Орто- и мета-монохлорированные бифенилы угнетают гуморальный иммунитет и оказывают токсическое воздействие на клетки печени мышей

Обложка
  • Авторы: Егорова Д.О.1, Гейн С.В.1, Королев Н.А.1, Логинова Н.П.2
  • Учреждения:
    1. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
    2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Выпуск: Том 17, № 3 (2025)
  • Страницы: 40-43
  • Раздел: Экспериментальные статьи
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2075-8251/article/view/348462
  • DOI: https://doi.org/10.32607/actanaturae.27596
  • ID: 348462

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Широкомасштабное загрязнение окружающей среды полихлорированными бифенилами ведет к серьезным нарушениям здоровья человека и животных. Основное внимание уделяется изучению негативных эффектов, вызванных проникновением в организм человека средне- и высокохлорированных бифенилов. Имеются единичные сведения о влиянии низкохлорированных бифенилов, содержащих 1–2 заместителя, на функции органов и систем млекопитающих. Известно, что в природных условиях полихлорбифенилы могут подвергаться бактериальной деструкции, продукты которой относятся к группе вторичных поллютантов и рассматриваются как опасные для природы агенты. Ввиду малой изученности влияния вышеупомянутых соединений на здоровье человека, вопрос о воздействии монозамещенных хлорбифенилов, а также продуктов их биотрансформации на иммунитет и состояние внутренних органов млекопитающих остается открытым. В представленной работе впервые показаны эффекты воздействия орто- и мета-замещенных монохлорированных бифенилов на функции клеток иммунной системы и морфофункциональное состояние печени млекопитающих in vivo. Установлено, что ПХБ 1 и ПХБ 2 угнетают гуморальный иммунитет и вызывают продуктивную воспалительную реакцию, распространенную белковую дистрофию с фокусами некроза в печени. Продукты аэробной бактериальной трансформации ПХБ 1 и ПХБ 2 не оказывают негативного влияния на иммунную систему млекопитающих, но обладают токсичностью в отношении гепатоцитов, хотя и в меньшей степени, чем исходные хлорбифенилы.

Полный текст

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ПХБ – полихлорированные бифенилы; ПХБ 1 – орто-монохлорбифенил; ПХБ 2 – мета-монохлорбифенил; АОК – антителообразующие клетки; ГХ-МС – газовая хроматография с масс-спектрометрическим анализом; ВЭЖХ – высокоэффективная жидкостная хроматография.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем современности является воздействие на организм человека и животных полихлорированных бифенилов (ПХБ), а также их производных, образующихся в окружающей среде под действием природных факторов. Согласно Стокгольмской конвенции, ПХБ запрещены к производству и применению, однако они сохраняются в объектах окружающей среды и несут прямую угрозу здоровью населения [1]. Группа ПХБ состоит из 209 соединений, отличающихся количеством заместителей и их положением в молекуле. Поступление ПХБ в организм человека происходит в результате их аккумуляции в пищевых цепях [2]. ПХБ вызывают нарушения в развитии плода животных, заболевания кожи и нервной системы, рассматриваются как одна из причин возникновения диабета, а также провоцируют развитие опухолевых заболеваний и генетических нарушений [3, 4]. На примере отдельных средне- и высокохлорированных конгенеров ПХБ, содержащих более трех заместителей в молекуле, а также коммерческих смесей, показано их негативное влияние на иммунитет [5–7]. Однако вопрос о значимости низкохлорированных бифенилов для здоровья животных и человека в настоящий момент остается открытым.

Основным направлением для предотвращения перемещения ПХБ по пищевым цепям является их биодеструкция в природных средах, обусловленная деятельностью ферментативных систем аэробных бактерий. При этом образуются гидроксилированные производные хлорбифенилов и хлорбензойные кислоты, которые также могут вызывать негативные эффекты при поступлении в организм млекопитающих [8].

В данной работе впервые показаны эффекты орто- и мета-замещенных монохлорированных бифенилов и продуктов их бактериальной деструкции на показатели адаптивного иммунитета и морфофункциональное состояние печени мышей in vivo.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В работе использовали белых мышей породы Swiss, массой 18–23 г обоих полов. Животных содержали в условиях лабораторного вивария с 12-часовым циклом освещения, двухразовым питанием натуральным кормом в количестве, соответствующем суточным нормам, при неограниченном доступе к воде. Эксперименты были проведены в соответствии с рекомендациями и этическими нормами, указанными в «Европейской конвенции по защите позвоночных животных, используемых для экспериментальных и других научных целей». Получено разрешение локального этического комитета «ИЭГМ УрО РАН» IRB00010009 (Пермь, Россия) (протокол № 29 от 08.10.2024 г.).

