Участие студентов неязыковых вузов в проектах как элемент мотивации к развитию иноязычной коммуникативной компетенции (на примере молодежных проектов в России)
- Авторы: Грищенко Н.А.1, Корниенко В.В.1, Молокова Е.А.1, Молокова Е.А.1
-
Учреждения:
- Сибирский федеральный университет
- Выпуск: Том 17, № 2 (2025)
- Страницы: 124-140
- Раздел: Языкознание и литературоведение
- Статья опубликована: 30.06.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2077-1770/article/view/305535
- DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2025-17-2-506
- EDN: https://elibrary.ru/VUNDAD
- ID: 305535
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Данная статья рассматривает стратегию развития иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на примере формирования языковой среды (близкой к естественной). В статье описан проект «КрасWorld», который был реализован студентами СФУ в рамках Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход» и Международного проекта «Летний университет 2024» на базе СФУ, а также опыт участия студентов СФУ в Международном молодёжном форуме «Евразия Global» с точки зрения мотивации к изучению английского языка как языка-посредника между студентами стран, в которых английский язык преподается как иностранный, включая РФ. В статье предложены отзывы студентов об участии в данных проектах и сделан вывод о положительном влиянии таких мероприятий на развитие иноязычных коммуникативных компетенций студентов, а также на мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка (английского) в целом.
Цель – подчеркнуть значимость проектной деятельности (международные молодежные проекты) для повышения мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых вузов.
Материалы и методы. Статья базируется на опыте студентов СФУ, принявших участие в двух международных проектах: проект «КрасWorld», реализованный в рамках Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход» и Международного проекта «Летний университет 2024»; Международный молодёжный форум «Евразия Global». Результаты по проекту «КрасWorld» были представлены в рамках Всероссийского студенческого форума «Твой Ход – 2024». Отзывы по проекту «КрасWorld» были опубликованы в социальных сетях проекта (Telegram-канал «КрасWorld»; «КрасWorld» ВКонтакте). Для отбора отзывов, касающихся тренировки иноязычных коммуникативных компетенций, использовался метод прямой выборки.
Результаты. Международные проекты создают потребность в общении между представителями разных стран, погружая студентов в среду близкую к естественной иноязычной языковой среде, которая побуждает студентов к формальному и неформальному общению на английском языке, тем самым способствует эффективной тренировке рецептивных (чтение, слушанье) и продуктивных (говорение, письмо) навыков.
Об авторах
Наталия Анатольевна Грищенко
Сибирский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ashatanatal@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0037-876X
SPIN-код: 4877-9656
кандидат филологических наук, доцент
Россия, пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация
Виктория Валерьевна Корниенко
Сибирский федеральный университет
Email: kornienko7608@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7669-4502
SPIN-код: 5431-0670
старший преподаватель
Россия, пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация
Елизавета Александровна Молокова
Сибирский федеральный университет
Email: liza.molokova05@mail.ru
SPIN-код: 1090-4132
студент
Россия, пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация
Елена Александровна Молокова
Сибирский федеральный университет
Email: molokova.lena1419@mail.ru
студент
Россия, пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация
Список литературы
- Агаларова, Р. И., Агларова, З. М., & Тетакаева, Л. М. (2018). Актуализация познавательной деятельности и деятельности и творческих способностей учащихся языкового факультета посредством проектной методики. Казанский педагогический журнал, (1(80)), 80–83.
- Артемьева, О. А. (2002). Современные концепции и модели обучения иностранным языкам профессиональной направленности: традиции и стратегия обновления. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 1(1), 71–81.
- Белогрудова, В. П. (2005). Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. Иностранные языки в школе, (8), 6–11.
- Вятютнев, М. Н. (1977). Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах. Русский язык за рубежом, (6), 38–45.
- Гончарова, Н. А., & Медведев, А. В. (2022). Метод проектов как прогрессивный метод обучения иноязычной коммуникации в русле современного образования. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 27(5), 1209–1216. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1209-1216 EDN: https://elibrary.ru/GOMENO
- Полат, Е. С. (2002). Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: ACADEMA. 268 с. Получено с https://innotech.ucoz.net/polat_e.s-red-novye_pedagogicheskie_i_informacionn.pdf (дата обращения: 13.05.2025)
- Селевко, Г. К. (1998). Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Москва: Народное образование. С. 14–15.
- Соловова, Е. Н. (2008). Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. Москва: АСТ «Астрель». 238 с. Получено с https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004021230 (дата обращения: 13.05.2025)
- Рабочая программа дисциплины "Иностранный язык". (2016). Сибирский федеральный университет. Получено с https://edu.sfu-kras.ru/sites/edu.sfu-kras.ru/files/work-programs/2016/inostrannyy_yazyk_0.pdf (дата обращения: 13.05.2025)
- Федеральное агентство по делам молодёжи "Росмолодёжь". (2025). "Евразия Global". Получено с https://fadm.gov.ru/news/otkryta-registratsiya-na-mezhdunarodnyy-molodyezhnyy-forum-evraziya-global/?ysclid=mamcg64bd8723200290 (дата обращения: 13.04.2025)
- Haines, S. (1989). Projects for the EFL classroom London: Resource material for teachers. Walton-on-Thames Survey, UK: Nelsen. 489 p.
- "KrasWorld | Krasnoyarsk region". (2025). Telegram-канал. Получено с https://t.me/krasnoyarskworld (дата обращения: 13.04.2025)
- "КрасWorld". (2025). ВКонтакте. Получено с https://vk.com/krasworld_student (дата обращения: 13.04.2025)
Дополнительные файлы
