Интонация как средство передачи коммуникативного высказывания в коми прозе
- Авторы: Пунегова Г.В.1
-
Учреждения:
- Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН
- Выпуск: Том 15, № 2 (2023)
- Страницы: 168-179
- Раздел: Филологические науки
- Статья получена: 09.12.2025
- Статья одобрена: 09.12.2025
- Статья опубликована: 19.07.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2076-2577/article/view/356941
- DOI: https://doi.org/10.15507/2076-2577.015.2023.02.168-179
- ID: 356941
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Целью статьи является изучение интонационных особенностей и средств передачи речевых актов в коми художественных произведениях. Голос как источник информации не привлекал внимания коми лингвистов, не изучены вопросы коми интонации. В связи с этим обращение к общей характеристике средств, с помощью которых коми прозаики отражают интонационные особенности речи своих персонажей, считается актуальным в коми языке и позволяет говорить о новом методе изучения восприятия фразовой интонации.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили примеры из произведений современной художественной литературы коми классиков. Методологической базой исследования стал комплекс лингвистических методов – описательный, перцептивный анализ фразовой интонации, лингвистический анализ текста, элементы структурно-семантического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучение интонации позволило зафиксировать ряд просодических признаков. Описываемая речь героев художественных произведений исследовалась по разным параметрам акустики: длительности, интенсивности, высоте тона, тембру, темпу, ритмике; посредством неречевых звуков, через указание на особенности артикуляции, дикции; по сходству с явлениями звучащего мира. Обнаружено, что особенно детально в авторских ремарках описываются уровень громкости голосов персонажей, интенсивность звучащей речи.
Заключение. Исследовательский материал показал, что языковые функции интонации полно и последовательно могут отражаться не только в живой звучащей речи, но и на письме в форме речи литературного героя прозаических произведений. Функции и выразительные возможности интонации заключены в авторских обозначениях просодических характеристик речи. Большую роль в этом играет индивидуальный стиль автора, отличающийся чуткостью к звуковой стороне речи его персонажей.
Ключевые слова
Полный текст
-
Об авторах
Галина Васильевна Пунегова
Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: galina.syktsu@mail.ru
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора языка Института языка, литературы и истории
Россия, СыктывкарСписок литературы
- Баянова А. Т. Категория обращения и способы его выражения в калмыцком языке (на примере сказок в записи Г. Й. Рамстедта) // Вестник Удмуртского университета.Сер.: История и филология. 2018. Т. 28,№ 6. С. 957–971.
- Блохина Л. П. Просодические характеристики речи и методы их анализа. М.:МГПИИЯ, 2002. 74 с.
- Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. 5-е изд. М.: Рус. яз., 1983. 239 с.
- Васильев Л. М. Семантика русского глагола. М.: Высш. шк., 1981. 184 с.
- Винокур Т. Г. К характеристике говорящего: Интонация и реакция // Язык и личность: сб. ст. М., 1989. С. 11–23.
- Водясова Л. П. Описание как функционально-смысловой тип речи, его виды и роль в художественном тексте // Вестник угроведения. 2019. Т. 9, № 3. С. 417–426.doi: 10.30624/2220-4156-2019-9-3-417-426.
- Водясова Л. П. Семантико-синтаксический статус обращения и его эмоционально-оценочный потенциал // Вестник угроведения. 2021. Т. 11, № 4. С. 616–623. doi: 10.30624/2220-4156-2021-11-4-616-623.
- Гуляева Н. И. Вербальная репрезентация эмоций в коммуникативном поведении коми // Человек. Культура. Образование.2021. № 3. С. 44–60. doi: 10.34130/2233-1277-2021-3-44.
- Гуляева Н. И. Коммуникемы с семантикой побуждения в коми языке // Вестник угроведения. 2020. Т. 10, № 3. С. 446–452. doi: 10.30624/2220-4156-2020-10-3-446-452.
- Иванова И. Г., Егошина Р. А. Просод и ч е с к и е ха р а кт е р и с т и к и эм о ц и о нально окрашенных фраз в типологиче ски неродственных языках: на м а т е р и а л е м а р и й с к о г о и ф р а н цузского языков // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 1. С. 16–28. doi: 10.15507/20762577.013.2021.01.16-28.
- Ковалев В. П. Звучащая речь в произведениях А. И. Куприна // Вопросы стилистики: межвуз. науч. сб. Саратов, 1977.Вып. 13. С. 100–114.
- Кукуева Г. В. Авторская речь как стилистическая категория (на материале рассказов Е. Д. Айпина) // Вестник угроведения. 2020. Т. 10, № 1. С. 70–79. doi: 10.30624/2220-4156-2020-10-1-70-79.
- Маслова В. А. Основы современной лингвистики: курс лекций. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2018. 222 с.
- Мосина Н. М., Паксюткина Ю. С. Семантика глаголов слухового восприятия в эрзянском и финском языках // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 1. С. 12–19. doi: 10.15507/2076-2577.012.2020.01.012-019.
- Пиотровская Л. А. Проблема системного описания эмотивных типов интонации //Проблемы и методы экспериментально-фонетических исследований: сб. ст. к 70-летию профессора кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков Л. В. Бондарко. СПб., 2002. С. 215–223.
- Раднаева Л. Д. Просодическая характеристика речи (на примере фрагментов художественных произведений русских писателей) // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 10.С. 59–61.
- Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.175 с.
- Светозарова Н. Д. Интонация в художественном тексте. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. 180 с.
- Шаховский В. И. Эмоции как объект исследования в лингвистике // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 29–42.
- Шаховский В. И. Язык и эмоции в аспекте лингвокультурологии. Волгоград: Перемена, 2009. 169 с.
- Ivonen A. Functional composition of an utterance explains its prosody // Проблемы и методы экспериментально-фонетических исследований: сб. ст. к 70-летию профессора кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков Л. В. Бондарко. СПб., 2002. 171–175.
- Nöth W. Symmetries and Asymmetries between Positive and Negative Emotion Words //Proceedings. Tübingen, 1992. P. 72–89.
Дополнительные файлы