орто-Монохлорбифенил (ПХБ 1) и мета-монохлорбифенил (ПХБ 2) вводили мышам перорально, в кукурузном масле, последовательно, через день, в дозе 100 мг/кг. Выбор дозы основан на опубликованных данных [9]. Продукты биодеструкции ПХБ 1 и ПХБ 2 вводили мышам перорально в виде водного раствора, через день, в дозе, соответствующей 100 мг/кг исходного субстрата. Контрольным группам вводили кукурузное масло и минеральную среду культивирования, освобожденную от бактериальных клеток, каждая группа содержала 7–11 особей.

Продолжительность эксперимента составила 25 сут. Гуморальный иммунитет индуцировали на 19 день эксперимента введением эритроцитов барана (108 клеток в 200 мкл физиологического раствора) в брюшную полость мышей. Реакцию гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ) индуцировали на 24 день эксперимента введением разрешающей дозы эритроцитов барана под кожу левой стопы и аналогичный объем 0.9% раствора NaCl вводили под кожу правой стопы. На 25 день животных выводили из эксперимента путем декапитации под эфирным наркозом. Гуморальный иммунный ответ оценивали по количеству антителообразующих клеток методом локального гемолиза в геле агарозы по методу Ерне. Выраженность реакции ГЗТ оценивали, измеряя отек лапы по индексу массы, который рассчитывали по формуле: (Ро  Рк)/Рк × 100%, где Ро – показатели массы опытной конечности, Рк – показатели массы контрольной конечности.

Ткани печени фиксировали в 10 % нейтральном формалине на фосфатном буфере (рН 7.2), с дальнейшей заливкой в парафин Histomix. Гистологические препараты готовили стандартным методом. Для оценки общей морфологической картины срезы окрашивали гематоксилином и эозином. Оценку и фотосъемку проводили на микроскопе Olimpus (Япония) с программным пакетом Imeg pro+ (free version).

Продукты биодеструкции ПХБ 1 и ПХБ 2 получали в экспериментах с отмытыми клетками аэробного штамма Rhodococcus sp. FG1 (ВКМ Ас-3030) согласно [10]. Культивирование осуществляли в течение 24 ч. Количественный анализ хлорбифенилов и их гидроксипроизводных проводили в условиях ГХ-МС [10]. Содержание веществ в каждом исследуемом образце рассчитывали методом внутренней нормализации. Качественный анализ производили по базе NIST17. Наличие бензойной и хлорбензойных кислот определяли методом ВЭЖХ в культуральной среде, освобожденной от бактериальных клеток центрифугированием (9660 g, 3 мин, центрифуга miniSpin (Eppendorf, Германия)), согласно [10].

Статистический анализ результатов проводили с использованием непарного t-критерия Стьюдента в программном пакете Microsoft Excel. Данные в таблицах представлены в виде среднего и его стандартной ошибки (M±m).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Как описано ранее, средне- и высокохлорированные бифенилы оказывают депрессивное воздействие на гуморальный и клеточно-опосредованный иммунитет позвоночных [5–7]. Нами установлено, что ПХБ 1 и ПХБ 2 в эксперименте in vivo статистически значимо снижали количество АОК в селезенке как по относительным, так и абсолютным показателям, на выраженность реакции ГЗТ исследуемые соединения не влияли (табл. 1).

 

Таблица 1. Влияние орто-монохлорбифенила (ПХБ 1) и мета-монохлорбифенила (ПХБ 2) на количество АОК в селезенке и выраженность реакции ГЗТ

Вещество

lgАОК/млн

lgАОК/орг

Индекс реакции ГЗТ, %

Кукурузное масло (Км)

2.25 ± 0.11

4.66 ± 0.09

20.06 ± 1.78

ПХБ 1

1.70 ± 0.19*

4.11 ± 0.20*

21.73 ± 2.37

ПХБ 2

1.69 ± 0.22*

4.07 ± 0.22*

25.59 ± 3.62

Примечание: *р ≤ 0.05 по сравнению с контролем.

