysclid=lxmy192cj8375398204 (дата обращения: 20.06.2024).
  12. Stuxnet в деталях: «Лаборатория Касперского» публикует подробности атаки на ядерный проект Ирана // kaspersky. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2014_stuxnet-vdetaliakh?ysclid=lxmy1abmsa71884087 (дата обращения: 20.06.2024).
  13. СМИ: вирус Stuxnet подогрел электронную гонку вооружений // Russia Today. URL: https://russian.rt.com/article/11423 (дата обращения: 20.06.2024).
  14. Вирус нового поколения: как кибератака NotPetya изменила мир // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2020/06/26/13132537/petya_is_three.shtml?ysclid=lxodteu6nu207308399&updated (дата обращения: 21.06.2024).
  15. «Чистой воды манипуляция»: почему Запад обвинил Россию в распространении вируса NotPetya // Russia Today. URL: https://
  16. russian.rt.com/world/article/482654-rossiyassha-kiberataka-obvineniye (дата обращения: 21.06.2024).
  17. Добробаба М.Б. Дипфейки как угроза правам человека // Lex russica. 2022. № 11 (192). С. 112–119.
  18. Пригожин назвал себя создателем «фабрики троллей» // РБК. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/14/02/2023/63ebaac39a7947282a7adc8e?ysclid=lxoqdgm4s1850033771 (дата обращения: 21.06.2024).
  19. Селин И.А., Фентисов Д.А. Информация — новое оружие массового поражения // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 2. С. 15–20.
  20. Осавелюк Е.А. Роль средств массовой информации (СМИ) в обеспечении информационной безопасности России на евразийском пространстве // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 3. С. 94–104.
  21. Шкрабков В.Н. Информационное оружие и информационные войны. М., 2001. 227 с.
  22. Кузьмина Е.А. Сетевые информационные войны как фактор угрозы глобальной безопасности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 2 (115). С. 221–225.
  23. Бурыкин И.А. Информационное сопровождение социальных конфликтов в средствах массовой информации (на примере сирийского конфликта) // Коммуникология: электрон. науч. журн. 2019. Т. 4. URL: http://online.communicology.us/p/archive.html (дата обращения: 20.11.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».