Mordovian Dance in a Painting by the Artist A. A. Rybina-Egorova

Capa
  • Autores: Burnaev A.G.1
  • Afiliações:
    1. National Research Mordovia State University
  • Edição: Volume 16, Nº 3 (2024)
  • Páginas: 373-374
  • Seção: Events, People, Books
  • ##submission.dateSubmitted##: 26.09.2024
  • ##submission.dateAccepted##: 27.09.2024
  • ##submission.datePublished##: 02.10.2024
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2076-2577/article/view/264741
  • ID: 264741

Citar

Texto integral

Texto integral

Картина «Мордовский танец» (90 x 63 см, холст, масло) (рис. 1) написана в 2011 г. местным мордовским художником Алёной Александровной Рыбиной-Егоровой (рис. 2). В основу художественного полотна положен женский образ танцующей молодой эрзянки в этническом костюме мордвы-эрзи. Представленная героиня одета в праздничную расшитую рубаху, подпоясанную широким поясом с кистями-помпонами, обута в лыковые плетеные лапти с холщевыми онучами, на голове – кокошник с платком и разноцветными лентами, нагрудные массивные украшения в виде бус и пулагай/пулай (слово «пуло» переводится как хвост) – набедренная деталь в комплексе этнического женского костюма.

Рис. 1. А. А. Рыбина-Егорова. Мордовский танец. 2011.

Fig. 1. A. A. Rybina-Egorova. Mordovian dance. 2011.

Рис. 2. А. А. Рыбина-Егорова

Fig. 2. A. A. Rybina-Egorova

 

В живописной картине «Мордовский танец» художник Рыбина-Егорова представила красивый сценический симбиоз этнического эрзянского костюма с современными народными пластическими характеристиками. Она взяла за основу не пластику тяжеловесного этнического костюма мордвы-эрзи, а предложила на суд зрителя уже имеющийся сценический костюм, с его облегченной формой, выполненный художником-модельером Е. С. Морозовой для ансамбля танца «Мордовочка» (МГУ им. Н.  П. Огарева) и танцевальной группы «Лейне» (Мордовская государственная филармония).

В картине «Мордовский танец» все связано с этническим танцем: и пластика костюма, и женская статика, и мелкие хореографические движения, даже цветовая гамма бордово-красно-белого цвета с жаром пламени оранжевого огня, отдельные вкрапления черных шерстяных кистей пулая, а также мимика эрзянки, ее улыбка говорят о сдержанно-живом темпераменте танцовщицы. Эрзянка исполняет сложный сольный народный танец, она танцует с наклоном корпуса влево, мелко переступая ногами, руки разведены в стороны и подняты вверх на уровне головного убора, кисти рук у нее собраны в кулачек, словно после щелчка пальцами.

Эрзянка, изображенная на картине художника, не стоит на месте, она будто бы перемещается, т. е. в нашем воображении движется вперед, шагает навстречу зрителю. В картине представлены развивающиеся кисти пулая, они словно от дуновения ветра разлетаются по сторонам, т. е. диктуют о вращательных движениях и поворотах корпуса. Весь этот пластический спектр этнического костюма подчеркивается движением низа рубахи, а также лент головного убора и дополняется элементами эротического содержания, применяемыми в мордовском этническом танце, как колыхание красивой и объемной женской груди с движениями и звуком нагрудных и набедренных украшений.

В картине молодого художника Рыбиной-Егоровой мы находим не только отражение женской этнической пластики периода языческой культуры мордвы, но и авторские сценические краски народных эрзянских танцев Березниковского («Уточки Старых Найман») и Кочкуровского («Кочкурка») районов Республики Мордовия в постановке балетмейстера ансамбля национального танца «Мордовочка» (МГУ им. Н. П. Огарева), финно-угроведа, профессора, доктора искусствоведения А. Г. Бурнаева.

В картине «Мордовский танец» присутствует синтетичность пластических характеристик народного костюма, а также представляется сравнительный анализ отдельных бытовых элементов народного танца, которые находятся не только в сочетании пластики этнического костюма, но и мозаичности движений. В художественном представлении может рассматриваться ритмическая особенность дробных выстукиваний ногами, а также другие телодвижения. По-видимому, художник Рыбина-Егорова досконально изучила работы Ф.  В. Сычкова на этническую мордовскую тему и взяла за основу некоторые стилистические краски для своей картины «Мордовский танец».