 

Таким образом, ПХБ 1 и ПХБ 2 угнетают гуморальный иммунитет, но не влияют на показатели клеточно-опосредованного иммунитета.

Установлено, что продукты микробной трансформации ПХБ 1 и ПХБ 2 не оказывали статистически значимого влияния на количество антителообразующих клеток в селезенке и выраженность реакции ГЗТ по сравнению с группой животных, получавших в качестве контроля минеральную среду (Кс), в которой культивировали микроорганизмы, использованные для деструкции (табл. 2).

 

Таблица 2. Влияние продуктов биодеструкции орто-монохлорбифенила (ПХБ 1) и мета-монохлорбифенила (ПХБ 2) на количество АОК в селезенке и выраженность реакции ГЗТ

Вещество

lgАОК/млн

lgАОК/орг

Индекс реакции ГЗТ, %

Минеральная среда (Кс)

2.04 ± 0.15

4.29 ± 0.19

30.97 ± 4.56

Продукты деструкции ПХБ 1

2.00 ± 0.07

4.48 ± 0.11

24.63 ± 5.38

Продукты деструкции ПХБ 2

2.02 ± 0.17

4.43 ± 0.19

19.59 ± 2.68

 

На основании результатов ГХ-МС, ВЭЖХ, баз данных NIST17 и KEGG (http://kegg.jp) установлено, что штамм Rhodococcus sp. FG1 осуществляет разложение ПХБ 1 по классическому аэробному окислительному пути с формированием в качестве основного соединения 2-хлорбензойной кислоты, а ПХБ 2 – с образованием двух конгенеров гидроксилированных производных хлорбифенила, а также бензойной и 3-хлорбензойной кислот (рис. 1). Однако, в отличие от метаболитов 2,4,4’-трихлорбифенила [8], они не оказывали негативное влияние на иммунную систему мышей.

 

Рис. 1. Схема окисления ПХБ 2 ферментативной системой штамма Rhodococcus sp. FG1 и основные продукты деструкции. А – метаболический путь начинается с окисления 2 и 3 атомов углерода в незамещенном кольце молекулы бифенила. Б – метаболический путь начинается с окисления 2 и 3 атомов углерода в замещенном кольце молекулы бифенила

 

Гистологическое исследование показало, что печень животных в группах контроля имела нормальное строение, все структуры имели признаки функциональной активности (рис. 2А,Г). Пероральное введение ПХБ 1 и ПХБ 2 привело (в сравнении с группой контроля) к значительному увеличению числа двуядерных гепатоцитов, а также клеток с ядрами разной величины, мелкие фокусы некроза гепатоцитов и выраженную продуктивную воспалительную реакцию с признаками белковой дистрофии, имеющей распространенный характер (рис. 2Б,В). Согласно [11], выраженность реакции оценена на три балла. Согласно [12], внутрибрюшинное введение низкохлорированных бифенилов в тканях печени приводит к обширным клеточным изменениям, при этом не выявлено зависимости выраженности эффекта от введенного конгенера ПХБ. В печени животных, получавших продукты бактериальной деструкции ПХБ 1 и ПХБ 2, сохранялись признаки умеренной белковой дистрофии гепатоцитов, умеренный анизокариоз, увеличение числа двуядерных гепатоцитов в центральных областях печеночных долек, умеренно продуктивная воспалительная реакция (рис. 2Д,Е). Выраженность реакции согласно [11], оценена на 1.5 балла. Таким образом, можно предположить, что гидроксипроизводные ПХБ 1 и ПХБ 2 и (хлор)бензойные кислоты менее токсичны для гепатоцитов, нежели исходные монохлорбифенилы.

 

Рис. 2. Структура печени мышей в контрольных группах (А – кукурузное масло, Г – среда культивирования бактерий), под воздействием ПХБ 1 (Б), ПХБ 2 (В), продуктов биодеструкции ПХБ 1 (Д) и продуктов биодеструкции ПХБ 2 (Е) штаммом Rhodococcus sp. FG1. Ув. 400. Окраска: гематоксилин-эозином

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования впервые установлено, что орто- и мета-монохлорированные бифенилы угнетают гуморальный иммунитет, вызывают в печени продуктивную воспалительную реакцию, сопровождающуюся признаками клеточной дистрофии с фокусами некроза. Продукты бактериальной деструкции рассматриваемых хлорбифенилов не обладают иммуносупрессивным эффектом, однако оказывают токсическое воздействие на клетки печени, хотя и менее выраженное.

