Участие студентов неязыковых вузов в проектах как элемент мотивации к развитию иноязычной коммуникативной компетенции (на примере молодежных проектов в России)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Данная статья рассматривает стратегию развития иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на примере формирования языковой среды (близкой к естественной). В статье описан проект «КрасWorld», который был реализован студентами СФУ в рамках Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход» и Международного проекта «Летний университет 2024» на базе СФУ, а также опыт участия студентов СФУ в Международном молодёжном форуме «Евразия Global» с точки зрения мотивации к изучению английского языка как языка-посредника между студентами стран, в которых английский язык преподается как иностранный, включая РФ. В статье предложены отзывы студентов об участии в данных проектах и сделан вывод о положительном влиянии таких мероприятий на развитие иноязычных коммуникативных компетенций студентов, а также на мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка (английского) в целом.
Цель – подчеркнуть значимость проектной деятельности (международные молодежные проекты) для повышения мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых вузов.
Материалы и методы. Статья базируется на опыте студентов СФУ, принявших участие в двух международных проектах: проект «КрасWorld», реализованный в рамках Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход» и Международного проекта «Летний университет 2024»; Международный молодёжный форум «Евразия Global». Результаты по проекту «КрасWorld» были представлены в рамках Всероссийского студенческого форума «Твой Ход – 2024». Отзывы по проекту «КрасWorld» были опубликованы в социальных сетях проекта (Telegram-канал «КрасWorld»; «КрасWorld» ВКонтакте). Для отбора отзывов, касающихся тренировки иноязычных коммуникативных компетенций, использовался метод прямой выборки. 
Результаты. Международные проекты создают потребность в общении между представителями разных стран, погружая студентов в среду близкую к естественной иноязычной языковой среде, которая побуждает студентов к формальному и неформальному общению на английском языке, тем самым способствует эффективной тренировке рецептивных (чтение, слушанье) и продуктивных (говорение, письмо) навыков.

Об авторах

Наталия Анатольевна Грищенко

Сибирский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ashatanatal@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0037-876X
SPIN-код: 4877-9656

кандидат филологических наук, доцент

 

Россия, пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Виктория Валерьевна Корниенко

Сибирский федеральный университет

Email: kornienko7608@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7669-4502
SPIN-код: 5431-0670

старший преподаватель

 

Россия, пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Елизавета Александровна Молокова

Сибирский федеральный университет

Email: liza.molokova05@mail.ru
SPIN-код: 1090-4132

студент

 

Россия, пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Елена Александровна Молокова

Сибирский федеральный университет

Email: molokova.lena1419@mail.ru

студент

 

Россия, пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Список литературы

  1. Агаларова, Р. И., Агларова, З. М., & Тетакаева, Л. М. (2018). Актуализация познавательной деятельности и деятельности и творческих способностей учащихся языкового факультета посредством проектной методики. Казанский педагогический журнал, (1(80)), 80–83.
  2. Артемьева, О. А. (2002). Современные концепции и модели обучения иностранным языкам профессиональной направленности: традиции и стратегия обновления. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 1(1), 71–81.
  3. Белогрудова, В. П. (2005). Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. Иностранные языки в школе, (8), 6–11.
  4. Вятютнев, М. Н. (1977). Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах. Русский язык за рубежом, (6), 38–45.
  5. Гончарова, Н. А., & Медведев, А. В. (2022). Метод проектов как прогрессивный метод обучения иноязычной коммуникации в русле современного образования. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 27(5), 1209–1216. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1209-1216 EDN: https://elibrary.ru/GOMENO
  6. Полат, Е. С. (2002). Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: ACADEMA. 268 с. Получено с https://innotech.ucoz.net/polat_e.s-red-novye_pedagogicheskie_i_informacionn.pdf (дата обращения: 13.05.2025)
  7. Селевко, Г. К. (1998). Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Москва: Народное образование. С. 14–15.
  8. Соловова, Е. Н. (2008). Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. Москва: АСТ «Астрель». 238 с. Получено с https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004021230 (дата обращения: 13.05.2025)
  9. Рабочая программа дисциплины "Иностранный язык". (2016). Сибирский федеральный университет. Получено с https://edu.sfu-kras.ru/sites/edu.sfu-kras.ru/files/work-programs/2016/inostrannyy_yazyk_0.pdf (дата обращения: 13.05.2025)
  10. Федеральное агентство по делам молодёжи "Росмолодёжь". (2025). "Евразия Global". Получено с https://fadm.gov.ru/news/otkryta-registratsiya-na-mezhdunarodnyy-molodyezhnyy-forum-evraziya-global/?ysclid=mamcg64bd8723200290 (дата обращения: 13.04.2025)
  11. Haines, S. (1989). Projects for the EFL classroom London: Resource material for teachers. Walton-on-Thames Survey, UK: Nelsen. 489 p.
  12. "KrasWorld | Krasnoyarsk region". (2025). Telegram-канал. Получено с https://t.me/krasnoyarskworld (дата обращения: 13.04.2025)
  13. "КрасWorld". (2025). ВКонтакте. Получено с https://vk.com/krasworld_student (дата обращения: 13.04.2025)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».