Например, картина Ф. В.  Сычкова «Подруги за работой» (1935), где две молодые девушки мокшанки в этнических костюмах (Ковылкинского района Республики Мордовия) прядут пряжу, сидя на традиционной скамейке с пряслицами, и держат в руках веретено. Их мимика (улыбка на лице) диктует зрителю о женской румяной красоте. Пластика этнического костюма девушек передается статикой крупных складок на подоле верхней праздничной одежды «рукават», также как и головной убор, собранный в виде накрученной чалмы из цветастого полушалка, и белая льняная рубаха с набедренными шумящими и звенящими украшениями. В картине «Трактористки-мордовки» (1938) художник изобразил двух молодых мордовок-мокшанок на современных фабричных стульях как бы тех же подружек (1935), но более веселых, сидящих совершенно свободно. Эти мордовки «новой формации» с более богатыми праздничными костюмами.

Свободу в пластике и движениях тела мы не найдем в картине «Учительница-мордовка» (1937). В ней отображается этнический раздел особой мордвы, где мокшанская красавица статично сидит на скамье с неповторимым обаянием, изысканностью головного лопатообразного убора, нагрудных и набедренных украшений, в белой рубахе с красно-розовым «рукават». Аналогичная палитра красок этнического костюма передана Ф. В. Сычковым в картине «Эрзянка» (1952). Здесь присутствуют и другие оттенки эмоциональности женского образа, где свободная пластика тела сочетается с некой статностью женской фигуры в полный рост. В картине «Школьница-отличница» (1934) есть другие пластические краски. Они выражены в ярком и живом образе сидящей, широко улыбающейся девочки-мокшанки, держащей в руках раскрытую книгу. В этом образе передан энергетический посыл к движению в изучении чего-то нового, развитию индивидуального знания.

У художника Ф. В. Сычкова мы также находим женский образ молодой эрзянки, изображенной на панно «Праздник урожая» (1938). Девушка в этническом костюме (Кочкуровского района Республики Мордовия) со своей статикой разведенных в стороны рук (правая согнута в локте и поднята вверх, держит стакан молодого вина, а левая отведена в сторону с открытой ладонью наружу) передает зрителю не сам танец, а сдержанный эмоциональный посыл к сольному песенному танцу, который отражается и в пластике тела, и мимике женского лица исполнительницы.

Рыбина-Егорова – молодой художник, она как живописец и график работает в разных жанрах и направлениях, таких как портрет, деревенский пейзаж, натюрморт, фантазийно-символическая композиция. В своих живописных картинах автор открывает для зрителя красоту человеческого характера, передает состояние души и представляет на их суд свои эмоциональные переживания, даже чувственность.

Творчество сопряжено с неуемной фантазией, которая вызывает у зрителя позитивные эмоции и впечатления, наполняющие человеческую душу незримой энергией и теплотой. Картина «Мордовский танец» отвечает всем приведенным параметрам, она была представлена 2011 г. на городских выставках и фестивалях народного творчества не только в Саранске («Тепло родного очага», «Большая Волга», «Шумбрат Мордовия»), но и в Москве («Увиденное» в ЦДХ). Тематика работ художника самая разнообразная, также как и техника исполнения. Виден скрупулезно-кропотливый труд автора над каждым художественным произведением. В живописи Рыбина-Егорова не останавливается на достигнутых результатах, она соединяет сразу несколько направлений и находит их соприкосновение с современной действительностью. Представляя свое творческое кредо, художник находится в постоянном поиске чего-то нового и неизученного.

×

Sobre autores

Alexander Burnaev

National Research Mordovia State University

Autor responsável pela correspondência
Email: burnaevag@mail.ru
ORCID ID: 0000-0002-2295-9699

Dr.Sci. (Arts), Department of Theater Arts and Folk Art Culture

Rússia, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russian Federation

Bibliografia

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Бурнаев А.G., 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».