Работа поддержана грантом РНФ (№ 24-24-00498).

×

Об авторах

Д. О. Егорова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: daryao@rambler.ru
Россия, Пермь, 614990

С. В. Гейн

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук

Email: daryao@rambler.ru
Россия, Пермь, 614990

Н. А. Королев

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук

Email: daryao@rambler.ru
Россия, Пермь, 614990

Н. П. Логинова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: daryao@rambler.ru
Россия, Пермь, 614990

Список литературы

  1. Zhu M., Yuan Y., Yin H., Guo Z., Wei X., Qi X., Liu H., Dang Z. // Sci. Total. Environ. 2022. V. 805. Article 150270. doi: 10.1016/j.scitotenv.2021.150270.
  2. Frossard V., Vagnon C., Cottin N., Pin M., Santoul F., Naffrechoux E. // Sci. Total. Environ. 2023. V. 902. Article 166037. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2023.166037.
  3. Lan T., Liu B., Bao W., Thorne P.S. // Sci. Repts. 2023. V. 13. №. 1. Article 18322. https://doi.org/10.1038/s41598-023-45301-1.
  4. Miletić M., Kmetič I., Kovač V., Šimić B., Petković T., Štrac D.Š., Pleadin J., Murati T. // Env. Sci. Pollut. Res. 2023. V. 30. № 31. P. 77318–77327. https://doi.org/10.1007/s11356-023-27812-6.
  5. Gao Y., Huang W., Jiang N., Fang J.K.H., Hu M., Shang Y., Wang Y. // Marine Environ. Res. 2023. V. 192. Article 106214. https://doi.org/10.1016/j.marenvres.2023.106214.
  6. Duffy J.E., Carlson E., Li Y., Prophete C., Zelikoff J.T. // Marine Environ. Res. 2002. V. 54. № 3–5. P. 559–563. https://doi.org/10.1016/s0141-1136(02)00176-9.
  7. Hammond J.A., Hall A.J., Dyrynda E.A. // Aquatic Toxicol. 2005. V. 74. № 2. P. 126–138. https://doi.org/10.1016/j.aquatox.2005.05.006.
  8. Rengelshausen J., Randerath I., Schettgen T., Esser A., Kaifie A., Lang J., Kraus T., Ziegler P. // Arch. Toxicol. 2023. V. 97. № 10. P. 2609–2623. doi: 10.1007/s00204-023-03578-1.
  9. Руководство по проведению доклинических исследований лекарственных средств. Часть первая. М.: Гриф и К, 2012. 944 с.
  10. Egorova D.O., Gorbunova T.I., Pervova M.G., Kir’yanova T.D., Demakov V.A., Saloutin V.I., Chupakhin O.N. // J. Haz. Mat. 2020. V. 400. Article 123328. https://doi.org/10.1016/j.jhazmat.2020.123328
  11. Сенькова А.В., Савин И.А., Черноповская Е.Л., Давыдова А.С., Мещанинова М.И., Бишани А., Воробьева М.А., Зенкова М.А. // Acta Nature. 2024. Т. 16. № 2 (61). С. 61–71. https://doi.org/10.32607/actanaturae.27393
  12. Ludewig G., Robertson L.W. // Cancer Lett. 2013. V. 334. P. 46–55. https://doi.org/10.1016/j.canlet.2012.11.041.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Схема окисления ПХБ 2 ферментативной системой штамма Rhodococcus sp. FG1 и основные продукты деструкции. А – метаболический путь начинается с окисления 2 и 3 атомов углерода в незамещенном кольце молекулы бифенила. Б – метаболический путь начинается с окисления 2 и 3 атомов углерода в замещенном кольце молекулы бифенила

Скачать (165KB)
3. Рис. 2. Структура печени мышей в контрольных группах (А – кукурузное масло, Г – среда культивирования бактерий), под воздействием ПХБ 1 (Б), ПХБ 2 (В), продуктов биодеструкции ПХБ 1 (Д) и продуктов биодеструкции ПХБ 2 (Е) штаммом Rhodococcus sp. FG1. Ув. 400. Окраска: гематоксилин-эозином


© Егорова Д.О., Гейн С.В., Королев Н.А., Логинова Н.П., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».